Нет услуги — нет оплаты


18 сентября в Санкт-Петербурге прошла Всероссийская конференция потребителей коммунальных услуг. Инициатором конференции выступили депутаты фракции “Яблоко” в Государственной думе. Они уже задавались целью проверить, сколько воды граждане России потребляют и за сколько платят.

По данным “Московского Комсомольца”, для этого в 25 регионах страны в наиболее типичных домах за партийный счет установили счетчики и были созданы комитеты гражданского контроля, которые следили за их показаниями. В Санкт-Петербурге делегаты от этих региональных комитетов поделились друг с другом результатами. Результаты оказались более чем характерными. Выяснилось, что за воду в среднем по стране потребители переплачивают в 3,5 раза, в Москве — в 5 раз, а кое-где — аж в 12...
В своем выступлении председатель фракции “Яблоко” Григорий Явлинский подчеркнул, что результаты акции выявили полную несостоятельность так называемой реформы ЖКХ, которую проводит правительство.
“За что нас хотят заставить платить 100%? Теперь мы это знаем точно. За воду, текущую через дырявые трубы. За тепло, которое греет атмосферу. За халтуру и воровство энергетиков и коммунального начальства. Проводя политику роста тарифов, правительство по сути поощряет монополиста за бесхозяйственность и воровство”.

Предлагается принципиально другой подход. Прежде чем ликвидировать дотации на “коммуналку”, государство обязано навести в ней элементарный порядок. “Надо остановить безумную скачку коммунальных платежей и сначала разобраться, куда уходят огромные суммы, которые сегодня вращаются в российском ЖКХ. Например, в Санкт-Петербурге эта сумма составляет около 15 миллиардов рублей в год”, — заявил Г. Явлинский. По его словам, надо не повышать тарифы, а сокращать затраты и издержки монополистов.
То, что всероссийская конференция прошла именно в Санкт-Петербурге, не случайно. Некоторые элементы этой концепции были реализованы в 1996-1998 годах под руководством тогдашнего вице-губернатора Игоря Артемьева. С уходом Артемьева из Смольного реформы остановились. Но есть надежда, что в городе будет проведена образцово-показательная реформа в интересах жителей, а не монополий. Об этом заявил один из виднейших членов питерского “Яблока” председатель Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам законодательного собрания Михаил Амосов.

“Жилищный фонд и все ЖКХ Санкт-Петербурга находятся в состоянии углубляющегося кризиса, — заявил он. — Текущие крыши, лопающиеся трубы, перебои с вывозом мусора, неработающие лифты, сломанные почтовые ящики, грязь на лестничных площадках и во дворах, — все эти проблемы не решаются годами. Увидеть на улице дворника — большая удача. И все это происходит на фоне непрерывного роста тарифов. За три с половиной года квартплата возросла почти в четыре раза, плата за отопление и горячую воду — в шесть. При том, что инфляция составила около 60 процентов...”
Что делать? От властей мы слышим одну и ту же “старую песню о главном”: надо больше платить жилищно-коммунальным монополистам. Начнут они получать больше денег — все будет хорошо. М. Амосов уверен: не будет! Тарифы вырастут — а качество не улучшится. Надо не закачивать деньги в эту “черную дыру”, а менять систему.
“В системе ЖКХ два сектора, — говорит г-н Амосов. — Первый — это ежедневно выполняемые и аварийные работы: текущее содержание жилья, очистка мусоропроводов, вывоз мусора, уборка лестниц и подъездов, обслуживание лифтов и т.п. Все эти услуги могут и должны оказываться нам только на конкурентной основе. А соответствующие средства, входящие в нашу квартплату, должны находиться в распоряжении объединений жильцов или муниципальных советов. Тогда не будет такого, что система ЖКХ — сама себе заказчик, подрядчик, контролер и кассир...”
По мнению Михаила Амосова, необходимо постепенно передавать функции заказчика по обслуживанию домов конкурирующим компаниям (государственным, муниципальным, частным). При этом граждане должны иметь возможность выбирать такую компанию. Ничего сложного в этом нет — так же, как нет ничего сложного в том, что граждане, желая организовать, например, ремонт собственной квартиры, ищут мастеров, сравнивают расценки, покупают стройматериалы, следят за выполнением работы и расплачиваются в зависимости от того, насколько качественно она сделана. Ничто, кроме отсутствия политической воли властей, не мешает организовать конкуренцию в обслуживании жилья.
Что касается монопольного сектора — тепло, вода, электроэнергия, — то здесь две проблемы. Первая — как платить только за то, что мы реально потребляем? Вторая — насколько обоснована стоимость услуг?

“С тем, что с граждан берут деньги за неоказанные им услуги, мы сталкиваемся постоянно, — говорит г-н Амосов. — На улице жара, а в квартире топят, как будто бы на дворе сибирские морозы. На улице холодно, а в квартире, напротив, не топят. Нет горячей воды, но за нее исправно взимают плату. В квартире никого, потому что все уехали в отпуск, но исправно взимают плату за холодную воду€ Как быть? Ответ несложен: наладить учет потребления услуг и реализовать принцип ”нет услуги — нет оплаты".
Прежде всего нужно установить во всех домах Петербурга независимо от форм собственности счетчики тепла и воды. По словам М. Амосова, в Петербурге до сих пор граждане платят за воду по нормативам 10-летней давности, предусматривающим расход в 220 литров воды в день на человека. А как только в доме или в квартире устанавливается счетчик — выясняется, что реальный расход воды в 2-3 раза меньше.
Вторая проблема — подготовка к зиме, которая в Петербурге ожидается такой же холодной, как и прошлая. Горожане хорошо помнят, как из-за низкой температуры в домах им приходилось включать электро-обогреватели, после чего “отрубалось” электричество. Вот данные Министерства энергетики: только в период с 31 декабря 2002 г. по 4 января 2003 г. в Петербурге произошло 1300 (!) отключений жилых домов от электроснабжения. Но почему в домах было холодно? Да потому, что энергетики “экономили” на мазуте и угле и поддерживали недостаточную температуру воды в батареях: она не превышала 91-93 градусов. При этом у них получалась двойная выгода: от экономии топлива и от того, что граждане были вынуждены резко увеличивать потребление электроэнергии. В итоге тепло в квартирах “влетало” им более чем в два раза дороже обычного. Что называется, “кому война — а кому мать родна”...

Избежать всех этих неприятных последствий, по мнению Михаила Амосова, можно, если заключить между городскими властями и “естественными” монополиями, работающими в жилищно-коммунальной сфере, четкие договоры. Плюс ежегодный аудит монополий под контролем властей, а также жилищная инспекция, осуществляющая независимый контроль за качеством и объемом услуг.
Выслушав г-на Амосова, участники конференции сошлись во мнении, что именно в Санкт-Петербурге может быть в кратчайшие сроки реализована “яблочная” программа реформы ЖКХ. Итогом конференции стало создание Всероссийского комитета гражданского контроля, задачей которого будет защита интересов потребителей электроэнергии и жилищно-коммунальных услуг. Одним из членов комитета был избран Михаил Иванович Амосов.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2003 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость