Лизинг как форма обновления основного капитала предприятия


Большинство предприятий Беларуси нуждаются в современном и высокопроизводительном оборудовании, так как физический и моральный износ основных производственных фондов составляет не менее 60% (в некоторых случаях — до 90%). Эта проблема решается медленно и неэффективно из-за отсутствия оборотных средств, невысокой покупательной способности потребителей продукции белорусских товаропроизводителей, большой внешней задолженности предприятий республики за энергоносители.

Из-за кризиса неплатежей предприятиям редко удается изыскать собственные финансовые ресурсы для обновления производственной базы. Дотации же государства используются на погашение текущих долгов и увеличивают уровень инфляции. Что касается банковской сферы, то банки предпочитают вариант краткосрочного коммерческого кредитования, и под высокие проценты, которые трудно возместить прибылью от производственной деятельности. Ограничены и возможности привлечения иностранного капитала: международные организации не желают рисковать, инвестируя средства в страну, где рыночные реформы осуществляются столь медленными темпами. В результате складывается ситуация, при которой, с одной стороны, предприятия испытывают потребность в реконструкции и техническом перевооружении своего производства, а с другой — традиционные источники капитальных вложений не позволяют это сделать.

Опыт зарубежных государств показывает, что в период экономических кризисов эффективным средством обновления технической базы предприятий является лизинг. За рубежом доля капитальных вложений в развитие производства, обусловленная реализацией лизинговых проектов, достигает 20-30% (в США — 28%, в ЕС — 15-17%). В Беларуси эта величина составляет только 2%. В экономически развитых странах около 80% новых видов продукции производится на оборудовании, взятом в лизинг. Так, 8 из 10 американских компаний арендуют или все оборудование, или все оборудование, необходимое им для ведения бизнеса, или часть его.

История развития лизинга
В историческом плане операции типа “лизинг” известны были еще в Древнем Вавилоне около 2 тыс. лет до н.э., но за точку начала отсчета лизинговых операций зарубежные исследователи принимают 1877 год, когда американская компания Bell Telephone Company приняла решение вместо продажи телефонов сдавать их в аренду. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им, в отличие от простой его продажи, защитить свое монопольное право на использование ноу-хау. Аналогично “Белл” компания Hughes, изготовляющая инструменты, сохраняла контроль над ценами, предоставляя свой специализированный 11-гранный бур только на условиях аренды. Компания U. S. Shoe Machenery, производившая оборудование для изготовления обуви, использовала соглашения, связывавшие клиентов исключительно с ее собственной продукцией. Только принятие федерального антимонопольного законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выставить оборудование на свободную продажу.
В России с понятием “лизинг” познакомились во время Второй мировой войны, когда в 1941-1945 годах по leand-lease осуществлялись поставки американской техники.

Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов прошлого столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.
Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания United States Leasing Corporation. Основал ее Генри Шонфельд. Первоначально он создал компанию для одной конкретной лизинговой сделки, но затем понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, и в результате на свет появилась United States Leasing Corporation. Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США, и, следовательно, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятие, как международный лизинг. Через несколько лет компания начала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 году). В дальнейшем она стала именоваться United States Leasing International.
В Европе первая лизинговая компания — Deutsche leasing GmbH — появилась в 1962 г. в Дюссельдорфе (ФРГ). С 1972 г. здесь существует европейский рынок лизинга LEASEUROPE — Европейское объединение национальных лизинговых союзов. Его штаб-квартира расположена в Брюсселе.

Лизинг в Беларуси начал внедряться 10 лет назад, когда появились первые лизинговые компании. Заметный рост количества лизинговых компаний в РБ наблюдался с 1993 по 1996 год. К тому моменту, когда было введено лицензирование этого вида деятельности, в стране насчитывалось около 60 реально действующих лизинговых компаний. В настоящий момент на рынке работает не более 50 таких предприятий.
Работающие сегодня на белорусском рынке лизинговые компании представлены в основном двумя группами: к первой относятся независимые операторы, работающие преимущественно в секторе малого и среднего бизнеса. В последние 3-4 года занимаются лизингом белорусские банки. У многих кредитных учреждений страны объем таких операций достигает 30% от общего объема кредитования. Однако основной объем лизинговых операций приходится на компании, созданные при банках. В силу особенностей действующего законодательства реализация банком инвестиционного проекта через собственную лизинговую компанию экономически более эффективна, чем осуществление подобного проекта банком-лизингодателем или независимой лизинговой компанией. Это преимущество обусловлено особенностями налогообложения и учета в банках и лизинговых компаниях.
Лизинговыми операциями активно занимается АСБ “Беларусбанк”, ОАО “Белпромстройбанк”, ОАО “Белгазпромбанк”. Среди лидеров следует назвать такие банковские лизинговые компании, как “Белбизнеслизинг”, “Белинтерфинанс” и др.
К следующей группе относятся компании, созданные крупными товаропроизводителями (“Беларустракторолизинг” и др.). Заметное место на рынке занимают компании, принадлежащие физическим лицам (“Лотос”, “Лизинг-сервис”, “Лизинговые операции” и др.).

Сущность и виды лизинга
В международной практике термин “лизинг” применяется для обозначения различного рода сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования (инвестиционных товаров). В зависимости от срока договора аренды различают три вида арендных операций:
Краткосрочная аренда (renting) — на срок от одного дня до одного года.
Среднесрочная аренда (hiring) — от одного года до трех лет.
Лизинг (leasing) — от трех до двадцати и более лет.
Таким образом, лизинг — это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных арендодателем (лизингодателем) для арендатора (лизингополучателя) с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за лизингодателем на весь срок договора аренды.
В мировой практике выделяют два основных вида лизинговых сделок: финансовый и оперативный лизинг. В РБ распространение получил финансовый лизинг.
Финансовый лизинг представляет собой лизинг имущества с полной окупаемостью или полной выплатой его стоимости. Данный вид лизинга имеет место тогда, когда в течение срока договора лизингодатель возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой операции.
При финансовом лизинге срок, на который оборудование передается во временное пользование, по продолжительности совпадает со сроком его полной амортизации.
При оперативном лизинге срок договора короче, чем экономический срок службы имущества. Объект оперативного лизинга — это, как правило, оборудование с высокими темпами морального старения.
При оперативном лизинге происходит частичная выплата стоимости арендуемого имущества, т.е. лизингодатель за время действия одного договора возмещает лишь часть стоимости оборудования, и поэтому вынужден сдавать его во временное пользование несколько раз, как правило, разным пользователям.

Рыночные функции лизинга
Финансовая функция лизинга выражена наиболее четко, поскольку лизинг является формой вложения средств в основные фонды. С ростом технического прогресса инвестиционные потребности народного хозяйства уже не могут в полной мере удовлетворяться исключительно за счет традиционных каналов финансирования, каковыми выступают бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, долгосрочный банковский кредит и прочие источники. При этом не только происходит смещение приоритетов в источниках (например, в перспективе должен увеличиться удельный вес собственных средств предприятий и организаций в связи с изменением норм амортизационных отчислений на полное восстановление активной части основных производственных фондов), но и появляются потребности в принципиально новых каналах финансирования.

В этих условиях лизинг становится дополнением к традиционным источникам средств для удовлетворения инвестиционных потребностей предприятий. По своей экономической сущности из всех перечисленных выше источников лизинг наиболее близок к долгосрочному банковскому кредиту. Расширение масштабов лизингового бизнеса в перспективе может, хотя и незначительно, сузить сферу использования долгосрочного кредитования, но в целом приведет к общему росту заемных средств в источниках финансирования и кредитования основных фондов.
Производственная функция лизинга заключается в оперативном и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования, а не приобретения машин и оборудования в собственность. Он наиболее эффективен в отношении особо дорогостоящей, с наибольшим риском морального старения, техники.
Характерные черты лизинга — оперативность и гибкость. Поэтому наиболее эффективно применение лизинга в отраслях народного хозяйства с сезонным и передвижным характером работ.

Преимущества лизинга
Основные преимущества лизинга вытекают из принципа разделения юридического и экономического права собственности на арендуемые активы. Юридический владелец (арендодатель) может положиться главным образом на способность пользователя (арендатора) обеспечить достаточное количество средств для выплаты арендной платы. По этой причине лизинг может оказаться привлекательнее, чем традиционное банковское кредитование, особенно для быстроразвивающихся малых и средних компаний.

Причиной широкого распространения лизинга является ряд преимуществ этой формы инвестиционного финансирования перед традиционным кредитом.
1. Лизинг предполагает 100-процентное кредитование и, как правило, не требует немедленного начала платежей.
2. Контракт по лизингу заключить обычно проще, чем получить кредит (особенно финансовый, т.е. несвязанный). Особенно это относится к мелким и средним предприятиям.
3. Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, которая предполагает жесткие сроки и иные условия погашения.
4. Риск морального и физического износа оборудования целиком ложится на арендодателя.
5. Преимущества арендуемого имущества. В ряде стран взятое в аренду имущество при лизинге может не отражаться на балансе предприятия-пользователя, поскольку право собственности сохраняется за арендодателем. Лизинг, таким образом, не “утяжеляет” активы, арендная плата получателя оборудования относится на издержки производства (себестоимость) и соответственно снижает налогооблагаемую прибыль. Лизинг способствует увеличению общего объема операций арендатора по финансированию хозяйственного оборота и не препятствует привлечению традиционных источников средств. В этой связи современный лизинг часто классифицируется как “внебалансовое финансирование”.
6. В случае лизинга арендатор может единовременно задействовать гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке, а временно высвобожденные благодаря лизингу финансовые ресурсы направить на другие цели.
7. Так как лизинг длительное время служит средством реализации продукции и развития производства, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций.
8. Международный валютный фонд не учитывает сумму лизинговых сделок в подсчете национальной задолженности, т.е. существует возможность превысить фактические лимиты кредитной задолженности, установленные Фондом по отдельным странам.

В то же время лизингу могут быть присущи следующие недостатки:
— Арендатор проигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования (в частности, из-за инфляции).
— Если научно-технический прогресс делает изделие устаревшим, при финансовом лизинге арендные платежи не прекращаются до окончания контракта.
— Лизинговые сделки, как правило, характеризуются сложной организацией.
— Стоимость лизинга выше, чем ссуды, поскольку риски износа оборудования ложатся на арендодателя.
— Соответственно последний закладывает это в стоимость лизинга.
Лизинг предоставляет арендодателю (обычно дочерней структуре) не меньше преимуществ и выгод, чем арендатору. К ним относятся:
— Расширение круга банковских операций и рост числа клиентов.
— Снижение риска потерь от неплатежеспособности арендатора.
— Собственность на лизинговое имущество сохраняется за арендодателем, для погашения обязательства он может отобрать имущество, отдать в аренду другому арендатору или продать.
— После занесения переданного имущества в актив баланса арендодатель начинает начислять амортизацию, которая не облагается налогом и направляется на увеличение фонда новых закупок оборудования.
— В отличие от простой банковской ссуды лизинговые платежи рассчитаны на средний и длительный сроки, и поэтому на период договора лизинга платежи арендодателю остаются стабильными.
— Начисление арендной платы, как правило, проще начисления и учета процентов по ссудам и ведения платежных дел предприятий в процессе долгосрочного кредитования.

Опыт использования лизинговых отношений в РБ
Лизинг в Беларуси появился в конце 1991 года, причем параллельно развивался международный и внутренний лизинг. Уже к 1993 году этот вид деятельности был настолько заметен, что появилась необходимость в разработке правил его ведения. В апреле 1994 года вступили в силу методические указания по учету лизинговых операций, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь. Среди стран СНГ это был первый документ по лизингу. При всей важности методических указаний они определяли правила только одной стороны лизинговой операции — бухгалтерского учета. Фактически лизинг существовал и даже развивался, но ни в Гражданском кодексе, ни в других законодательных актах он не был описан. Таким образом, получалось, что он находился вне закона. На практике возникало множество проблем, связанных с налогообложением, юридическими и другими вопросами, были даже судебные процессы.
29 февраля 1996 г. было разработано Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденное Министерством экономики. Это положение является основополагающим: лизинг признается как вид деятельности, даются его четкие признаки, указывается, что является предметом лизинга, рассматриваются основные правила построения договорных отношений и т.д.

В данном положении совершенно не изменилось отношение к международному лизингу. Для международных лизинговых сделок характерными являются сроки от 3 до 25 лет. Таможенным кодексом установлено, что в режиме временного ввоза по истечении срока 1 год необходимо подать прошение начальнику таможенной службы на продление режима. На практике это означает, что решение, скорее всего, будет отрицательным. Кроме того, это оборудование не может быть передано в пользование (лизинг, аренду) третьему лицу. Значит, профессиональные лизингодатели РБ лишены возможности сотрудничать с коллегами из-за рубежа и быть участниками процессов, происходящих в мировом лизинге.
Далее. Наше законодательство по-прежнему рассматривает получение в международный лизинг Президентом РБ оборудования как извлечение дохода иностранным лицом, и весь платеж должен быть подвергнут налогообложению у источника выплат по ставке 15%. Искушенные в международных сделках иностранцы либо просто не хотят иметь с нами дела, либо справедливо считают, что этот налог — дело внутреннее и их не касается: не выгодно — не бери. А ведь выгоды-то для нас в международном лизинге сверхочевидные. Потому что международный лизинг оборудования — это не что иное, как привлечение зарубежных инвестиций (но не в денежной форме, а в натурально-вещественной форме) в экономику РБ, да еще на условиях более льготных, чем отечественное долгосрочное кредитование из-за более низких процентных ставок, длительных сроков и экспорта налоговых льгот, предоставляемых правительствами развитых стран своим компаниям.
Из вышесказанного следует, что одна из основных причин недостаточного развития лизинга в нашей стране — несовершенство действующего законодательства, в первую очередь, в области налогообложения, ценообразования, лицензирования, защиты прав собственника-инвестора.

Структура рынка лизинговых услуг РБ
Этот рынок в Беларуси имеет свою специфику, обусловленную состоянием отечественной экономики. В структуре нашего лизинга основную долю занимают транспортные средства. Далее следуют сельскохозяйственная техника, компьютеры, медицинское оборудование и т.п. Такая структура сложилась в силу того, что:
— большинство отечественных лизинговых компаний не имеют средств на приобретение (для дальнейшей сдачи в финансовую аренду) дорогостоящих товаров (например, самолетов, электротурбин и т.п.);
— самая динамичная часть производителей (транспортные предприятия) так или иначе вынуждена брать оборудование в лизинг, чтобы соответствовать международным стандартам.

В республике преобладают среднесрочные договоры лизинга. Это объясняется нерасположенностью банков к долгосрочным вложениям. Кроме того, любая лизинговая сделка требует залогового обеспечения, а при совершении лизинговой операции с зарубежными контрагентами — поручительств и гарантий, которыми не всегда располагают потенциальные отечественные лизингополучатели. Перспективы белорусского рынка лизинговых услуг зависят от инвестиционного спроса, который сегодня значительно превышает предложение. Можно прогнозировать (с минимальным риском ошибиться), что дальнейшие изменения структуры этого рынка будут зависеть в первую очередь от развития городской инфраструктуры, диктующей необходимость приобретения достаточно дорогой дорожно-строительной техники. Переоснащение и модернизация предприятий аграрного сектора поначалу осуществлялись у нас на условиях долгосрочной аренды. Однако в конце 1997 года в республике были введены новые правила проведения лизинговых операций (в схеме закупки сельхозтехники стал задействоваться государственный кредит РФ, предоставленный правительству РБ). С этого момента постепенно начала производиться замена финансовых инструментов модернизации белорусского АПК. Сегодня в Беларуси внутригосударственный лизинг сельхозтехники, произведенной на отечественных предприятиях, организован за счет внебюджетного фонда поддержки сельского хозяйства. Однако из-за своих ограниченных возможностей фонд не может обеспечить поставку всего комплекса необходимой техники. В то же время не до конца задействованные мощности белорусских машиностроительных предприятий не позволяют развивать экспортный лизинг (в первую очередь — со странами СНГ).

Анализ структуры потребительских сегментов рынка лизинговых операций показывает, что наибольшее число договоров приходится на сектор услуг (транспортные перевозки, торговля). В качестве основных лизингополучателей сегодня выступают также банки, совхозы и колхозы. Большинство из них ориентируются на зарубежную технику. Основная часть объектов лизинга попадает на территорию Беларуси в результате сделок, где третьей стороной выступает иностранный производитель. К сожалению, качество отечественного инвестиционного оборудования в большинстве случаев не может удовлетворить белорусских заказчиков.
Взаимосвязь экспортного и импортного лизинга очевидна. Так, насыщение станочного парка республики высокотехнологичным прецизионным оборудованием напрямую способствовало бы повышению качества продукции, что, в свою очередь, позволило бы переориентировать спрос (привлечь внимание внутренних потребителей к отечественным товарам) и положительно повлиять на структуру белорусского экспорта, увеличив в нем долю конкурентоспособной готовой продукции.

Заключение
Лизинг в Беларуси — сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.
Нашим производителям и предпринимателям нужно создать условия, при которых они стремились бы развивать этот род деятельности. Для этого в первую очередь следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длинными сроками действия (не менее 3-х лет). Ведь именно такие договора будут нести реальные инвестиции в экономику.
Мне кажется, правительство, прежде всего, должно если не освободить, то хотя бы снизить в два и более раз налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора.
Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь и являющимся объектами международного финансового лизинга.

Существующие формы лизинговых компаний (банковская, производственная, комбинированная) не позволяют осуществлять лизинговые операции в достаточном объеме из-за ограниченных финансовых возможностей и зависимости от внешнего источника финансирования. На современном этапе наиболее эффективными формами организации лизинговых компаний в Беларуси могут быть не принявшиеся ранее лизинговые холдинги, отличающиеся способами формирования головной и зависимых компаний. Холдинги могут быть образованы в результате горизонтальной интеграции или в результате объединения пакетов акций, что позволит привлечь значительные объемы финансовых ресурсов, осуществлять дорогостоящие лизинговые проекты, эффективно управлять финансовыми, трудовыми, материальными ресурсами компании.
Оптимальной экономической моделью лизинговой компании является структура, в которой нет дублирующих и недостающих элементов, позволяющая прогнозировать деятельность компаний и адекватно реагировать на изменение окружающей среды. Модель лизинговой компании, в отличие от существующих, содержит службу маркетинга, четкое разделение на финансово-аналитический блок (кредитный, финансовый, лизинговый, аналитический, внешнеэкономический отделы), коммерческий блок (клиентский, рекламный, юридический, таможенный отделы, отдел страхования, экспертную службу) и сервисный (отдел справок, отдел сбыта для лизингодателей-производителей, сервисный центр, отдел экстренной помощи). Эффективный процесс управления предполагает также наличие информационных баз данных с использованием интернет-технологий, содержащих подробную информацию о работе всех отделов и деятельности компании в целом. Данная структура позволяет четко разграничивать функции между отделами, эффективно управлять финансовыми и информационными потоками компании.
Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.
Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике нашей республики.

А.Н. ЧУДАКОВА, доцент БГТУ Николай СИНЯК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 2003 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость