Реформирование энергетической отрасли — необходимость сегодняшнего дня
Реформирование энергетической отрасли — необходимость сегодняшнего дня
Проявления в последние годы ряда негативных факторов в электроэнергетике в значительной мере создают определенные сложности в обеспечении в полной мере энергетической и экономической безопасности государства, реализации курса на формирование социально ориентированной рыночной экономики.
К таким факторам следует отнести в первую очередь следующие явления: нарастающий процесс старения оборудования (более 60% его выработало свой проектный ресурс), недостаточные объемы инвестиций, рост цен на импортируемые энергоносители, устаревшая система тарифообразования и непрозрачность финансовых потоков, несоответствие структуры управления и хозяйствования в электроэнергетике условиям рыночной экономики.
Для обеспечения надежного, стабильного и устойчивого энергоснабжения народного хозяйства и населения республики независимо от изменения внешних и внутренних факторов особое внимание должно уделяться развитию электроэнергетической отрасли исходя из энергетической безопасности республики, поскольку обеспеченность республики собственными топливно-энергетическими ресурсами составляет не более 15% от ее потребности. Возможности использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в республике очень ограничены, и в совокупности они обеспечат не более 5% всей расчетной потребности в топливе.
Обновление и модернизация основного оборудования на более совершенное с улучшенными технико-экономическими показателями на основе наиболее эффективных и экологически чистых технологий является основной задачей инвестиционной политики концерна.
При ежегодной потребности в финансовых средствах для обновления основных промышленно-производственных фондов в размере $280-300 млн концерн “Белэнерго” в последние годы направлял на данные цели не более $150 млн, т.е. не более 60% от потребности.
Концерн “Белэнерго” на протяжении последних лет работает в сложных финансово-экономических условиях, для улучшения которых был выпущен целый ряд санирующих постановлений Правительства (например, постановление Совета Министров Республики Беларусь “О мерах по стабилизации финансового положения предприятий (объединений), обеспечивающих потребителей природным газом, электрической и тепловой энергией”). Существенного улучшения финансово-экономического состояния реализация изданных постановлений не дала. По отчету за I полугодие 2003 г. оно характеризуется следующими основными оценочными показателями:
1. Коэффициент текущей ликвидности К (1) = 0,96 при нормативе 1,7.
2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К (2) = -0,05 при нормативе 0,3.
3. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами К (3) = 0,24 при нормативе 0,85.
4. Рентабельность от реализации энергии составила 5,2%.
Основными факторами, определяющими сегодня сложную обстановку, являются:
1. Расчеты за поставку электроэнергии из-за пределов республики в условиях стабильного дефицита денежных средств в республике товарными зачетами по повышенным тарифам, в то время как при формировании тарифов на электрическую энергию начиная с июля 2002 г. включается стоимость покупной электроэнергии из-за пределов республики только по тарифам при денежной форме расчетов.
2. Предоставление по решению Правительства отсрочек по задолженности за энергию целому ряду субъектов хозяйствования без предоставления равноценной отсрочки энергоснабжающим организациям за природный газ.
3. Установление льготных уровней тарифов отдельным субъектам хозяйствования без компенсации выпадающих доходов энергоснабжающим организациям.
4. Отсутствие конкурентной среды и целенаправленной работы по снижению издержек на всех стадиях производства, передачи и распределения выработанной энергии.
5. Отсутствие инвестиционной привлекательности.
Вышеуказанные факторы “вымывают” оборотные средства, амортизационные отчисления, средства инновационного фонда, средства на капитальный ремонт основных промышленно-производственных фондов, что не дает возможности осуществить подготовку оборудования и закладку мазута к осенне-зимнему периоду 2003/2004 года, а также ставит под угрозу выполнение Программы техперевооружения и реконструкции отрасли на 2003 и последующие годы.
Реализация в настоящее время комплекса административных и экономических мер для устранения указанных факторов в рамках централизованной системы управления отраслью “Электроэнергетика” не в полной мере позволяет достичь требуемых результатов.
С учетом этого обстоятельства необходимо осуществить поэтапное реформирование отрасли, первоочередным и ключевым направлением которого должна стать ее реструктуризация (разделение электроэнергетики по видам деятельности на генерацию, передачу, распределение и сбыт электрической и тепловой энергии, формирование рыночных структур и организацию республиканского оптового рынка электроэнергии и мощности; акционирование).
На всех этапах реформирования непременными и основополагающими условиями будут обеспечение энергетической безопасности государства, гарантированное сохранение устойчивого функционирования и управляемости электроэнергетикой, обеспечение потребности и надежное снабжение отраслей экономики и населения электрической и тепловой энергией. Реформу предполагается проводить поэтапно с обеспечением коррекции выбора пути реформирования после проведения каждого этапа и своевременной разработки нормативно-правовой базы.
Альтернативные варианты структуры управления электроэнергетикой
Сегодня Министерством энергетики разработаны в качестве альтернативных четыре варианта структуры управления электроэнергетикой.
Следует отметить, что система управления белорусской электроэнергетикой не претерпела практически никаких изменений со времен бывшего СССР. Беларусь — практически единственная страна в Восточной Европе и СНГ, которая до сих пор фактически не предприняла конкретных действий по реформированию электроэнергетики. Существующий экономический механизм не стимулирует поиск мер по повышению эффективности энергетического производства.
Основные недостатки существующей системы хозяйствования — наличие “общего котла” и отсутствие самостоятельного баланса у субъектов энергопроизводства, осуществляющих производство, передачу, распределение и сбыт энергии.
Это, в свою очередь, приводит к тому, что указанные субъекты электроэнергетики (электростанции, электрические и тепловые сети) не могут работать по принципу, при котором большую прибыль получит то предприятие, чья продукция в виде энергии или услуг по ее передаче или распределению будет дешевле (или себестоимость ниже планируемой).
Поэтому реформирование электроэнергетики нацеливается на обеспечение заинтересованности субъектов хозяйствования в повышении эффективности энергопроизводства. Для этого должна быть создана необходимая инфраструктура рынка электроэнергии и в последующем организована конкуренция в сфере производства, распределения и реализации энергетической продукции.
Опыт западных стран свидетельствует, что внедрение в результате реформирования рыночных принципов хозяйствования в энергетике позволяет осуществить снижение затрат в энергопроизводстве на 5-10%, а в некоторых случаях — и более и, как следствие, обеспечить снижение цены у потребителей энергии.
Отдельного внимания заслуживает проблема обновления основных фондов предприятий электроэнергетики (износ составляет более 60%), усугубляемая значительным дефицитом инвестиционных ресурсов. Для ее решения необходимо создать условия для притока инвестиций в созданные в процессе реформ конкурентные сектора электроэнергетики.
Конкурентоспособность белорусских товаров, выпускаемых промышленностью республики, наряду с рядом других факторов зависит также и от уровня тарифов на электрическую и тепловую энергию. Последние, в свою очередь, во многом определяются стоимостью импортируемых энергоносителей, которая имеет значительную тенденцию к росту. Таким образом, только из-за этого обстоятельства в перспективе энергетические тарифы могут повышаться.
Поэтому одна из главных задач реформирования состоит в замедлении темпов их роста главным образом за счет повышения эффективности энергопроизводства (снижения той части затрат в тарифах на электрическую и тепловую энергию, которая не связана с изменением топливной составляющей при удорожании импортируемых энергоносителей) и обеспечения условий для привлечения инвестиций в целях обновления и технического перевооружения основных фондов электроэнергетики.
Таким образом, основываясь на мировом опыте и опыте стран СНГ (России, Украины, Казахстана и др.), можно сделать вывод, что рыночные преобразования в электроэнергетике осуществляются для достижения таких результатов, как:
1) улучшение финансово-экономического состояния предприятий отрасли; обеспечение прозрачности формирования затрат и на этой основе роста заинтересованности субъектов электроэнергетики в повышении эффективности производства, передачи, распределения и сбыта энергии;
2) обеспечение условий для притока инвестиций в созданные в процессе реформ конкурентные сектора электроэнергетики, в том числе в капитал генерирующих компаний;
3) перевод отрасли в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования;
4) обеспечение на этой основе надежного и экономически эффективного удовлетворения спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В качестве альтернативных предлагается рассмотреть следующие варианты:
Вариант 1. Изменение существующей схемы управления электроэнергетикой в части передачи от концерна “Белэнерго” Минэнерго функций государственного управления (государственного энергетического надзора, контрольно-ревизионной деятельности и др.) и введения элементов оптового рынка электроэнергии (мощности)
Этот вариант, прежде всего, характеризуется введением элементов оптового рынка электроэнергии в существующую схему управления белорусской энергетики посредством создания коммерческого оператора системы (РУП “Оператор рынка”) с осуществлением функций покупки и продажи электроэнергии и предоставления большей самостоятельности генерирующим филиалам РУП-облэнерго — электростанциям, которые, находясь в составе РУП-облэнерго, получают право продажи электроэнергии на оптовый рынок по утверждаемым Минэнерго тарифам.
В результате реализации данного варианта возможно повысить заинтересованность электростанций в снижении себестоимости энергии при условии гарантированного сохранения полученной от этого экономии в их распоряжении. Реализация данного варианта может стать начальным этапом организации оптового рынка электроэнергии (мощности) в Республике Беларусь и дальнейшего создания единого с Россией рынка электроэнергии (мощности), предусмотренного Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании объединенной электроэнергетической системы от 22 ноября 1999 г.
Вариант 2. Поэтапная реализация Концепции реструктуризации отрасли “Электроэнергетика” (с сохранением концерна “Белэнерго” на период ее реализации или преобразованием концерна в производственное объединение (управляющий РУП) без акционирования и приватизации объектов энергетики
Этот вариант предусматривает разделение электроэнергетики по видам деятельности (генерация, передача, распределение и сбыт) и организацию в Беларуси оптового рынка электроэнергии (мощности) без проведения акционирования (приватизации) объектов энергетики, за исключением предприятий строительно-монтажного комплекса, научно-исследовательских и проектных организаций. Акционирование этих организаций будет осуществляться в рамках соответствующих государственных программ. В процессе реализации данного варианта создаются следующие субъекты рынка: РУП “Белорусская сетевая компания”, РУП “Белгенерация”, РУП “Оператор рынка”. Преобразованные РУП-облэнерго выступают на рынке в качестве распределительно-сбытовых компаний. Регулирующим органом будет являться создаваемая Национальная энергетическая комиссия (НЭК) с передачей ей части функций в области ТЭК, выполняемых в настоящее время Минэкономики, а именно: утверждение тарифов на электрическую, тепловую энергию для потребителей; контроль за ценами и тарифами; надзор за соблюдением антимонопольного законодательства. По мере создания субъектов рынка НЭК будет также утверждать тарифы на их услуги. Концерн “Белэнерго” реорганизуется в производственное объединение (управляющий РУП).
Реализация данного варианта позволяет создать условия для улучшения финансово-экономического состояния предприятий отрасли; обеспечить их большую заинтересованность в повышении эффективности не только производства энергии, но и ее передачи, распределения и сбыта.
Становится возможным перевод отрасли в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования при условии обеспечения государством экономически обоснованной доходности инвестиций в электроэнергетическом секторе в рамках государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию.
Вариант 3. Реализация в полном объеме Концепции реструктуризации отрасли “Электроэнергетика” с сохранением концерна “Белэнерго” на период ее реализации
Этот вариант в наибольшей степени соответствует общепринятой модели реформирования электроэнергетики и организации оптового рынка электроэнергии (мощности), вводимой на первом этапе либерализации энергорынка в странах СНГ. Страны дальнего зарубежья в абсолютном большинстве начинали реформы на базе сложившейся в этих странах формы собственности на энергетические объекты (в условиях уже акционированной энергетики) с построением в ходе реформ системы ценообразования, базирующейся на основе спроса и предложения.
В процессе реализации данного варианта на первых этапах реформирования без изменения формы собственности создаются РУП “Белорусская сетевая компания”, РУП “Оператор рынка”, РУП “Белгенерация” и регулирующий орган — Национальная энергетическая комиссия. Предполагается создание отдельных сбытовых компаний и придание большей самостоятельности РЭСам (районам электрических сетей). На заключительном этапе реструктуризации концерн “Белэнерго” преобразуется в холдинг РАО “Белэнерго” путем акционирования РУП “Белгенерация” и РУП-облэнерго. В ходе реализации данного варианта в наибольшей степени возможно достижение всех основных целей реформирования, в том числе и обеспечения условий для притока инвестиций в созданные в процессе реформ конкурентные сектора электроэнергетики. Это крайне необходимо для обновления и технического перевооружения основных фондов электроэнергетики.
Вариант 4. Реализация Концепции реструктуризации отрасли “Электроэнергетика” с упразднением концерна “Белэнерго”
Основное отличие от варианта 3 — упразднение концерна “Белэнерго” на первом этапе реструктуризации, кроме того, не предусматривается акционирование предприятий строительно-монтажного комплекса, научно-исследовательских и проектных организаций.
Данный вариант предусматривает выполнение Минэнерго наряду с функциями государственного управления также и функций управления производственно-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций.
При подготовке материала использовалась информация пресс-службы Минэнерго.
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Проявления в последние годы ряда негативных факторов в электроэнергетике в значительной мере создают определенные сложности в обеспечении в полной мере энергетической и экономической безопасности государства, реализации курса на формирование социально ориентированной рыночной экономики.
К таким факторам следует отнести в первую очередь следующие явления: нарастающий процесс старения оборудования (более 60% его выработало свой проектный ресурс), недостаточные объемы инвестиций, рост цен на импортируемые энергоносители, устаревшая система тарифообразования и непрозрачность финансовых потоков, несоответствие структуры управления и хозяйствования в электроэнергетике условиям рыночной экономики.
Для обеспечения надежного, стабильного и устойчивого энергоснабжения народного хозяйства и населения республики независимо от изменения внешних и внутренних факторов особое внимание должно уделяться развитию электроэнергетической отрасли исходя из энергетической безопасности республики, поскольку обеспеченность республики собственными топливно-энергетическими ресурсами составляет не более 15% от ее потребности. Возможности использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в республике очень ограничены, и в совокупности они обеспечат не более 5% всей расчетной потребности в топливе.
Обновление и модернизация основного оборудования на более совершенное с улучшенными технико-экономическими показателями на основе наиболее эффективных и экологически чистых технологий является основной задачей инвестиционной политики концерна.
При ежегодной потребности в финансовых средствах для обновления основных промышленно-производственных фондов в размере $280-300 млн концерн “Белэнерго” в последние годы направлял на данные цели не более $150 млн, т.е. не более 60% от потребности.
Концерн “Белэнерго” на протяжении последних лет работает в сложных финансово-экономических условиях, для улучшения которых был выпущен целый ряд санирующих постановлений Правительства (например, постановление Совета Министров Республики Беларусь “О мерах по стабилизации финансового положения предприятий (объединений), обеспечивающих потребителей природным газом, электрической и тепловой энергией”). Существенного улучшения финансово-экономического состояния реализация изданных постановлений не дала. По отчету за I полугодие 2003 г. оно характеризуется следующими основными оценочными показателями:
1. Коэффициент текущей ликвидности К (1) = 0,96 при нормативе 1,7.
2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К (2) = -0,05 при нормативе 0,3.
3. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами К (3) = 0,24 при нормативе 0,85.
4. Рентабельность от реализации энергии составила 5,2%.
Основными факторами, определяющими сегодня сложную обстановку, являются:
1. Расчеты за поставку электроэнергии из-за пределов республики в условиях стабильного дефицита денежных средств в республике товарными зачетами по повышенным тарифам, в то время как при формировании тарифов на электрическую энергию начиная с июля 2002 г. включается стоимость покупной электроэнергии из-за пределов республики только по тарифам при денежной форме расчетов.
2. Предоставление по решению Правительства отсрочек по задолженности за энергию целому ряду субъектов хозяйствования без предоставления равноценной отсрочки энергоснабжающим организациям за природный газ.
3. Установление льготных уровней тарифов отдельным субъектам хозяйствования без компенсации выпадающих доходов энергоснабжающим организациям.
4. Отсутствие конкурентной среды и целенаправленной работы по снижению издержек на всех стадиях производства, передачи и распределения выработанной энергии.
5. Отсутствие инвестиционной привлекательности.
Вышеуказанные факторы “вымывают” оборотные средства, амортизационные отчисления, средства инновационного фонда, средства на капитальный ремонт основных промышленно-производственных фондов, что не дает возможности осуществить подготовку оборудования и закладку мазута к осенне-зимнему периоду 2003/2004 года, а также ставит под угрозу выполнение Программы техперевооружения и реконструкции отрасли на 2003 и последующие годы.
Реализация в настоящее время комплекса административных и экономических мер для устранения указанных факторов в рамках централизованной системы управления отраслью “Электроэнергетика” не в полной мере позволяет достичь требуемых результатов.
С учетом этого обстоятельства необходимо осуществить поэтапное реформирование отрасли, первоочередным и ключевым направлением которого должна стать ее реструктуризация (разделение электроэнергетики по видам деятельности на генерацию, передачу, распределение и сбыт электрической и тепловой энергии, формирование рыночных структур и организацию республиканского оптового рынка электроэнергии и мощности; акционирование).
На всех этапах реформирования непременными и основополагающими условиями будут обеспечение энергетической безопасности государства, гарантированное сохранение устойчивого функционирования и управляемости электроэнергетикой, обеспечение потребности и надежное снабжение отраслей экономики и населения электрической и тепловой энергией. Реформу предполагается проводить поэтапно с обеспечением коррекции выбора пути реформирования после проведения каждого этапа и своевременной разработки нормативно-правовой базы.
Альтернативные варианты структуры управления электроэнергетикой
Сегодня Министерством энергетики разработаны в качестве альтернативных четыре варианта структуры управления электроэнергетикой.
Следует отметить, что система управления белорусской электроэнергетикой не претерпела практически никаких изменений со времен бывшего СССР. Беларусь — практически единственная страна в Восточной Европе и СНГ, которая до сих пор фактически не предприняла конкретных действий по реформированию электроэнергетики. Существующий экономический механизм не стимулирует поиск мер по повышению эффективности энергетического производства.
Основные недостатки существующей системы хозяйствования — наличие “общего котла” и отсутствие самостоятельного баланса у субъектов энергопроизводства, осуществляющих производство, передачу, распределение и сбыт энергии.
Это, в свою очередь, приводит к тому, что указанные субъекты электроэнергетики (электростанции, электрические и тепловые сети) не могут работать по принципу, при котором большую прибыль получит то предприятие, чья продукция в виде энергии или услуг по ее передаче или распределению будет дешевле (или себестоимость ниже планируемой).
Поэтому реформирование электроэнергетики нацеливается на обеспечение заинтересованности субъектов хозяйствования в повышении эффективности энергопроизводства. Для этого должна быть создана необходимая инфраструктура рынка электроэнергии и в последующем организована конкуренция в сфере производства, распределения и реализации энергетической продукции.
Опыт западных стран свидетельствует, что внедрение в результате реформирования рыночных принципов хозяйствования в энергетике позволяет осуществить снижение затрат в энергопроизводстве на 5-10%, а в некоторых случаях — и более и, как следствие, обеспечить снижение цены у потребителей энергии.
Отдельного внимания заслуживает проблема обновления основных фондов предприятий электроэнергетики (износ составляет более 60%), усугубляемая значительным дефицитом инвестиционных ресурсов. Для ее решения необходимо создать условия для притока инвестиций в созданные в процессе реформ конкурентные сектора электроэнергетики.
Конкурентоспособность белорусских товаров, выпускаемых промышленностью республики, наряду с рядом других факторов зависит также и от уровня тарифов на электрическую и тепловую энергию. Последние, в свою очередь, во многом определяются стоимостью импортируемых энергоносителей, которая имеет значительную тенденцию к росту. Таким образом, только из-за этого обстоятельства в перспективе энергетические тарифы могут повышаться.
Поэтому одна из главных задач реформирования состоит в замедлении темпов их роста главным образом за счет повышения эффективности энергопроизводства (снижения той части затрат в тарифах на электрическую и тепловую энергию, которая не связана с изменением топливной составляющей при удорожании импортируемых энергоносителей) и обеспечения условий для привлечения инвестиций в целях обновления и технического перевооружения основных фондов электроэнергетики.
Таким образом, основываясь на мировом опыте и опыте стран СНГ (России, Украины, Казахстана и др.), можно сделать вывод, что рыночные преобразования в электроэнергетике осуществляются для достижения таких результатов, как:
1) улучшение финансово-экономического состояния предприятий отрасли; обеспечение прозрачности формирования затрат и на этой основе роста заинтересованности субъектов электроэнергетики в повышении эффективности производства, передачи, распределения и сбыта энергии;
2) обеспечение условий для притока инвестиций в созданные в процессе реформ конкурентные сектора электроэнергетики, в том числе в капитал генерирующих компаний;
3) перевод отрасли в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования;
4) обеспечение на этой основе надежного и экономически эффективного удовлетворения спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В качестве альтернативных предлагается рассмотреть следующие варианты:
Вариант 1. Изменение существующей схемы управления электроэнергетикой в части передачи от концерна “Белэнерго” Минэнерго функций государственного управления (государственного энергетического надзора, контрольно-ревизионной деятельности и др.) и введения элементов оптового рынка электроэнергии (мощности)
Этот вариант, прежде всего, характеризуется введением элементов оптового рынка электроэнергии в существующую схему управления белорусской энергетики посредством создания коммерческого оператора системы (РУП “Оператор рынка”) с осуществлением функций покупки и продажи электроэнергии и предоставления большей самостоятельности генерирующим филиалам РУП-облэнерго — электростанциям, которые, находясь в составе РУП-облэнерго, получают право продажи электроэнергии на оптовый рынок по утверждаемым Минэнерго тарифам.
В результате реализации данного варианта возможно повысить заинтересованность электростанций в снижении себестоимости энергии при условии гарантированного сохранения полученной от этого экономии в их распоряжении. Реализация данного варианта может стать начальным этапом организации оптового рынка электроэнергии (мощности) в Республике Беларусь и дальнейшего создания единого с Россией рынка электроэнергии (мощности), предусмотренного Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании объединенной электроэнергетической системы от 22 ноября 1999 г.
Вариант 2. Поэтапная реализация Концепции реструктуризации отрасли “Электроэнергетика” (с сохранением концерна “Белэнерго” на период ее реализации или преобразованием концерна в производственное объединение (управляющий РУП) без акционирования и приватизации объектов энергетики
Этот вариант предусматривает разделение электроэнергетики по видам деятельности (генерация, передача, распределение и сбыт) и организацию в Беларуси оптового рынка электроэнергии (мощности) без проведения акционирования (приватизации) объектов энергетики, за исключением предприятий строительно-монтажного комплекса, научно-исследовательских и проектных организаций. Акционирование этих организаций будет осуществляться в рамках соответствующих государственных программ. В процессе реализации данного варианта создаются следующие субъекты рынка: РУП “Белорусская сетевая компания”, РУП “Белгенерация”, РУП “Оператор рынка”. Преобразованные РУП-облэнерго выступают на рынке в качестве распределительно-сбытовых компаний. Регулирующим органом будет являться создаваемая Национальная энергетическая комиссия (НЭК) с передачей ей части функций в области ТЭК, выполняемых в настоящее время Минэкономики, а именно: утверждение тарифов на электрическую, тепловую энергию для потребителей; контроль за ценами и тарифами; надзор за соблюдением антимонопольного законодательства. По мере создания субъектов рынка НЭК будет также утверждать тарифы на их услуги. Концерн “Белэнерго” реорганизуется в производственное объединение (управляющий РУП).
Реализация данного варианта позволяет создать условия для улучшения финансово-экономического состояния предприятий отрасли; обеспечить их большую заинтересованность в повышении эффективности не только производства энергии, но и ее передачи, распределения и сбыта.
Становится возможным перевод отрасли в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования при условии обеспечения государством экономически обоснованной доходности инвестиций в электроэнергетическом секторе в рамках государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию.
Вариант 3. Реализация в полном объеме Концепции реструктуризации отрасли “Электроэнергетика” с сохранением концерна “Белэнерго” на период ее реализации
Этот вариант в наибольшей степени соответствует общепринятой модели реформирования электроэнергетики и организации оптового рынка электроэнергии (мощности), вводимой на первом этапе либерализации энергорынка в странах СНГ. Страны дальнего зарубежья в абсолютном большинстве начинали реформы на базе сложившейся в этих странах формы собственности на энергетические объекты (в условиях уже акционированной энергетики) с построением в ходе реформ системы ценообразования, базирующейся на основе спроса и предложения.
В процессе реализации данного варианта на первых этапах реформирования без изменения формы собственности создаются РУП “Белорусская сетевая компания”, РУП “Оператор рынка”, РУП “Белгенерация” и регулирующий орган — Национальная энергетическая комиссия. Предполагается создание отдельных сбытовых компаний и придание большей самостоятельности РЭСам (районам электрических сетей). На заключительном этапе реструктуризации концерн “Белэнерго” преобразуется в холдинг РАО “Белэнерго” путем акционирования РУП “Белгенерация” и РУП-облэнерго. В ходе реализации данного варианта в наибольшей степени возможно достижение всех основных целей реформирования, в том числе и обеспечения условий для притока инвестиций в созданные в процессе реформ конкурентные сектора электроэнергетики. Это крайне необходимо для обновления и технического перевооружения основных фондов электроэнергетики.
Вариант 4. Реализация Концепции реструктуризации отрасли “Электроэнергетика” с упразднением концерна “Белэнерго”
Основное отличие от варианта 3 — упразднение концерна “Белэнерго” на первом этапе реструктуризации, кроме того, не предусматривается акционирование предприятий строительно-монтажного комплекса, научно-исследовательских и проектных организаций.
Данный вариант предусматривает выполнение Минэнерго наряду с функциями государственного управления также и функций управления производственно-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций.
При подготовке материала использовалась информация пресс-службы Минэнерго.
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 2003 год в рубрике энергетика