Россия: наладить коммунальную энергетику
В этом году Госстрой России приступил к реализации двух проектов МБРР, которые позволят привлечь в течение ближайшего года $207 млн. Завершена подготовка двух новых займов МБРР и одного проекта ЕБРР.
При одобрении Правительством России этих займов жилищно-коммунальный и жилищный секторы (включая развитие ипотечного кредитования жилья) России получат в 2004-2005 годах дополнительно более $1 млрд в виде долгосрочных (более чем на 15 лет) инвестиционных кредитов по исключительно низкой процентной ставке — менее 5% годовых. Ситуация на объектах ЖКХ осложнилась из-за большого (более 60%) физического износа основных фондов, а также недостаточных размеров аварийных запасов материально-технических ресурсов, нехватки финансовых средств на проведение всего комплекса подготовительных работ к предстоящей зиме, в т.ч. на закупку топлива.
Как считает глава Госстроя РФ Николай Кошман, такое положение объясняется отсутствием прежде всего последовательной технической политики в эксплуатации объектов коммунальной энергетики на местах, а также тем, что на протяжении многих десятилетий строительство, модернизация и материально-техническое обеспечение ЖКХ осуществлялось по остаточному принципу, без применения современных материалов и технологий. Положение в теплоснабжении следует рассматривать как кризисное. Надежность и эффективность функционирования систем энерго- и водоснабжения не отвечают требованиям бесперебойного и качественного обслуживания коммунальных потребителей. Финансовое положение теплоэнергетических предприятий остается сложным, в последние годы ими накоплены огромные долги.
Кредиторская задолженность предприятий ЖКХ Российской Федерации за 2002 год на 16,1% выше задолженности за 2001 год. Общая дебиторская задолженность предприятий ЖКХ выросла к соответствующему периоду предыдущего года на 6,8%. По-прежнему 50-60% занимает просроченная задолженность. Удельный вес неплатежей граждан в общем объеме задолженности составил 21,4%. В результате проводимой Госстроем работы по реконструкции задолженности долги ЖКХ в целом по стране в конце 2002 года снижены на 600 млн рублей, но абсолютная их величина остается высокой. Основными должниками остаются подразделения Минобороны России — их долги составляют свыше 50% от общего объема задолженности. Более 40% всей федеральной задолженности — это неплатежи за водопотребление и водоотведение.
Для исправления сложившейся ситуации в области коммунальной энергетики органам исполнительной власти регионов предложено приложить совместные с Госстроем усилия в следующих направлениях:
— разработка или корректировка схем теплоснабжения с целью оптимизации в них соотношения централизованных и автономных источников теплоснабжения, степени централизации теплоснабжения с учетом плотности теплопотребления, топливного баланса, структуры себестоимости тепловой энергии и ее транспорта, экологических требований;
— совершенствование системы транспорта тепловой энергии за счет применения конструкций теплопроводов с использованием теплоизоляционных современных материалов и внедрение прогрессивного оборудования: шаровой запорной арматуры, пластинчатых теплообменников, сильфонных компенсаторов, регулируемого привода электронасосов;
— изменение структуры топливоснабжения коммунальных котельных за счет повышения газовой составляющей, что позволяет снизить себестоимость ГКал на 20-40%, и замещения низкокалорийных углей сортовыми видами топлива с устройством углеподготовки и автоматизации подачи угля, что позволяет снизить себестоимость ГКал на 15-30%;
— перевод крупных муниципальных котельных в режим комбинированной выработки тепла и электроэнергии за счет оборудования их газотурбинными установками;
— повышение надежности и экономичности систем теплоснабжения путем организации совместной работы источников теплоснабжения на общие тепловые сети;
— строительство источников теплоснабжения небольшой и средней мощности на базе газотурбинных парогазовых установок;
— развитие нетрадиционных источников тепловой энергии (геотермальной и ветроустановок), а также использование с учетом местных условий в виде топлива твердых бытовых отходов, иловых осадков, биогаза городских очистных сооружений канализации, торфа и отходов деревообрабатывающей промышленности;
— при проведении реконструкции и замене физически и морально устаревших котельных агрегатов внедрять современное высокоэффективное автоматизированное котельное оборудование;
— оборудование источников теплоснабжения водоподготовкой;
— оборудование источников теплоснабжения средствами автоматизации, обеспечивающими регулирование отпуска и потребления тепловой энергии;
— оптимизация и наладка гидравлических и тепловых режимов систем теплоснабжения.
В водопроводно-канализационном хозяйстве основными задачами остаются:
— внедрение новых прогрессивных малолюдных, энергоэффективных, экологически чистых технологий и оборудования, современных установок и приборов, новых эффективных реагентов;
— применение материалов нового поколения (полимерных, пластиковых труб), проведение санации водопроводных и канализационных сетей (нанесение цементно-песчаных покрытий, использование пластиковых рукавов и др.), при этом в 3-4 раза увеличивается срок эксплуатации трубопроводов;
— привлечение предприятий, фирм, выпускающих и реализующих эффективное оборудование.
Как известно, с 1 января 2002 года вступил в силу СНиП “По теплопроводности ограждающих конструкций зданий и сооружений”. Теперь нельзя уже сдать в эксплуатацию здание без приборов учета на границе разделов. В текущем году в жилищном фонде будет введена в виде обязательной нормы горизонтальная разводка трубопроводных систем при новом строительстве и нормы, когда при проектировании инженерных коммуникаций жилых зданий будут закладываться сроки их эксплуатации, равные четверти века и больше. Однако, как показывают результаты обследования жилищного фонда на вводимых в эксплуатацию домах, обязательные требования нормативных документов по установке приборов учета тепла, холодной и горячей воды соблюдаются не в полной мере. Приборы учета в тепловых пунктах устанавливаются лишь в 55% принимаемых в эксплуатацию жилых домов, а приборы учета холодной и горячей воды — в 60% домов.
Практически в полной мере эти приборы устанавливаются в Москве, Санкт-Петербурге, в Ленинградской области. Близки к этим показателям во Башкортостане, Татарстане, в Московской и Белгородской областях. Выше, чем в среднем по России, эти показатели в Ставропольском крае, Ивановской, Омской, Ростовской, Самарской, Псковской областях.
Тем не менее, активность субъектов жилищной сферы по установке приборов учета по сравнению с 2002 годом возросла.
Вячеслав ГИЛЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2003 год в рубрике энергетика