Большая энергетика — стратегическая отрасль


По сложившейся традиции проведение Международной специализированной выставки “Энергетика. Экология. Энергосбережение” и Белорусского энергетического и экологического конгресса совпадает с заседанием Президиума Совета Министров Республики Беларусь, посвященным вопросу о подготовке народного хозяйства республики к отопительному периоду. Прежде всего, необходимо отметить, что основной задачей топливно-энергетического комплекса является надежное и бесперебойное обеспечение потребителей республики топливно-энергетическими ресурсами.

К сожалению, Республика Беларусь не имеет больших запасов этих ресурсов на своей территории — в балансе страны местные виды топлива с учетом собственной добычи нефти и попутного газа составляют 14,3%. В связи с этим Беларусь вынуждена импортировать топливно-энергетические ресурсы из-за рубежа. В соответствии с межправительственными соглашениями, подписанными между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, с 1997 года ведется работа по разработке топливно-энергетических балансов союзного государства Беларуси и России, утверждаемых Советом Министров союзного государства и предусматривающих определенные объемы поставок энергоресурсов в республику.
В топливном балансе Беларуси львиную долю в настоящее время составляет природный газ — около 76%. Как известно, баланс 2003 года предусматривал поставку в республику природного газа в объеме 18,5 млрд м 3, в т.ч. 10,2 млрд м 3 — ОАО “Газпром” по цене пятого ценового пояса Российской Федерации, а 6,3 и 2 млрд м 3 — соответственно ООО “НГК “Итера” и независимыми поставщиками по коммерческим ценам.
Необходимо отметить, что все предыдущие годы начиная с 1998 балансы поставок газа в республику составлялись таким образом, что в конце года, т.е. перед отопительным сезоном, возникала необходимость дополнительных переговоров между белорусской и российской сторонами об увеличении его поставок в IV квартале.

В 2002 году данная ситуация была переломлена, и объемы поставок по балансам и действительная потребность республики на текущий момент практически полностью совпали. В IV квартале 2003 г. запланировано получить 5,2 млрд м 3 природного газа против 4,82 в прошлом году. При этом увеличены запасы природного газа в его подземных хранилищах, система которых развивается на территории Республики Беларусь.
В настоящее время начата работа по разработке и согласованию топливно-энергетических балансов союзного государства Беларуси и России на 2004 год. Следует отметить, что существуют определенные сложности при его согласовании, возникают критические точки в решении ряда вопросов по созданию совместной газотранспортной организации, что не способствует быстрому разрешению возникающих разногласий.
В то же время ранее при согласовании балансов основным камнем преткновения был вопрос оплаты потребленных топливно-энергетических ресурсов и погашения задолженности за ранее потребленные ресурсы. В этом году республика полностью оплатила текущее потребление топливно-энергетических ресурсов и частично погасила задолженность (в то же время по состоянию на 15 сентября текущего года осталась немалая сумма в $174,9 млн).

Немаловажными задачами предприятий топливно-энергетического комплекса, кроме надежного и бесперебойного энергоснабжения, являются обеспечение полной оплаты текущего потребления топливно-энергетических ресурсов и погашение накопившейся задолженности, а также переход к денежной форме оплаты за потребленные энергоресурсы. Для сравнения: если в 2002 г. денежными средствами была произведена оплата за природный газ и энергию (тепловую и электрическую) в объеме 37,8 и 45,6 процента, то в 2003 г. — 82,3 и 77,9 процента соответственно.
С 11 августа 2003 года было принято постановление, предусматривающее введение повышающего коэффициента на 23% к тарифам на электрическую энергию при несоблюдении организациями доведенных нормативов использования неденежной формы прекращения обязательств. В настоящее время утверждена Инструкция, определяющая порядок применения повышающего коэффициента. Применение данного коэффициента должно стать инструментом экономического давления на организации для стимулирования расчетов в денежной форме, а также компенсации убытков энергоснабжающих организаций при товарообменных операциях.

Для организации своевременной и полной оплаты потребленных энергоресурсов также большое значение играет тарифная политика топливно-энергетического комплекса. В последнее время она была направлена на полный уход от перекрестного субсидирования для снижения затрат предприятий реального сектора экономики Республики Беларусь. Однако это не значит, что за счет топливно-энергетического комплекса республики возможно компенсировать (минимизировать) последствия повышения цен на импортируемые энергоресурсы. В связи с этим правительством Республики Беларусь было принято решение о поэтапном увеличении действующих тарифов на электрическую и тепловую энергию в следующих размерах:
— на электроэнергию для потребителей реального сектора экономики:
имеющих льготный уровень тарифов — на 0,2 цента/кВтч;
для остальных потребителей — на 0,1 цента/кВтч;
— на тепловую энергию для потребителей реального сектора экономики:
для групп потребителей, имеющих льготный уровень тарифов — на $2,5;
для остальных потребителей — на $1,8 до уровня среднегодовой себестоимости единицы полезноотпущенной ГКал с учетом налогов и неналоговых платежей;
— на тепловую энергию, отпускаемую жилищно-эксплуатационным организациям для нужд населения, на 31% до уровня среднегодовой себестоимости одной полезноотпущенной ГКал.

Данные решения были реализованы посредством принятия соответствующих постановлений Министерством экономики Республики Беларусь об увеличении тарифов на тепло для нужд населения и на электрическую и тепловую энергию для реального сектора экономики.
Реализация данных решений позволила энергосистеме сформировать реальный источник в сумме $61 млн для погашения задолженности за природный газ, а также кредитов, взятых на эти цели.
В связи с принятием постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации о повышении тарифа на транзит газа для независимых поставщиков на 20 процентов с 1 августа 2003 г. увеличилась цена на природный газ, поставляемый независимыми поставщиками газа ООО “НГК “Итера” на $3,93/тыс. м 3 и ЗАО “Транс Нафта” на $4 за тысячу кубометров, или на 9,4%.
Учитывая, что данное удорожание покупки газа не могло в полной мере быть компенсировано за счет ОАО “Белтрансгаз”, Министерство энергетики увеличит цены на природный газ и на электрическую энергию. В настоящее время рассматривается вопрос об увеличении тарифов на электрическую энергию для регулируемой группы потребителей на 3,6% (без изменения тарифов для Новополоцкого БВК, Речицкого опытно-гидролизного завода, ОАО “Белшина”, спортивных баз, производственных нужд сельскохозяйственных потребителей, больничных учреждений, лифтов и населения) для компенсации затрат энергетиков на повышение цен на природный газ.
Еще раз было заявлено о повышении цен на природный газ, поставляемый ОАО “Газпром”, до коммерческих. Еще рано говорить об уже озвученной стоимости в размере $80 за тысячу кубометров.

Вопрос цен на природный газ — один из вопросов переговоров как на уровне хозяйствующих субъектов, таких, как ОАО “Белтрансгаз” и ОАО “Газпром”, так и на правительственном уровне. Однако, если спрогнозировать вариант повышения цен на природный газ, поставляемый ОАО “Газпром”, до уровня коммерческих, т.е. до $44 за тысячу кубометров, то это действие приведет к росту стоимости покупки газа более чем на 25% при условии, что цена газа, поставляемого независимыми поставщиками (ООО “НГК “Итера”, ЗАО “Транс Нафта”), сохранятся на уровне августа-декабря 2003 г., т.е. $46,65 за тысячу кубометров.
Исходя из общей суммы отрицательного эффекта, который объективно не может быть покрыт за счет внутренних источников газоснабжающих организаций, развитие событий в 2004 году приведет к удорожанию газа для промышленных потребителей на 22% до уровня $68,85 за тысячу кубометров при действующих условиях работы газоснабжающих организаций. При увеличении цены на газ соответственно увеличиваются тарифы на электрическую и тепловую энергию по регулируемой группе соответственно на 16,6 и 24,5 процента. Тарифы для населения без изменений.
Полная и своевременная оплата потребителей республики энергоресурсов — это не только расчеты за импортируемые извне ресурсы, но и инвестиционная деятельность, направляемая на развитие и модернизацию топливно-энергетического комплекса, обеспечивающего энергоснабжение республики.
Рост оплаты энергоресурсов привел к росту объема инвестиций в основной капитал топливно-энергетического комплекса с $189 млн в 2000 году до ожидаемых $264,1 млн в 2003 и позволяет прогнозировать инвестиции на 2004 год в $298,2 млн.
За счет этих средств в 2003 году проведена реконструкция энергоблока ст. №3 Лукомльской ГРЭС с повышением его экономических и технических показателей и начата реконструкция энергоблока №7, введены в эксплуатацию новые турбоагрегаты на Полоцкой ТЭЦ и Бобруйской ТЭЦ-1, в ближайшее время будет введен в работу турбоагрегат на Пинской ТЭЦ, заканчивается модернизация энергоблока Березовской ГРЭС с выполнением надстройки котлов двумя газотурбинными установками мощностью 25 МВт каждая производства НПП “Зоря — Машпроект” (Украина) с увеличением не только его электрической мощности на 30%, но и экономичности, которая приведет к снижению удельного расхода топлива на отпущенную от модернизированного блока с 365 г/кВтч до 305-307 г/кВтч, т.е. более чем на 15%, переведя его из разряда низкоэкономичного оборудования в высокоэффективный разряд парогазового цикла (для Республики Беларусь это будет второй пример применения парогазового цикла на энергетических объектах).

Принято решение и начато строительство Гродненской ГЭС мощностью 17 МВт. Начаты работы по реконструкции первой очереди Минской ТЭЦ-3. В настоящее время проводятся работы по обоснованию инвестиций и выбору площадок для строительства электрических станций на угле — в качестве примера можно привести строительство Брестской ТЭЦ с использованием в качестве топлива польских углей, в чем проявил свой интерес ряд польских фирм, готовых дополнительно со своей стороны инвестировать данный проект.
Необходимо отметить, что наличие большего количества инвестиционных проектов позволяет говорить о возможности привлечения иностранных инвестиций.
В республике проведена работа и разработан перспективный топливно-энергетический баланс на период до 2020 года, с учетом которого в настоящее время идет уточнение Основных направлений энергетической политики Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на период до 2020 года.
Полным ходом идет рассмотрение вопроса реструктуризации структуры управления электроэнергетической отрасли. Сегодня топливно-энергетический комплекс страны в полной мере готов к проведению отопительного сезона 2003/2004 года: в настоящее время обеспечены достаточные запасы мазута (411 тыс. тонн), выполнены в полном объеме запланированные ремонтные работы.

Записал Юрий ЛУКАШЕВИЧ








Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2003 год в рубрике энергетика

©1995-2022 Строительство и недвижимость