Об опыте организации работ по восстановлению жилого фонда, пострадавшего от стихийных бедствий


Выступление Председателя Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Кошмана Н.П. на XVIII заседании Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ

Население и территория стран СНГ подвержены негативным воздействиям более 50 опасных природных и связанных с деятельностью человека техноприродных процессов.
Все мы помним трагическое и разрушительное Спитакское землетрясение 7 декабря 1988 года, когда погибли тысячи людей.
Была поставлена задача восстановления в Республике Армения огромного количества жилых зданий и сооружений. Об опыте восстановительных работ и работ по сейсмоусилению зданий и сооружений Министерство градостроительства Республики Армения докладывало на 7-м (в 1997 году) и на 12-м (в 2000 году) заседаниях Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ.
Большой опыт по ликвидации последствий землетрясений различной силы накоплен в Казахстане и Узбекистане. Достаточно регулярно сейсмические воздействия силой до 4-5 баллов ощущаются на юге Украины и в Молдавии. В Республике Молдова среднегодовой ущерб от землетрясений, оползней и наводнений достигает 20% валового внутреннего продукта (ВВП).
Подъем уровня Каспийского моря на 2,5 м к середине 90-х годов только в Азербайджанской Республике привел в негодность инфраструктуру прибрежных поселений на площади более 700 тыс. км 2.
Оказались затопленными более 50 поселений, 250 предприятий. Землетрясение 25 ноября 2000 года силой 6 баллов в Баку вызвало повреждения 1236 жилых домов и более 150 объектов социально-культурного назначения.
Таких примеров можно привести множество. Ни одна из стран мира никогда не будет полностью застрахована от риска проявлений опасных природных и техногенных процессов.

Согласно мировым статистическим данным, уязвимость общества к воздействиям опасных природно-техногенных процессов ежегодно повышается на 4% (по пострадавшим) и на 10 % (по экономическим потерям).
С 1976 по 1995 годы от наиболее катастрофических проявлений опасных природно-техногенных процессов в России погибло около 4 тыс. человек, а число пострадавших превысило 360 тыс. человек.
А уже с 1997 года количество чрезвычайных ситуаций, по информации, поступавшей в МЧС России, стало возрастать почти на 20% в год. И, к сожалению, эта негативная тенденция продолжается.
Основные причины такого увеличения связаны как с глобальными изменениями климата и активизацией опасных природных процессов под влиянием Человека, так и со стратегическими просчетами в государственной политике обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства, направленной, в основном, на ликвидацию последствий стихийных бедствий, а не на их профилактику.
Положение дел с профилактикой стихийных бедствий в России в последние годы существенно ухудшилось из-за значительного сокращения сетей мониторинга геологических и гидрометеорологических процессов, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и Госкомгидромета Российской Федерации.
Практически не проводится мониторинг технического состояния объектов, в том числе гидротехнических, и сооружений инженерной защиты.
В 2002 году в Российской Федерации произошло 1139 чрезвычайных ситуаций, что на 26% больше, чем в 2001 году. В результате, по данным МЧС России, пострадало 343.886 человек и 2.151 погиб.
Причем большая часть указанных социальных и экономических потерь была связана с разрушениями и деформациями зданий и сооружений из-за их недостаточной надежности и защищенности от наводнений, землетрясений, оползней, лавин, сели, переработки берегов, карста, подтопления территорий и некоторых других опасных процессов.
Анализ динамики потерь от аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что они значимо влияют на экономическое положение стран СНГ.

Непринятие срочных мер может уже в обозримом будущем привести к тому, что большая часть валового национального продукта стран СНГ станет использоваться не на экономическое и социальное развитие, а на оказание помощи пострадавшим и восстановление разрушенного.
Отечественная и зарубежная практика борьбы с различными опасными природно-техногенными процессами показывает, что ущерб от негативных воздействий этих процессов, как правило, в десятки и более раз превышает затраты на осуществление мероприятий по их предотвращению.
Потери могут быть существенно уменьшены в случае правильной, научно обоснованной организации землепользования с учетом риска возможных катастроф.
Следует своевременно проводить сравнительно недорогие профилактические мероприятия по переселению и локальной защите отдельных крупных объектов хозяйства в зонах возможных бедствий.
Масштабы многих бедствий зачастую оказываются такими, что даже высокоразвитые страны испытывают значительные трудности в ликвидации их последствий.
Возникает необходимость объединения усилий разных стран по борьбе с чрезвычайными ситуациями, спасению населения в зонах бедствия. Международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций становится в современных условиях одним из важных направлений государственной политики.
Мероприятия по ликвидации последствий ЧС во времени делятся на две группы:
Первая — меры оперативного реагирования (проведение аварийно-спасательных, эвакуационных и других неотложных работ; оказание экстренной медицинской помощи; организация первоочередного жизнеобеспечения населения).
Вторая — это последующая реабилитация пострадавшего населения и проведение восстановительных работ.

По содержанию аварийно-восстановительные работы можно разделить на организационные и инженерно-технические. Кратко остановлюсь на опыте инженерно-технических работ.
У наших коллег из Республик Армения, Азербайджан, Казахстан, Молдова и Узбекистан накоплен богатый опыт усиления и восстановления каменных, кирпичных, монолитных, крупнопанельных, каркасно-панельных жилых домов и зданий, пострадавших от землетрясений. Это позволяет применять широкую гамму технических решений по:
— инъекции цементных, полимерцементных и полимерных растворов и аппликации стен;
— усилению перекрытий и стеновых конструкций;
— повышению пространственной жесткости зданий с введением новых конструктивных элементов и пристройки дополнительных объемов;
— устройству сейсмопоясов с поглотителями энергии.
При угрозе оползней также применяются различные методы:
— устройство железобетонных буронабивных свай различного диаметра;
— сооружение контрбанкетов из грунтовых насыпей;
— срезка головной части оползня;
— устройство дренажных каналов для отвода воды;
— засмоловка трещин.
При инженерной подготовке территорий проводятся мероприятия по:
— предохранению просадочных и набухающих грунтов от увлажнения;
— улучшению строительных свойств грунтов;
— совершенствованию конструкций за счет уменьшения чувствительности сооружений к деформациям.

В настоящее время в защите от опасных природных и техноприродных процессов нуждаются в той или иной степени практически все города и большинство более мелких поселений России.
По наносимому ущербу на одном из первых мест стоят наводнения. Величина ущерба находится в прямой зависимости от плотности населения, сосредоточения материальных ценностей в пределах затапливаемой территории.
Хочу поделиться с вами опытом Госстроя России в проведении работ по восстановлению жилого фонда, пострадавшего от наводнений в г. Ленске Республики Саха (Якутия) в 2001 году и в Южном федеральном округе в 2002 году.
Регионы эти резко различаются между собой как по географическому положению, так и по экономической ситуации в каждом из них.
И здесь я большее внимание уделю организационным вопросам.
В Республике Саха (Якутия) чрезвычайная ситуация 2001 года носила достаточно локальный характер: восстановлению подлежал, в основном, город Ленск.

Климатические особенности г. Ленска и других населенных пунктов Республики Саха (Якутия) требовали завершения всех строительно-восстановительных работ и расселения граждан, лишившихся жилья, не позднее сентября 2001 года, когда в этих местах уже может установиться снежный покров.
Порядок организации работ и выделения средств федерального бюджета для ликвидации последствий наводнения в Республике Саха (Якутия) в мае 2001 года был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2001 г. № 478 “О комплексе мер по ликвидации последствий наводнения в 2001 году в Республике Саха (Якутия)”.
Государственным заказчиком по ликвидации последствий ЧС было определено Правительство Республики Саха (Якутия), которому и были выделены соответствующие средства из федерального бюджета. Функции заказчика-застойщика по строительству нового жилья выполняло ГУП “Сахавнешстрой”.
Госстрою России было поручено обеспечить контроль за ходом строительных и восстановительных работ.
В организационном плане, в первую очередь, была проведена инспекция пострадавшего жилого фонда г. Ленска, определены строения, подлежащие и не подлежащие восстановлению, составлены и проверены списки жителей на получение нового жилья и выезжающих в другие регионы страны.

Еще до выхода постановления Правительства в Госстрое России была создана рабочая группа для отбора предприятий — поставщиков комплектов быстровозводимых домов и подрядных строительных организаций, которые должны были помочь строительному комплексу Республики обеспечить выполнение требуемого объема строительных работ в установленные сроки.
При отборе поставщиков особое внимание уделялось качеству материалов, соответствию теплотехнических характеристик домов требованиям для районов крайнего Севера, а также их удаленности от г. Ленска.
Учитывая сложность транспортной схемы доставки грузов в г. Ленск (из европейской части России около 5 тыс. км по железной дороге, перегрузка на баржи и далее около 1 тыс. км по реке), график поставки комплектов быстровозводимых домов ежедневно рассматривался на совместных заседаниях Правительственной комиссии Российской Федерации и Чрезвычайной комиссии Республики Саха (Якутия).
Было построено 377 благоустроенных домов с прилегающей социальной инфраструктурой и инженерными сетями общей площадью 132 тыс. м 2. Семьям, пожелавшим переехать на постоянное место жительства в другие регионы страны, был выдан 871 жилищный сертификат и куплено 350 квартир на вторичном рынке за пределами республики.
В целом жильем было обеспечено более 3200 семей.
В ходе восстановительных работ отремонтировано более 500 тыс. м2 жилья, или 8.564 квартиры (в том числе в г. Ленске — 4.643 квартиры).
Кроме того, было восстановлено и подготовлено к работе в зимних условиях 174 объекта коммунального хозяйства, 154 объекта образования, здравоохранения, социально-культурного и бытового назначения, 28 объектов федеральной собственности (Минтранса, МВД, Минюста, Минфина, Генпрокуратуры).
Были выполнены дноуглубительные работы, построены противопаводковые защитные сооружения (дамбы) в городах Ленске, Олекминске и Якутске.

В течение 100 дней за счет мобилизации финансовых, трудовых и материальных ресурсов был выполнен большой объем строительно-восстановительных работ, что и позволило в 8 раз сократить нормативные сроки строительства и восстановления.
Чрезвычайная ситуация федерального масштаба, обусловленная дождевыми паводками и подъемом уровня воды в реках значительно выше критических отметок, создалась в июне 2002 г. в Южном федеральном округе. Разрушению от паводка подверглись объекты на территориях восьми субъектов Российской Федерации.
Погибло 114 человек, были нарушены условия жизнедеятельности более 329 тыс. человек. Нанесен значительный ущерб экономике округа.
Задача по восстановлению жилого фонда в Южном федеральном округе была значительно масштабнее, чем в Республике Саха (Якутия).
Для обследования жилого фонда Южного федерального округа были привлечены более 700 специалистов в области технической инвентаризации со всей России.
Было обследовано более 62 тысяч и выявлено более 38 тысяч пострадавших жилых домов.
По данным ФГУП “Ростехинвентаризация”, было полностью разрушено более 17 тысяч квартир, а еще 25 тысяч были признаны подлежащими восстановлению.

Заново необходимо было построить сотни квартир в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской Республиках и Республике Северная Осетия — Алания; от тысячи до двух тысяч квартир в Республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия; в Ставропольском и Краснодарском краях — более трех и пяти тысяч квартир соответственно.
Обширность территории, подвергшейся разрушениям, многообразие природных условий, необходимость учета национальных традиций определили методы выполнения задач по восстановлению жилого фонда — ликвидация последствий наводнения в Южном федеральном округе осуществлялась силами регионов при активной федеральной поддержке.
Сформированная Правительственная комиссия Российской Федерации сыграла решающую роль в выполнении поставленных задач, взяла под контроль вопросы организации и качества работ.
Приказом Госстроя России от 25.06.02 № 114 была создана комиссия по ликвидации последствий стихийного бедствия.
В ее состав вошли заместитель председателя Госстроя России председатель комиссии Шевоцуков П.А. и 18 руководителей и заместителей руководителей управлений Госстроя России.
Буквально с первых дней Госстрой России предоставил каждому региональному штабу по ликвидации последствий наводнения информационную базу по производству строительных материалов, изделий и конструкций в территориальном разрезе, банк данных о предприятиях, выпускающих комплекты конструкций для жилых домов.
Был подготовлен упрощенный порядок отбора поставщиков комплектов быстровозводимого жилья и подрядных строительных организаций.

Окончание следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2003 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость