Бетон требует качества добавок


Среди тех, кто делает прогнозы, — Марк Шикович Файнер, доктор технических наук, заслуженный изобретатель Украины, автор 150 научных трудов по бетоноведению. Его специализация — добавки к цементам и бетонам, диагностика конструкций. Нетрудно догадаться, что прогнозы известного в стране специалиста касаются строительства и, в частности, последствий нарушения технологии, а нередко и ошибочных решений специалистов при производстве бетонных конструкций.

В середине 90-х годов по северным городам России прокатилась волна обвалов. Потом на глазах стал разрушаться мост станции метро “Ленинские горы” в Москве. Почему это произошло? Как считает Марк Файнер, в погоне за количеством и дешевизной пренебрегли качеством, и в бетон, из которого возводились жизненно важные объекты, примешивали хлоридные добавки. Они ускоряли темпы затвердения бетона, но, что чрезвычайно опасно, разъедали металлическую арматуру. В результате строительная конструкция не выдерживала нагрузки. Спохватились и украинские строители и наконец прислушались к специалистам по бетоноведению: хлориды опасны для армированных конструкций. Вот такова предыстория вопроса, но сама история не кончается.

— Заявляю прямо и авторитетно, — высказался ученый на страницах украинской прессы, — в недалеком будущем нас ожидают массовые разрушения железобетонных и бетонных конструкций.
Дело в том, что в Украине наблюдалось массовое падение железобетонных опор линий электропередачи. На правительственном уровне заявлялось о причине — сильном ветре и намерзших на проводах ледяных сосульках. Подвергнув сомнению эту причину, ученый проехал по центральным областям, пострадавшим от так называемого урагана, мороза и мокрого снега, осмотрел поваленные столбы, поднял соответствующие документы и выяснил, что заводы железобетонных конструкций, выпускавшие данные опоры, в 70% от общего количества использовали в качестве добавок к бетону токсичные отходы производства сероочистного коксового газа. Между тем, соединения серы не лучше, чем хлориды: они вызывают коррозию и металла, и цементного камня. По своим химическим свойствам сера отбирает воду, в бетоне образуется критически повышенная влажность, и от сильных морозов или от колебания температур бетон начинает разрушаться.
Оказывается, что отходы коксового производства применялись не только в столбах.
— Они массово применяются у нас с 95-го года как добавки к бетону, используемому в жилищном строительстве. И то, что случилось с железобетонными опорами два года назад, может случиться через пять, десять, двадцать лет с жилыми домами. Прежде всего это касается Киева, Днепропетровска, которые в последнее время весьма интенсивно застраиваются... Сегодня в нашем рыночно-базарном пространстве все покупается и продается. Деньги и жажда обогащения даже токсичные отходы превратили в товар. Действительно, ради чего, спрашивается, тратить заводские средства на их утилизацию, на постройку очистительных сооружений, когда это “добро” можно продать, да еще и не за малые деньги. Ежегодно три тысячи тонн токсичных отходов сероочистки коксового газа (а там есть не только сера, но и сульфиты, мышьяк и практически вся таблица Менделеева) захороняют в бетонах в виде добавок. Наши новостройки превращаются в токсичные могильники.

Почему же так происходит? По мнению Марка Файнера, в строительной сфере сегодня многие люди профессионально неграмотны, неопытны. И, кроме всего прочего, строители могут и не знать, что коммерческие структуры, у которых они покупают добавки к бетону, подсовывают хлам. Все делается тонко и хитро. Создается некое малое частное предприятие с ограниченной ответственностью, которое за бесценок покупает у завода по переработке кокса промышленные отходы. Потом берется известный, проверенный пластификатор, в него добавляется девять десятых частей токсичных отходов, эту смесь называют, к примеру, “Добавка универсальная”, платятся небольшие деньги за разработку необходимых к ней технических условий, раскручивается мощная реклама, вручаются презенты чиновникам, руководителям строительных фирм, берется лицензия, патент и за сравнительно небольшую сумму на рынок запускается продукция, приносящая миллионные барыши.
Прежде, при Советском Союзе, проблемой качества добавок к бетонам занимались довольно серьезно. В Москве была единственная государственная организация — НИИ “Железобетон”, — которая давала разрешение на применение добавок и каждую из них тщательно проверяла по всем параметрам. Сегодня у нас качество бетона никто не контролирует, поэтому и примешивают всяческий “мусор”. Возникла анархия, ею сразу же воспользовались различные дельцы. Побороть эту анархию очень трудно...
В строительной отрасли вообще и в градостроительстве в частности сложилась ситуация, когда работать качественно не просто не нужно, но и невыгодно.

По материалам украинской прессы подготовил Вячеслав ГИЛЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2003 год в рубрике бетон

©1995-2024 Строительство и недвижимость