Новоселья идут по плану
Строительный комплекс республики обеспечил выполнение программы жилищного строительства за 9 месяцев 2003 года.
Постановлением Совета Министров от 18 января 2003 г. №56 “О мерах по выполнению заданий на 2003 год по строительству жилых домов” республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам, Минскому горисполкому и другим организациям поручалось обеспечить за 9 месяцев текущего года выполнение 75% годового задания по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов.
Фактически, по данным Минстата, за январь-сентябрь 2003 г. в целом по республике введено в действие 2417 тыс. м 2 общей площади жилых домов, или 81 процент от годового объема. Успешно выполняется задание по возведению жилья и в сельской местности. Здесь сдано в эксплуатацию 730,9 тыс. м 2 (81,2% от годового задания), что составляет 30,2% от общего объема жилья, введенного в эксплуатацию за этот период в целом по республике.
Наилучшие показатели по жилищному строительству за отчетный период достигнуты в г. Минске (88% годового задания), Гродненской и Минской областях (соответственно 83% и 82%), Брестской области (79%). Справились с заданием 9 месяцев Витебская, Гомельская и Могилевская области (по 75%).
Лидирующее положение в сельском жилищном строительстве занимает Минская область. Здесь за 9 месяцев при годовом задании 258 тыс. м 2 введено в эксплуатацию 313,9 тыс. м 2, т.е. досрочно значительно перевыполнена годовая программа. Это результат четкой и слаженной работы заказчиков и подрядных организаций, непрерывное и своевременное финансирование, концентрация финансовых ресурсов на вводных объектах с высокой степенью строительной готовности. Высокие показатели традиционно имеет Брестская область (81,2% годового задания), перевыполнено задание за отчетный период и в Гродненской области (76,3%). Вместе с тем, три области не обеспечили выполнение установленных заданий. Это Могилевская (42,8%), Витебская (50,4) и Гомельская (64,8%) области. Есть, конечно, необъективные причины, не позволившие добиться лучших результатов в этих регионах. С другой стороны, такие результаты свидетельствуют о недостаточно эффективной организаторской работе как местных исполнительных и распорядительных органов, так и подрядных строительных организаций.
Успешное выполнение задания 9 месяцев по вводу в действие жилых домов в целом по республике стало возможным благодаря реализации облисполкомами, Минским горисполкомом, министерствами, организациями комплекса организационных мер. Систематически проводятся заседания штабов (на уровне областей, городов и районов) по контролю за ходом строительства. Постоянно ведется работа по изысканию дополнительных средств на финансирование строительства жилья и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.
По данным Минфина, облисполкомов и Минского горисполкома, на 1 октября 2003 г. на финансирование жилищного строительства выделено 139,3 млрд рублей бюджетных средств (субсидии выделены полностью, льготные кредиты — на 93,7%, субвенции на социальное жилье — на 77,2%, средства по инвестиционной программе — на 91,7%, на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС — на 98,6%, средства местных бюджетов — на 92,5%). Велика в этом деле и роль местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов. Из этих фондов на строительство жилья направлено 104,3 млрд рублей, или 55,8% к годовому плану.
Весомый вклад в выполнение программы жилищного строительства внесен министерствами, другими республиканскими органами госуправления и концернами, которым доведены задания по строительству жилья. Например, за счет средств организаций, займов и инновационных фондов в системе Минстройархитектуры задание 9 месяцев выполнено на 139%, Белорусской железной дорогой — на 155%, Минэнерго — на 115%, ОАО “Белтрансгаз” — на 114%, концерном “Белэнерго” — на 100%. В то же время, ряд ведомств не справились с заданием и не смогли достичь за 9 месяцев установленного рубежа — 75% от годового объема. Среди отстающих — канцерн “Белгоспищепром” (6%), концерн “Белнефтехим” (48%), Минтранс (52%), Минсвязи (65%).
Как известно, с 2002 года в республике изменены концептуальные направления решения на практике проблемы воспроизводства жилищного фонда и решением правительства в целях обеспечения комплексного подхода в этом деле доведены задания по регионам по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов и за счет реконструкции (тепловой модернизации) и капитального ремонта. В целом по республике это задание составляет 610 тыс. м 2 общей площади.
За прошедшие 9 месяцев введено в действие после реконструкции и капремонта 371 тыс. м 2, или 60,8% к годовому заданию (в том числе после реконструкции — 42,3 и после капитального ремонта — 328,7 тыс. м 2). Активнее других этой работой занимаются в Гродненской области — 93,5% к годовому заданию, Витебской — 85,4%, Брестской — 77,3%. Ниже показатели в Могилевской области и г. Минске (соответственно 65,8% и 61,8%). Значительно отстают в этом плане Минская и Гомельская области (39,1% и 33,7% к годовому заданию).
Низок удельный вес тепловой модернизации жилых домов в общем объеме указанных работ. Всего в республике после реконструкции с тепловой модернизацией введено в эксплуатацию 26,5 тыс. м 2 общей площади, или 7%.
В целом результаты работы за 9 месяцев текущего года дают основание полагать, что годовое задание по вводу в эксплуатацию 3 млн м 2 общей площади жилых домов будет выполнено. Однако для этого необходимо сконцентрировать усилия всех участников инвестиционного процесса в жилищном строительстве (в первую очередь, управленцев, заказчиков и подрядчиков) на обеспечении реализации первостепенных мер по выполнению годовой программы жилищного строительства.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2003 год в рубрике экономика