Об основных положениях закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия»


Сообщение, сделанное 24 сентября 2003 г. заместителем директора БелГИСС Виктором Назаренко на республиканском научно-техническом семинаре "Развитие сертификации продукции, работ и услуг в строительстве в свете принятия Закона Республики Беларусь "Об оценке соответствия"

Сегодня для любого производителя продуктов, работ и услуг очень важно, чему должна соответствовать его продукция. А еще — каким образом подтвердить то, что эти его предложения соответствуют установленным требованиям. Для любого государства это очень серьезные рычаги так называемого нетарифного регулирования. Особенно важны аспекты, связанные с поставками продукции, ее экспортом и импортом.
Любое государство, изменив те или иные требования, касающиеся самой продукции, или изменив те или иные подходы, касающиеся оценки соответствия, в состоянии открыть либо закрыть свой рынок. Каждая из стран СНГ, обретя самостоятельность, ввела свою систему сертификации. В результате очень сильно затрудненным оказался экспорт. С учетом того, что не были отработаны процедуры признания результатов работ, очень сложно было поставить белорусскую продукцию за пределы страны. И, наоборот, поставить в Беларусь продукцию из-за ее пределов.

Однако процесс развития сотрудничества идет и, разумеется, касается и Беларуси. На сегодняшний день в стране прошли первое чтение проекты двух законов — "О техническом нормировании и стандартизации" и "Об оценке соответствия". В ноябре предстоит второе чтение этих проектов. По большому счету, подчеркнул г-н Назаренко, все, что касается оценки соответствия, охватывается двумя понятиями, каковыми являются аккредитация и подтверждение соответствия. Основная цель деятельности, о которой идет речь, — защита отечественного рынка от недоброкачественной продукции. Для того, чтобы справляться с этой проблемой, свои меры принимает Евросоюз. По мере роста ответственности изготовителей каждая страна старается все, что перестает иметь хождение на национальном рынке, предлагать на рынке другого государства. Поэтому так актуальны вопросы обеспечения безопасности, здоровья и жизни потребителей, охраны окружающей среды. Все потребительские аспекты так или иначе регулирует рынок, но на него должна поступать именно безопасная продукция. Придя на рынок, потребитель должен как можно больше знать о том, насколько безопасна данная продукция, насколько она заслуживает внимания, можно ли ее покупать.
Цель закона "Об оценке соответствия" состоит в т.ч. и в том, чтобы содействовать потребителю. Он должен быть уверен в том, что продукция прошла все необходимые процедуры оценки соответствия. Так, европейский потребитель привык верить маркировке, нанесенной на упаковку продукта.

Должно обеспечиваться свободное перемещение продукции на внутреннем и внешнем рынке. Если каждая страна примет свои процедуры оценки соответствия, и они не будут увязаны в единый подход, то и экспортировать, и импортировать продукцию, не выполнив ряда дополнительных процедур, будет очень сложно. Поэтому следует идти по пути гармонизации подходов и оценки соответствия. Следует создавать условия для участия Беларуси в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве, в международной торговле. Если система оценки соответствия в той или иной стране не является прозрачной, то точно таким же оказывается и отношение к этой стране на мировом рынке. Ибо в этом случае никто не знает, с какими трудностями предстоит столкнуться производителю, поставщику при поставке продукции на рынок данной страны.
Проект нового закона описывает объекты, которые могут быть подтверждены оценкой соответствия: продукция (включая услуги), деятельность (процесс), системы качества и системы управления окружающей средой, компетентность юридического и физического лица, достаточная для осуществления конкретной деятельности. Компетентность юридического лица оценивается при проведении аккредитации, физического — при проведении сертификации персонала.

Итак, два основные понятия, лежащие в основе тематики семинара — это оценка соответствия (деятельность, связанная с определением соответствия объекта требованиям документов, которые на него распространяются) и подтверждение соответствия (одна из форм оценки соответствия, результатом которой является документальное удостоверение соответствия объекта оценки установленным требованиям).
Аккредитация проводится национальным органом оценки соответствия. Ей могут подлежать испытательные лаборатории и юридические лица, претендующие на аккредитацию в качестве органов сертификации. Вся эта деятельность будет регламентироваться системой аккредитации в Беларуси. Основная идея закона в области аккредитации состоит в том, что все должны работать по одинаковым правилам. Потребитель должен быть уверен в том, что лаборатория, через которую проходит потребляемое им, действительно соответствует всем требованиям, установленным в Беларуси. Подтверждение соответствия — это форма, которая включает обязательную сертификацию, декларирование соответствия и добровольную сертификацию.

Национальный орган оценки соответствия — это организация, которую государство уполномочило формировать и систему подтверждения соответствия, и систему аккредитации в Республике Беларусь. Все, что касается подтверждения соответствия, будет определено в Национальной системе подтверждения соответствия в Республике Беларусь. Основное ее отличие от Национальной системы сертификации в Республике Беларусь будет состоять в том, что она будет включать и декларацию изготовителя о соответствии.
Это принятая во всем мире форма. Изготовитель сам гарантирует безопасность своей продукции. Степень распространенности этой формы является превалирующей. В целом ряде стран СНГ уже не первый год обкатывается принятие декларации о соответствии. Это связано с тем, что все они при введении сертификации находились в несколько разных условиях. Если Беларусь пошла более логичным путем, вводя сертификацию только в тех отраслях, в которых обоснованно существуют испытательные лаборатории, нормативные документы, то в ряде других стран, в которых вводилась сертификация, была описана вся продукция — независимо от степени ее потенциальной опасности. В результате изготовителю приходилось подтверждать безопасность той продукции, которая практически не является объектом, заслуживающим внимания. В то же время одно из требований ВТО состоит в том, чтобы объем сертификации был оптимальным. Поэтому вот уже в течение 2-3 лет эти излишества устраняются.

Обязательной сертификации подлежит до 20% номенклатуры всей продукции. Если этот показатель больше, принято считать, что государство излишне вторгается в деятельность субъектов хозяйствования. Поэтому и в России, и в Украине очень большая доля номенклатуры продукции переходит из разряда "то, что подлежит сертификации" в разряд "то, что подлежит декларированию изготовителем". С одной стороны, это облегчает изготовителю жизнь, с другой — налагает на него очень серьезную ответственность. Для того, чтобы эта система работала, должно существовать очень четкое законодательство об ответственности изготовителя. Когда это законодательство существует, и изготовитель действительно взял на себя ответственность гарантировать безопасность продукции и ее соответствие установленным требованиям, а она таковой не оказалась, санкции, которые применяются далее, соизмеримы с объемами производства. Поэтому руководство того или иного предприятия определяет, есть ли у него веские основания готовить подобную декларацию, взвешивая все возможные последствия.
Документы, касающиеся оценки соответствия, — это аттестат аккредитации испытательной лаборатории, органа сертификации, сертификат соответствия, сертификат компетентности (документ, с которым в строительной отрасли приходится сталкиваться чаще, чем в какой-либо иной) и декларация соответствия. Последний документ — это новый документ, который оформляется заявителем. Все, что касается порядка его оформления и процедур работы с этим документом, будет отражено в Национальной системе подтверждения соответствия в Республике Беларусь.

Функции Совмина Беларуси в новом законе состоят в обеспечении проведения единой политики управления в области оценки соответствия, а также в утверждении перечня объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, и изменений к этому перечню. Правительство страны определяет полномочия республиканских органов госуправления, заключает международные договоры и осуществляет все, что касается правительственных полномочий. Органы госуправления реализуют в пределах предоставленных им полномочий государственную политику, участвуют в разработке государственной программы инвестиционных и других проектов, участвуют в установленном порядке в разработке госстандартов, а также участвуют в разработке перечня объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия.

Без участия министерства либо ведомства, которое непосредственно регулирует ту или иную область деятельности, сегодня невозможно утвердить перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации или подтверждению соответствия. Минстройархитектуры Беларуси также имеет свои предложения по расширению перечня, которые будут поддержаны.
Функции национального органа оценки соответствия будет выполнять Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь, что и зафиксировано в проекте закона. Полномочия данного органа связаны с установлением правил и процедур проведения оценки соответствия, разработкой, утверждением и введением в действие госстандартов в области оценки соответствия, правил и процедур аккредитации. Белстандарт обеспечивает формирование и совершенствование системы аккредитации в Республике Беларусь, осуществляет аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий, устанавливает правила и процедуры подтверждения соответствия, обеспечивает функционирование и совершенствование национальной системы подтверждения соответствия, утверждает технические требования и правила применения знаков соответствия.

Если коротко, то основная идея оценки соответствия, которая сегодня должна быть реализована, состоит в осуществлении оценки соответствия по принятым во всем мире подходам и правилам — и для того, чтобы нас признавали, и для того, чтобы мы сами признавали других, подчеркнул г-н Назаренко. Следует обеспечить изготовителю возможность самому подтверждать тот факт, что его продукция соответствует установленным требованиям. Изготовитель должен иметь на это право, раз он действительно считает, что так оно и есть. Разумеется, новый закон будет содействовать развитию экспорта. Не секрет, что предприятия многих стран СНГ, в частности, белорусские, работая на внешнем рынке, сталкиваются с огромными проблемами, связанными с признанием национальных документов и требований.
После принятия закона последует дальнейшее развитие Национальной системы сертификации Республики Беларусь. Если коротко, то основным подходом, который будет применяться при совершенствовании этой системы, является переход к принятой мировой практике использования механизма подтверждения соответствия. Специалисты Евросоюза работают по определенным модулям. В аналогичном направлении будет работать и Белстандарт. Сегодня Белстандарт располагает схемами сертификации, которые во многом соответствуют евромодулям. Отдельные схемы имеют свои особенности, в целом же это первая попытка применения такого модульного подхода.
Как известно, если осуществляется сертификация по той или иной схеме, предстоит пройти определенные процедуры оценки соответствия. Гармонизация действующих нормативных документов, определяющих требования безопасности, с международными требованиями — это принцип, которому сейчас следует большинство стран СНГ. Это реализуется путем использования тех документов, которые действуют за рубежом, для того, чтобы и требования, и процедуры оценки были сходными.

В чем состоит цель формирования национальных систем подтверждения соответствия и аккредитации? Эти две системы в документальном виде будут определять все, что касается всех аспектов деятельности в области оценки соответствия. На сегодняшний день большинство евростандартов являются белорусскими национальными стандартами. Подходы, признанные в Европе и во всем мире, в Беларуси считаются наиболее целесообразными для того, чтобы можно было признавать друг друга. Иными словами, лаборатории и органы сертификации разных стран, называя номер того или иного стандарта, тем самым говорят друг другу: мы работаем по единым правилам и единым подходам.
О гармонизации применяемых схем подтверждения соответствия европейским модулям. Не следует считать, подчеркнул г-н Назаренко, что сделанное специалистами Евросоюза — это идеальный вариант, потому что они исходят из своей реальной ситуации, из своей реальной практики, и проблем у них не меньше. Это нерешенные вопросы, связанные с оценкой соответствия, с надзором за рынком. Ведь когда в Евросоюзе состояло 11 государств, это была одна ситуация, когда же их становится 25, из которых несколько являются высокоразвитыми, а остальные — менее развитыми в экономическом отношении, то применению единых правил будет сопутствовать ряд проблем.

Поэтому специалисты Евросоюза охотно изучают опыт в области оценки соответствия стран СНГ, в т.ч. Беларуси.
Бесспорно, важнейшим для Белстандарта направлением является гармонизация правил и процедур подтверждения соответствия с таковыми, действующими в России. Не в последнюю очередь потому, что основное количество документов, регламентирующих различные требования, формируется в России. Это основной партнер Беларуси, основной потребитель, с которым работают производители нашей страны. Поэтому гармонизация с российской информационной базой является одним из важнейших принципов, на котором будет строиться вся деятельность по совершенствованию системы подтверждения соответствия.
Деятельность в области взаимного признания результатов работ по подтверждению зарубежными организациями актуальна как обеспечение выстраивания той или иной рыночной ситуации. Подписывая соглашение о взаимном признании сертификатов с одним государством и не подписывая его с другим, страна тем самым, не налагая никаких экономических санкций, регулирует и источники беспрепятственного поступления на свой рынок той или иной продукции, и работу собственно необходимых преград, своего рода фильтров. Поэтому нужны единые подходы, чтобы можно было работать по единым правилам и процедурам.

А почему необходим учет требований малого бизнеса? Понятно, что каждая страна стремится создать определенные условия работы предприятий малого бизнеса. Эти условия, с одной стороны, должны быть реальными, с другой — должны действительно сдерживать поставки некачественной продукции. Потому что малый бизнес — это такая стихия, которая в состоянии мгновенно переориентироваться. И как только процедура оценки соответствия в какой-то стране ослабевает, весь некачественный товар неизбежно оказывается на рынке этой страны. Если же она достаточно жестка, то сложно пройти эту процедуру предложениям любого качества, а производителям низкокачественных продуктов — поставить большое их количество, завалить ими рынок.
И обязательно должен быть разумный баланс: с одной стороны, на рынок должен поступать хороший товар, с другой — условия его поступления не должны быть чересчур обременительными для его производителей и поставщиков, так как в итоге за все рассчитывается потребитель.
Говоря о проведении на внегосударственном уровне стран СНГ согласованной политики взаимного признания результатов работ по подтверждению соответствия, следует в первую очередь стремиться к максимальному упрощению задач, стоящих перед предприятиями, особенно перед теми, которые поставляют не просто продукцию, а продукцию производственно-технического назначения. Потому что производителям этих взаимных поставок нередко случается сталкиваться с проблемами, которые приходится рассматривать на заседаниях межгосударственного совета.
Поэтому так важно упрощение процедур признания результатов работ с Россией в том числе. Сегодня Беларусью подписано очень много необходимых соглашений с Россией, и этот процесс будет идти и дальше.

Единый подход, единая идея остается все той же: изготовитель не должен быть связан процедурами, о которых идет речь, по рукам и ногам. Государство должно беспокоиться о безопасности, о совместимости поставляемой продукции. А если она маркирована соответствующим знаком, потребитель должен знать одно: продукция безопасна, все же остальные виды оценки — за ним самим.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 2003 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость