Энергетика Прибалтики: опыт Литвы
В октябре этого года группа специалистов в составе заместителя генерального директора концерна “Белэнерго”, руководителя группы Сергея Мелеховца, начальника управления сбыта энергии концерна “Белэнерго” Алексея Богушевича, заместителя начальника СВТ РУП “ОДУ” Сергея Германовича и других посетила с рабочим визитом АО Lietuvos Energija для ознакомления с опытом в части реструктуризации, организации рынка электроэнергии и создания национальной АСКУЭ.
В ходе командировки группа посетила АО Lietuvos energija, компанию Sigma Telas и ЗАО Elgama elektroniкa, а также объекты “Круонис ГАЭС”, “Вильнюсскую ТЭЦ” и Метрологическую лабораторию.
Структура электропотребления в Литве выглядит следующим образом: промышленность — 45%, бытовые потребители — 30%, сельское хозяйство — 10%.
В настоящее время АО Lietuvos energija работает в условиях функционирования энергорынка. Участники энергорынка:
1. Независимые производители электроэнергии.
2. Сетевая передающая компания Lietuvos energija, в структуру которой включены оператор передающей сети и оператор рынка. На местах — 7 региональных филиалов.
3. Распределительно-сбытовые компании Восточные и Западные ЭС со своими филиалами в регионах.
В качестве коммерческого оператора рынка выступает Департамент рынка электроэнергии, имеющий в своем составе отдел, обеспечивающий техническое сопровождение функции купли-продажи электроэнергии. Это коммерческий отдел оператора передающей сети. Его название отражает тесную взаимосвязь между коммерческим оператором рынка и оператором передающей сети.
В качестве оператора передающей сети выступает Диспетчерский центр. В его структуре — отдел, контролирующий соответствие между оперативным ведением режимов и условиями исполнения коммерческих контрактов.
В Литве все участники энергорынка разделены на независимых (их в Литве пока 12) и общественных поставщиков энергии (их роль в настоящее время играют 2 распределительно-сбытовые компании).
Весь расчетный учет на объектах АО Lietuvos energija принадлежит компании и обслуживается персоналом Департамента рынка (как на подстанциях 110 кВ и выше, так и на генерирующих источниках АО Lietuvos energija). К примеру, подстанции 110 кВ разделены по балансовой принадлежности на 2 части: ОРУ-110 — на балансе и обслуживании Lietuvos energija; ЗРУ-35/10 кВ и силовые трансформаторы — на балансе и обслуживании распределительно-сбытовых компаний.
На ОРУ-110 установлен закрытый щит аппаратуры коммерческого учета, включающий в себя расчетный и контрольный счетчики, контроллер, защитно-коммутационную аппаратуру, модем связи, устройства климат-контроля. В качестве первичных датчиков учета применяются измерительные керны трансформаторов тока и напряжения 110 кВ.
В структуру 7 филиалов (отделов) передающей компании включены 9 человек из штата Департамента рынка, обслуживающих весь комплекс средств коммерческого учета (1600 счетчиков), принадлежащих АК Lietuvos energija. Указанный персонал оснащен персональными автомобилями, переносными компьютерами, мобильными телефонами.
В распределительных компаниях созданы свои структуры по обслуживанию средств учета электроэнергии.
Программное обеспечение верхнего уровня позволяет реализовать информационный обмен между АК Lietuvos energija, распределительными компаниями и потребителями — участниками оптового рынка.
Для проведения согласованной технической политики в области расчетного учета электроэнергии в Литовской энергосистеме создана рабочая группа руководителей и специалистов с привлечением представителей сетевого и коммерческого операторов рынка, распределительных компаний, науки.
Техническое задание на разработку АСКУЭ верхнего уровня было предметом рассмотрения рабочей группы. Реализация технических заданий (в том числе архитектурный проект и его материализация) осуществляется на конкурсной основе.
Нормативные документы разрабатывает Литовский энергетический институт на договорной основе. В Литве основными нормативно-правовыми документами, устанавливающими требования к расчетному учету между субъектами энергорынка, являются:
1. Закон о реструктуризации электроэнергетики.
2. Закон “Об электроэнергетике”.
3. “Правила поставки и потребления электроэнергии”.
4. “Правила устройства электроустановок”.
5. “Правила торговли электроэнергией”.
6. “Кодекс учета электроэнергии” (разрабатывается).
Все перечисленные документы адаптированы к рынку.
Все расчетные средства учета электроэнергии принадлежат энергетикам. По инициативе энергетиков в 1994 г. было принято Постановление Правительства Литовской Республики, установившее порядок, при котором все средства учета должны устанавливаться и обслуживаться поставщиками электроэнергии. С 1997 г. эта норма была включена в Правила поставки и потребления электроэнергии, причем при установленной мощности 30 кВт и более к установке обязательны электронные многотарифные счетчики с предоставлением потребителю права выбора тарифной системы. Инвестиционная составляющая была включена в тариф на электроэнергию. С тех пор все счетчики устанавливает поставщик. Был разработан внутренний порядок утилизации старых счетчиков. С этого времени темпы замены и установки электронных многотарифных счетчиков в Литве достигли 9 тыс. в год.
Прием средств учета электроэнергии на свой баланс принес литовским энергетикам ежегодно по 100 млн литов за счет снижения потерь.
С бытовыми потребителями в Литве заключают договор в письменной форме. В частном секторе у бытовых потребителей были разработаны типовые проектные решения по выносу электросчетчиков за пределы домовладений. Были внесены также изменения в типовые проекты на электроснабжение многоквартирных жилых домов, предусматривающие установку дополнительного счетчика на вводе в дом (подъезд) в дополнение к имеющемуся счетчику, учитывающему расход электроэнергии в местах общего пользования. Это позволило составлять балансы по дому (подъезду) с целью выявления коммерческих потерь.
Для внедрения современных средств учета у потребителей в Литве особое внимание уделяют разработке и вводу в действие современных тарифных систем в первую очередь для тех групп потребителей, которые оказывают наиболее заметное влияние на форму суточного и недельного графиков нагрузок. В Литве тарифы дифференцированы по зонам времени и ступеням напряжения для всех групп потребителей, что создает дополнительный стимул к внедрению современных средств учета электроэнергии.
Специалистами АК Lietuvos energija были разработаны технические требования к системе сбора данных коммерческого учета электроэнергии на верхнем уровне: генерация, перетоки (1500 счетчиков, из которых 1100 — расчетные). На это количество счетчиков установлено 256 контроллеров производства ЗАО Elgama elektronika. На сегодняшний день система завершает период опытно-промышленной эксплуатации. С 1 ноября 2003 года система входит в промышленную эксплуатацию. Особенности составляющих системы:
I. Программное обеспечение сертифицировано в России.
Рассматривается реализация возможности ввода поправочного коэффициента при параметризации (на погрешность измерительных ТТ и ТН, обусловленную отклонением нагрузок от регламентированных паспортами).
II. Счетчики EPQM содержат в себе 2 независимых интерфейса, один из которых используется для коммерческого учета, второй — для Scada-системы. При этом диспетчер получает информацию не от датчиков, а от коммерчески аттестованных счетчиков. Это позволяет диспетчерам иметь коммерческую оперативную информацию с дискретностью опроса до 1 секунды. ЗАО Elgama elektroniкa предоставляет открытый протокол счетчиков при условии оформления этой процедуры, обеспечивающего условие конфиденциальности. Приборы учета ЗАО Elgama elektronika — единственные из выпускаемых на постсоветском пространстве, имеющие сертификат независимой лаборатории (“Кема”, Голландия).
ЗАО Elgama elektronika открывает свое представительство в Беларуси и имеет намерение в ближайшей перспективе организовать на его базе сборку своих счетчиков. Такой шаг обеспечит снижение цен на продукцию фирмы и повысит ее ценовую конкурентоспособность.
III. Контроллер сбора и обработки данных.
Для всех групп разработаны специальные модификации, существенными различиями между которыми является способ, применяемый для передачи данных.
1. Поселки индивидуальной жилой застройки.
Типы передачи:
— по силовой сети (PLC-модем (130$/точка учета);
— по радиоканалу;
— GPRS (GSM-модем);
— ручной сбор информации путем опроса счетчиков через контроллер, установленный на ТП.
Стоимость терминала — $250.
2. Многоквартирные жилые дома.
Способы передачи те же. Контроллер устанавливается либо на ТП, либо в щитовой дома.
ЗАО Elgama elektronika при участии Sigma Telas серийно изготавливает специализированные контроллеры, которыми оснащаются энергообъекты в ряде стран, в т.ч. в Литве, Латвии и др.
Контроллер обеспечивает сбор информации от различных типов приборов учета по различным протоколам обмена. Для выполнения этих задач разработаны соответствующие управляющие программы (драйверы).
IV. Система позволяет автоматически сверять параметры, фактически введенные в программы счетчиков,Yves Lion с параметрами базы данных сервера коммерческого оператора рынка.
Архитектура сбора данных включает 3 независимых канала связи включая резервный, а также использование протокола TCP/IP.
Информация через сервер сбора данных направлена в базу данных. Программа (система) позволяет параметризировать счетчики из центра.
АК Lietuvos energija сформировало идеологию построения АСУ ТП, которая предусматривает разделение SKADA-системы и АСКУЭ на уровне способов транспорта, обработки и представления информации. Такая идеология обусловлена различием задач, выполняемых указанными системами: к информации SKADA-систем предъявляются требования оперативности и надежности, к информации АСКУЭ — требования полноты и достоверности.
В результате внедрения АСКУЭ в литовской энергосистеме произошло (по оценкам специалистов Lietuvos energija):
1) упорядочение учета на объектах энергосистемы;
2) снижение коммерческих потерь (с 18% до 8%).
Всего в Литовской энергосистеме 1350 тыс. точек учета. Литовская сторона ставит вопрос об организации обмена данными учета межгосударственных перетоков с белорусской стороной в разрезе почасовых значений экспортируемой энергии и мощности в режиме on-line (не дожидаясь конца расчетного периода). Приемлемым является вариант ежесуточного обмена в автоматическом режиме по электронной почте.
В Литовской энергосистеме проводится целенаправленная планомерная работа по массовой ревизии схем и оборудования расчетного учета электроэнергии: составлены и выполняются графики работы по разделению нагрузок в измерительных цепях, замене трансформаторов тока и напряжения в соответствии с реальными нагрузками.
Продолжаются работы по установке на подстанциях АК Lietuvos energija измерительных трансформаторов тока и напряжения, соответствующих по техническим характеристикам требованиям нормативных документов. Широкое применение получили комбинированные измерительные трансформаторы. Российские ТПЛ-10 после 10 лет эксплуатации массово имеют погрешность 10%, а в отдельных случаях — 20%. При посещении метрологической лаборатории получена информация о стоимости работ по поверке измерительных трансформаторов 35-330 кВ на объектах с применением передвижной лаборатории. Стоимость работ на одной фазе составит 800-1000 евро, продолжительность работ на одной фазе — 2-3 часа. По результатам работ выдается метрологическое свидетельство.
В Литве установлено, что все потребители с разрешенной к использованию мощностью 30 кВт и более обязаны рассчитываться за реактивную мощность. Органы стандартизации и метрологии не требуют аттестации всей системы учета. Достаточной считается аттестация измерительного канала, заканчивающегося на цифровом счетчике. Так установлено Законом о метрологии.
Сегодня в литовской энергосистеме создана и реально функционирует автоматизированная система сбора коммерческой информации, на основе которой открыты широчайшие возможности для использования собранной информации и сопряжения системы с расчетными и другими программами:
— Составления балансов на разных структурных уровнях.
— Составления ведомостей потребления, на основе которых производится расчет между участниками энергорынка.
— Контроль важнейших договорных параметров.
Если ставить целью гарантированное и в кратчайшие сроки (1-2 года) внедрение реальной АСКУЭ на объектах белорусской энергосистемы с целью формирования инфраструктуры оптового энергорынка, то, очевидно, имеет смысл воспользоваться имеющимся опытом внедрения аналогичных систем, принесшим практические результаты. В качестве первого шага необходимо объявить конкурс на пилотный проект АСКУЭ для одной из электростанций (к примеру, Минской ТЭЦ-4).
Отбор участников конкурса регламентируется специальным документом при непременном условии наличия у претендентов:
1) опыта практического внедрения национальных АСКУЭ;
2) реальной возможности обеспечения технического сопровождения системы;
3) официального отзыва от энергетиков о результатах внедрения аналогичных систем.
Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) — это система, состоящая из персонала и комплекса специализированных метрологически аттестованных технических средств, программных средств и средств связи, позволяющих проводить в автоматизированном режиме коммерческий учет электроэнергии включая оценку достоверности и возможность обмена данными. Без создания соответствующих организационных структур создание, а тем более эксплуатация автоматизированной системы не представляется возможной.
Другим важным выводом из визита в Литву является настоятельная необходимость определить и назвать, кто является основным пользователем коммерческих данных АСКУЭ? Теперь это не вызывает сомнений:
a) для рынка перетоков по межгосударственным и межобластным сетям, а также данных по генерации (будущего оптового рынка) это РУП “Белинтерэнерго”;
b) для внутриобластных перетоков (будущих региональных рынков) это РУП Облэнерго.
По аналогии с подходами в литовской энергосистеме в составе Управления сбыта энергии будет сформирован “Отдел методологии учета энергии”, который будет отвечать за:
1. Формирование и проведение согласованной технической и методологической политики в области создания и эксплуатации:
1) региональных АСКУЭ;
2) АСКУЭ внешних перетоков и генерации.
2. Разработку и внедрение нормативно-технической и методической документации по вопросам функционирования АСКУЭ, в том числе разработку современных тарифных систем, предлагаемых к внедрению в расчетах с потребителями, анализа режимов электропотребления с целью повышения эффективности сбыта электроэнергии.
3. Совместное с РУП “Белинтерэнерго” участие в формировании договоров внешних поставок, а также договоров межобластных поставок и генерации в части обеспечения оперативным, достоверным, коммерчески аттестованным учетом.
4. Методическое руководство подразделениями РУП Облэнерго по ремонтно-эксплуатационному обслуживанию средств учета электроэнергии.
5. Участие в тендерных комиссиях по централизованным закупкам средств учета энергии.
6. Обеспечение взаимодействия с органами Госстандарта, РУП “Белинтерэнерго”, РУП “ОДУ”.
7. Организацию обучения руководителей и специалистов предпрятий — потребителей электроэнергии на предмет популяризации внедрения современных тарифных систем на основе режимного взаимодействия энергоснабжающих организаций и потребителей.
8. Другие координирующие функции.
В соответствии с приказом концерна от 16.09.2003 г. №211 следует в составе РУП “ОДУ” создать службу АСКУЭ, в функции которой вменить:
— обеспечение технического сопровождения реализации проекта АСКУЭ верхнего уровня;
— координацию работы служб АСУ, СДТУ, ЦДС РУП — Облэнерго в вопросах эксплуатации компонентов АСКУЭ по принадлежности;
— контроль финансирования работ по АСКУЭ.
Вероятнее всего, что белорусская сторона до завершения текущего года оформит и подпишет в согласованном порядке с АО Lietuvos energija “Соглашение об информационном обмене”. Указанный документ будет зарегистрирован в органах метрологии обеих стран. Начиная с 2004 года будет производиться практический информационный обмен.
Подготовил по материалам рабочего визитав АО Lietuvos Energija Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 2003 год в рубрике энергетика