С сентября снижен размер пени


Постановлением Правительства от 26 сентября 2003 г. № 1223 “О внесении изменения в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332” с 1 сентября текущего года снижен размер пени за просрочку жилищно-коммунальных платежей.

Согласно законодательству, наниматели, собственники жилых помещений, члены организации граждан-застройщиков обязаны вносить в полном объеме полагающуюся плату за техническое обслуживание (затраты, связанные с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий) и коммунальные услуги за каждый истекший месяц не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Пеня как мера финансового воздействия за нарушение сроков уплаты платежей до 1 сентября 2003 г. взималась в размере 0,5 процента от неуплаченной в установленный срок суммы жилищно-коммунальных платежей за каждый день просрочки. Теперь, в соответствии с решением Правительства, размер указанной пени снижен до 0,3 процента.
Предварительно данный вопрос по поручению Правительства и Национального Совета по трудовым и социальным вопросам неоднократно рассматривался Минжилкомхозом, Минфином, Минэкономики с участием облисполкомов, Минского горисполкома и других заинтересованных. Обсуждались различные варианты решения этой проблемы вплоть до отмены пени или снижения ее размера до минимального уровня в 0,1 процента (предложение Федерации Профсоюзов Беларуси).

В итоге было констатировано, что установление в настоящее время размера пени ниже 0,3 процента будет равнозначно ее отмене, что, в свою очередь, повлияет на рост просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги и, как следствие, приведет к дальнейшему ухудшению финансово-экономического положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства (по данным Минжилкомхоза, на 01.09.2003 г. количество домохозяйств с просроченными платежами составило 14,6%, а общая сумма задолженности — 19,4 млрд рублей, или 34,6% к начисленным платежам).
По мнению Федерации Профсоюзов Беларуси, несвоевременная оплата жилищно-коммунальных платежей в большинстве случаев объясняется тем, что коллективными договорами предприятий и организаций республики установлены сроки выплаты заработной платы с 12 по 25 число месяца, следующего за отчетным. Усугубляют положение и имеющие место случаи несвоевременной выплаты зарплаты на ряде предприятий и организаций республики.

Поэтому на повестке дня стоит также и вопрос изменения срока внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги. Действующий ныне срок — не позднее 15 числа следующего за истекшим месяца — установлен ст. 65 Жилищного кодекса Республики Беларусь. Следовательно, и изменить его можно только путем внесения в установленном порядке соответствующего изменения в данный законодательный акт.
Решение указанного вопроса заложено в проекте новой редакции Жилищного кодекса, которая уже принята в первом чтении и готовится к рассмотрению во втором чтении на открывшейся сессии Палаты Представителей Парламента Республики Беларусь. В этом проекте предусмотрен перенос предельного срока внесения платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги за каждый истекший месяц с 15 на 20 число следующего за ним месяца.

Однако такое решение не поддерживается Федерацией Профсоюзов Беларуси, которая настаивает на переносе срока внесения жилищно-коммунальных платежей на последнее число месяца, следующего за истекшим. Такое предложение в результате всестороннего обсуждения было поддержано на состоявшемся в конце сентября т.г. заседании Постоянной комиссии Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации. В такой редакции, по всей видимости, эта норма и будет включена в проект Жилищного кодекса для рассмотрения на сессии.

Разумеется, в сложившейся ситуации должен быть найден разумный компромисс с учетом как социальных, так и экономических факторов. Снижение на законодательном уровне размера пени и перенос сроков внесения жилищно-коммунальных платежей (что, конечно же, не может быть беспредельным), возможно, и улучшает в какой-то степени положение граждан — потребителей и плательщиков жилищно-коммунальных услуг, ухудшая при этом и так очень тяжелое положение предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, которые, в свою очередь, из-за несвоевременных платежей населения становятся хроническими должниками по оплате за потребленные энергоресурсы.
Вместе с тем, представляется, что подобное нормативно-правовое закрепление сложившейся ситуации с жилищно-коммунальными платежами (которая, надо полагать, носит временный характер) как в теоретическом, так и в практическом плане не способствует решению более важной задачи — реализации предусмотренного ст.42 Конституции Республики Беларусь права лиц, работающих по найму, на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением на уровне, обеспечивающем им и их семьям свободное и достойное существование.

Иными словами, усилия всех республиканских и региональных органов государственного управления и соответствующих общественных организаций должны быть направлены на обеспечение своевременной выплаты достойной заработной платы. Тогда, в конечном счете, и проблема переноса срока коммунальных платежей и снижения размера пени исчезнет сама по себе.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 2003 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость