Монолитный железобетон — вне конкуренции
Окончание. Начало в СиН №25
Очень важным элементом опалубочных технологий является устройство лифтовых шахт. Казалось бы, в данной области ничего не может быть проще сборных решений. Что же оказалось на практике?
На практике же стало ясно: несмотря на все ухищрения, предпринимаемые заводами, производящими сборные железобетонные шахты, конструктивные решения современных зданий настолько разнообразны (в частности, по высоте этажей), что вписаться в них, располагая лишь сборными элементами, сложно. Существует и проблема обеспечения ритмичной поставки конструкций.
Поэтому рядом подрядных организаций был осуществлен переход на монолитные лифтовые шахты.
Сегодня стало ясно, что сборный и монолитный железобетон не стыкуются — качество монолитных конструкций гораздо выше, чем сборных. Не стыкуются допуски, в соответствии с которыми изготавливаются сборные и монолитные конструкции. Поэтому, считает Михаил Марковский, следует безоговорочно переходить на монолитные железобетонные конструкции.
Опалубка монолитных лифтовых шахт должна обеспечивать распалубливание замкнутых участков стены и иметь рабочую площадку внутри шахты. Требования к точности возведения шахты как в плане, так и по высоте всегда высоки и зависят от характеристик применяемого лифтового оборудования.
Данный тип опалубочной оснастки включает опалубку стен, разъемные внутренние углы, систему распалубочных механизмов, рабочую площадку, проемообразователи. Внутренние щиты собираются в Г-образные блоки, опирающиеся на рабочую площадку. Работа специальной опалубки, состоящей из двух Г-образных блоков с распалубочными механизмами и самоподъемной самофиксирующейся площадки, основана на том, что данная площадка может двигаться только вверх, никогда не опускаясь вниз.
Опирание балок площадки осуществляется в гнездах бетонной стены с помощью шарнирных упоров одностороннего действия. При подъеме площадки краном упоры вращаются вокруг оси и выходят из каналов. При входе в вышерасположенное гнездо упор занимает исходное рабочее положение. Выверка и распалубка выполняются с использованием регулируемых откосов внутри опалубки шахты.
Как правило, типоразмеры щитовых опалубок обеспечивают опалубливание шахты с применением индивидуальных вставок. Для этих целей можно применять все типы щитовых опалубок. Обычно для монолитных стен и шахт лифтов (последние являются элементами практически каждого многоэтажного дома) используются одни и те же типы опалубки. Однако весь необходимый набор оснастки (бабочки, гнездообразователи, разъемные углы) делается под конкретную шахту.
На сегодняшний день на монолитные лифтовые шахты полностью перешли минские тресты "Минскпромстрой" и стройтрест №4. Готов к данному шагу и гомельский АСМТ-27. Одной из самых сложных является задача образования оконных и дверных проемов с использованием проемообразователей. Попытки изготавливания и использования суррогатов неизбежно приводят к браку. При устройстве окон на фасаде брак при смещении любого из проемообразователей виден сразу.
При строительстве жилого дома по ул. Денисовской (Минск) была предложена специальная опалубка с распалубочными механизмами и возможностью варьирования по ширине, а также специальный крепеж, с помощью которого проемообразователь жестко фиксируется к одной из стен опалубки.
Отклонение дверных проемообразователей лифтовых шахт в плане допускается в пределах 10 мм.
Существует проблема незатекания бетонной смеси в нижнюю часть устраиваемого проема. Дело в том, что данная зона оказывается недоступной для вибратора. Поэтому специалистами "Минскпромстроя" разработана технология, предусматривающая наличие в щите технологического отверстия, что обеспечивает доступ вибратора в нижнюю зону. Для малых (оконных) проемов это не очень подходит, поэтому для разжижения бетона данной зоны (низ проемообразователя) используется несколько типов вибраторов.
Возможно, отметил г-н Марковский, какая-то часть проектировщиков убеждена в практичности сборных лестничных маршей, но мы с подрядчиками можем убедить их в обратном — именно монолитные лестницы можно возводить быстро и красиво. (Пример — жилой дом по ул. Белорусской в Минске, "Минскпромстрой").
Технология возведения монолитных лестниц такова, что высота этажа не является решающим фактором. В домах, возводимых на продажу, первые этажи предназначаются для размещения офисов, и высота их больше, чем высота типовых этажей. Высота же технических этажей — меньше.
В монолите лестничные марши и площадки выполняются в едином ритме с бетонированием остальных конструкций. При этом используются система опорных башен и телескопических стоек, а также водостойкая фанера и вязаная арматура.
Что же касается возведения наружных стен, то в данном случае проблема состоит в том, что снаружи нет точки опоры для опалубки. Необходимо обеспечивать безопасность ведения работ. Поэтому БелНИИС была предложена целая система силовых подмостей, которые крепятся с опиранием на ближайшие конструкции. Опалубка — обычная стеновая с системой подкосов. В ходе возведения стен осуществляется перемонтирование подмостей по высоте. Это всепогодная технология — работать с ее использованием можно и в снегопад, и при ветре.
Г-н Марковский кратко остановился на системах зданий, которые могут возводиться с использованием опалубочных технологий.
При этом на первое место он поставил классическое монолитное здание, конструкция которого включает монолитные колонны, перекрытия, лестницы, шахты лифтов, диафрагмы жесткости. Данное решение наиболее приемлемо, наиболее быстро адаптируется к условиям Беларуси и в технологическом отношении — при разбивке на захватки.
В связи с тем, что имеет место серьезная проблема технологичности проектных решений, БелНИИС, "Минскпромстрой" и 27-й трест занимают принципиальную позицию, смело вмешиваясь в проектные решения.
Дело в том, что сегодня можно возвести конструкцию любой сложности, но будет ли это экономично и будет ли это целесообразно?
Аналогичная проблема, подчеркнул г-н Марковский, то есть проблема соблюдения экономичности и технологичности, стоит и перед строителями Германии, хотя немецкие коллеги имеют солидный опыт в области монолитного строительства.
Даже при минимальном расходе арматуры и бетона, говорят они, нетехнологичная конструкция не будет экономичной. То есть, проиграв по бетону и арматуре, можно выиграть по технологии, а значит, выиграть в конечном итоге.
Для строительства классических монолитных каркасных зданий в БелНИИС разработано 4 типа опалубок, 4 типа технологии опалубочных работ.
Нужно сказать, что на критическом пути при возведении таких зданий находится устройство монолитных перекрытий. Данная операция может как сдерживать, так и опережать темпы строительства здания в целом. Поэтому именно к ней технологически привязываются все остальные — возведение стен, колонн и т.д. Самый простой вариант монолитного перекрытия — это стоечный вариант, который предусматривает использование телескопических стоек, системы перекрестных балок, фанеры и контурных балок.
В БелНИИС к этой системе относятся несколько настороженно. На Западе она широко рекламируется как, казалось бы, самая простая. Однако представим себе, что по системе перекрестных балок предстоит уложить фанеру, а система эта довольно деформативна, она "дышит"! Поэтому, выполняя данную операцию, рабочий вынужден заходить в опасную зону. В данном случае при ветре любой балльности, допустив малейшую неосторожность, можно упасть вниз вместе с опалубкой. Система становится устойчивой лишь тогда, когда фанера уложена полностью — вплоть до колонн.
(Кстати, о фанере. Это дорогостоящий продукт. От правильной же ее раскладки зависит ее оборачиваемость, поскольку оборачиваемость пиленой фанеры вдвое ниже. Поэтому БелНИИС указывает наиболее рациональную схему раскроя фанеры с минимумом резов.)
Проблема же техники безопасности решается путем установки по контуру перекрытия опорных башен. В комплекте со стойками ограждения поступают бортовые упоры, используя которые можно крепить любое в плане перекрытие.
Нередко в проектных решениях встречаются контурные ригели. Технологичность данного решения — под большим вопросом. Опалубить-то можно, в принципе, все, что угодно, но какой ценой?
Несколько слов об опыте применения опалубки МОДОСТР на одном из тендерных объектов Москвы.
Элитный жилой комплекс с подземными гаражами (Кунцево, Москва) выполнен именно в классическом каркасном варианте (перекрытие представляет собой сплошную монолитную плиту толщиной 220-250 мм, опирающуюся на прямоугольные колонны, шаг которых равен 7,5 м). В подземной части здания перекрытие выполнено с выступающими ригелями, расположенными вдоль здания, а высота этажа колеблется от 3 до 5 м. Условия тендера предусматривали одновременное строительство одного из крыльев здания, в плане напоминающего катамаран, югославской фирмой, а второго — белорусским ЗАО "Белросстрой" совместно с ЗАО "Спецмонтажремонт" (Москва).
Для технологической поддержки участвовавших в тендере белорусских специалистов БелНИИС была разработана технологическая концепция, за основу которой были приняты опорные башни из телескопических стоек для устройства монолитного перекрытия, позволяющие легко наращивать опорную систему по высоте от 3 до 5 м в подвальной части, устраивать ригельные балки подвала и обеспечивать статическую устойчивость и безопасность опалубки.
Монолитные колонны прямоугольного сечения выполнялись в опалубке МОДОСТР-КОМБИ с системой подкосов. Строительство каркаса осуществлялось по каскадной схеме.
После 2 месяцев работы ЗАО "Белросстрой", персонал которого впервые осваивал опалубочную систему МОДОСТР, демонстрировало темп строительства, составляющий 3 этажа в месяц. При этом качество бетонных конструкций соответствовало требованиям действующих российских нормативных документов. В итоге опалубка МОДОСТР помогла "Белросстрою" выиграть конкурсное соревнование у югославской фирмы.
В том, что касается качества монолитного перекрытия, сегодня не делается разницы между подземной и надземной частью здания. Качество монолитного бетона выдерживается на одном и том же уровне. Оказывается, что, если делать качественно даже фундаменты, производительность труда выше, перерасход материала минимизируется, и рабочим начинает нравиться ваять ажурные конструкции. Объект выходит как игрушка, производительность же труда растет с опытом.
Очень важно: предельно сужается необходимая площадь ведения работ. Она (не считая, разумеется, размеров в плане самого здания) нужна лишь для размещения крана и площадки складирования арматуры, бетон же поступает с колес.
А еще очень важно правильно применять смазку. Я твердо убежден, подчеркнул г-н Марковский, в том, что из отходов можно получить только отходы. (Имеются в виду широко распространенные смазки типа эмульсола, запрещаемые БелНИИС при работе с опалубками МОДОСТР. С водостойкой фанерой эти масла не сочетаются, так как разрушают верхнюю пленку.) Поэтому в данном случае применяется импортный продукт — смазка от компании Adinol (Германия). По информации производителей, требования при производстве смазки для опалубки (чистота компонентов, точность дозировки) выше, чем при производстве автомобильных масел. По цене эта смазка вполне доступна, расход же ее при условии применения современных средств нанесения путем распыления не превышает 30 г/м2. (Обычная смазка, наносимая валиком, расходуется в количестве 150-200 г/м2, то есть применять фирменный продукт безусловно выгоднее.) Кроме того, от качества смазки зависит и вышеупомянутая оборачиваемость опалубки по фанере. Высококачественная смазка позволяет увеличить оборачиваемость в 1,5 раза, а стоимость фанеры составляет до 30% стоимости всей опалубки.
Кстати, о стоимости. Опыт проведения тендера, связанного со строительством нового здания библиотеки АНБ в Минске, показывает: стеновая опалубка МОДОСТР в 5-6 раз, а опалубка колонн — в 7 раз дешевле, чем различные российские решения. Опалубка перекрытий дешевле в 2-3 раза, и то в зависимости от того, российская или привозная используется фанера.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ, фото Сергея ШАРУБЫ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2003 год в рубрике бетон