Система ценообразования в строительстве стран СНГ


Продолжение.Начало в СиН 25
Выступление Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Курочкина Г.Ф. на XVIII заседании Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ


О ресурсном методе. Несмотря на то, что данный метод позволяет на сегодняшний день определять стоимость строительства более точно, используют его только строительные организации, выполняющие небольшое по номенклатуре количество работ.
Министерство экологии, строительства и развития территории Республики Молдова считает, что в условиях становления рыночных отношений, когда стоимостные факторы крайне нестабильны, определение сметной стоимости объектов инвестиций наиболее целесообразно производить на основе выделяемых в проектных материалах и сметной документации ресурсных показателей: затрат труда (трудоемкости), потребности и времени использования строительных машин, расхода материалов, изделий, конструкций и отпускных цен на эти ресурсы, т.е. ресурсным методом.
Несколько лет под руководством данного министерства готовился переход на ресурсный метод определения стоимости строительства. С этой целью были разработаны необходимые методические документы и сформирована новая сметная нормативная база. В соответствии с приказом министерства №138 от 26 ноября 2001 г. с 1 января 2002 г. в республике введены новые сметные нормы и ресурсный метод для определения стоимости объектов строительства, установленный нормативным документом “Инструкция по составлению смет на строительно-монтажные работы ресурсным методом”.

Новый метод заключается в следующем:
На стадии разработки рабочих чертежей (рабочего проекта) проектная организация в обязательном порядке составляет и выдает Перечни объемов работ. Виды работ, их шифры и единицы измерения работ, включаемые в Перечни объемов работ, должны соответствовать видам работ, их шифрам и единицам измерения, предусмотренным Сборниками сметных норм для строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, действующих на территории республики. Перечни объемов работ используются для составления локальных смет, смет-оферт для проведения подрядных торгов, составления каталогов единичных расценок на объект (стройку).
В республике применяются два вида сметных норм:
— Ориентировочные сметные нормы, в качестве которых с 1 января 2002 года приказом Министра экологии, строительства и развития территории от 22 ноября 2001 г. утверждены Сметные нормы соседнего государства Румынии, учитывающие условия работы и методы производства работ, аналогичные Республике Молдова. Ориентировочные сметные нормы применяются для составления инвесторских смет. Кроме того, они могут применяться и строительными организациями.
— Собственная нормативная база пользователя, к которой относятся индивидуальные сметные нормы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — исполнителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на ориентировочных сметных нормах. Собственная нормативная база пользователя применяется для составления смет подрядчика (определения стоимости оферт).
Для составления локальных смет ресурсным методом предложены 2 способа:
1) на основе ресурсов, выделенных суммарно по соответствующим перечням объемов работ, объектам или стройке в целом. Рекомендуется для составления инвесторских смет;
2) путем составления индивидуальных единичных расценок по каждому виду работ, включенному в перечень объемов работ (составление каталогов сметных цен для каждого объекта). Рекомендуется для оценки стоимости оферт.
По желанию заказчика инвесторские сметы также могут составляться и вторым способом.

Для оценки ресурсных показателей на текущем уровне цен используется стоимость ресурсов, определенная в следующем порядке:
Стоимость 1 чел.-ч. — определяется исходя из среднемесячной оплаты труда одного рабочего-строителя в подрядной организации или принятой (согласованной заказчиком) в составе договорной цены на строительство конкретного объекта.
При разработке проектно-сметной и тендерной документации по заказу инвестора (заказчика) в инвесторских сметах затраты на оплату труда рекомендуется определять исходя из среднемесячной заработной платы в отрасли “Строительство”, ежеквартально фиксируемой Департаментом статистики и социологии.
Стоимость 1 маш.-ч. по видам машин рассчитывается подрядными организациями, в распоряжении которых находится строительная техника, путем калькулирования затрат или по видам строительных машин для данного района, населенного пункта — места строительства.
Стоимость материальных ресурсов определяется исходя из имеющейся у составителя информации о ценах на этот вид затрат.
Информация о текущих ценах на материальные ресурсы, применяемые в строительстве, может быть получена в органах статистики, из публикуемых различных информационных материалов, у производителей материалов и в подрядных организациях.

За итогом по смете производится начисление:
— отчислений на социальное страхование (соцстрах) от затрат на оплату труда рабочих-строителей в размере, установленном действующим законодательством;
— накладных расходов от итога прямых затрат;
— сметной прибыли от итога прямых затрат и накладных расходов.
Данные о среднеотраслевой норме накладных расходов и сметной прибыли сообщаются отраслевым министерством на начало каждого года.
Для составления сводных смет переработаны нормативы непредвиденных расходов, лимитированных затрат на содержание служб заказчика (технадзор), СНиПы на временные здания и сооружения и зимнее удорожание.
Новый метод определения стоимости строительства позволяет заказчику произвести обоснованный выбор подрядчика исходя из ориентировочной стоимости объекта, определенной сметой инвестора, а подрядным организациям создать фирменные цены на виды выполняемых работ с учетом применяемой организации производства работ, технологии и условий, что упростит подготовку смет-оферт для участия в торгах и расчеты за выполненные подрядные работы.
До 2002 года определение стоимости строительства производилось базисно-индексным методом с использованием сметной нормативной базы 1984 года. Введение ресурсного метода позволит исключить погрешности индексации и производить определение стоимости строительства на всех этапах в национальной валюте республики.

С 1 января 2001 года Украина перешла на новую систему ценообразования в строительной отрасли, которая базируется на нормативно-расчетных показателях и текущих ценах на трудовые и материально-технические ресурсы. Нормативным показателем является расход трудовых и материально-технических ресурсов, который определяется на основании государственных ресурсных элементных сметных норм. На основании этих норм и текущих цен на трудовые и материально-технические ресурсы определяются прямые затраты. Остальные затраты определяются не по нормам, а расчетно.
Изменены подходы к определению накладных расходов, которые в связи с изменениями ряда законодательных и нормативных документов разделились на 2 группы: общепроизводственные и административные расходы. Общепроизводственные расходы — это непрямые затраты, связанные с управлением, организацией и обслуживанием строительного производства, которые группируются в 3 блока: заработная плата ИТР, отчисления на социальные нужды и прочие статьи общепроизводственных расходов. Административные расходы — это общехозяйственные расходы, направленные на обслуживание и управление строительной организацией. Базой для начисления общепроизводственных и административных расходов являются сметные трудозатраты, определенные на основании ресурсных элементных сметных норм. При этом исключается влияние стоимости материальных ресурсов и ведомственной принадлежности подрядной организации, что подтверждает объективность такой базы исчисления.

Практика применения реформированной системы ценообразования показала целесообразность определения массы прибыли от нормативных трудозатрат. Это позволит определять прибыль исходя из назначения строений и сложности работ, которая характеризуется трудоемкостью. Базой для начисления прибыли является общая сметная трудоемкость строительно-монтажных работ, предусматриваемая в прямых затратах, в общепроизводственных расходах, в средствах на возведение и разборку титульных временных зданий и сооружений, в дополнительных затратах при выполнении строительно-монтажных работ в зимний и летний периоды. Размер прибыли зависит от вида строительства, технической и технологической сложности, сроков строительства, условий его финансирования и других особенностей строительства. Для строительства, которое осуществляется за счет бюджетных средств, разработаны усредненные показатели размера прибыли.

В сметную стоимость строительства включаются средства:
— На возведение и разборку временных зданий и сооружений, размер которых в инвесторской сметной документации определяется либо калькуляционным методом по данным ПОС, либо по усредненным процентным показателям, установленным Госстроем. При взаиморасчетах за объемы выполненных работ эти затраты определяются либо на основании исполнительной сметы, либо по усредненным процентным показателям.
— На дополнительные затраты при выполнении строительно-монтажных работ в зимний период под открытым небом и в неотапливаемых помещениях при температуре наружного воздуха ниже 0°С, а также в летний период под открытым небом при температуре наружного воздуха более +27°С, которые в инвесторской сметной документации определяются по усредненным процентным показателям, предоставляемым Госстроем. На стадии взаиморасчетов указанные затраты уточняются исходя из объемов работ, выполненных при таких условиях.
— На покрытие риска всех участников строительства, которые предназначены на возмещение затрат, связанных с увеличением стоимости объемов работ и затрат, характер и методы которых не могут быть точно определены при проектировании, а также увеличения стоимости строительства, вызванного изменением государственных стандартов на отдельные материалы, изделия и конструкции, оборудование и т.д.
— На покрытие дополнительных затрат, связанных с инфляционными процессами, которые предназначены для возмещения увеличения стоимости трудовых и материально-технических ресурсов, вызванных инфляцией.
Внедрение реформированной системы ценообразования позволяет оперативно реагировать на рыночные изменения стоимости трудовых и материально-технических ресурсов, обеспечивает прозрачность стоимостных показателей и позволяет легко убедиться в их достоверности.
Одной из составляющих стоимости строительства является стоимость проектных работ, которая сегодня определяется двумя способами:
1) на основании стоимостных показателей, определенных в сборниках цен на проектно-изыскательские работы 1982-1990 годов с применением соответствующих индексов и коэффициентов;
2) путем применения усредненных процентных показателей стоимости проектных работ к соответствующей стоимости строительно-монтажных работ.
Сегодня Госстроем Украины проводится подготовительная работа по разработке сборников на проектно-изыскательские работы на основании нормативных показателей трудовых и материальных ресурсов.
В Беларуси новая концепция ценообразования и расчетов в строительстве в условиях рыночных отношений (в том числе с учетом организации торгов, индексации, текущих цен и т.п.) была отражена в разработанном в 1990 году соответствующем техническом задании, которое было одобрено бывшим Госстроем СССР и утверждено Госстроем Республики. Техническим заданием был предусмотрен поэтапный переход к расчетам по текущим ценам (от системы компенсаций к системе индексации).

Для осуществления перехода на новые сметные нормы и цены в строительстве Госстрой СССР по поручению Правительства в 1990 году утвердил индексы изменения сметной стоимости строительства по отраслям народного хозяйства. Однако индексы, доведенные Госстроем СССР, входили в противоречие с основной идеей принятой концепции. Они уменьшали удельный вес заработной платы в сметной стоимости строительства, а концепцией предусматривалось сделать заработную плату стимулом роста эффективности производства. Потребовались дополнительные расчеты и обоснования, результатом которых стало изменение доведенного индекса перехода к новым нормам и ценам для строительной отрасли республики с 1,56 до 1,98, но самое главное, что при этом индекс заработной платы был увеличен в 2,97 раза. Правда, этим самым в вопросах ценообразования республика как бы выпала в то время из общего правового поля, вследствие чего пришлось самостоятельно решать целый комплекс вопросов вплоть до разработки элементных сметных норм — самого сложного и трудоемкого норматива в системе ценообразования.
Но эффективность такого решения строительная отрасль республики ощущает и сейчас.
В 1998 году Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве при Министерстве архитектуры и строительства и Министерстве экономики была принята “Концепция дальнейшего развития системы ценообразования в строительстве в условиях рыночных отношений с созданием методического и информационного обеспечения на базе современной вычислительной техники”.
Порядок учета постоянно и неадекватно меняющихся ценообразующих факторов, потребительских свойств, спроса и предложений; система индексации, принципы проведения торгов и выбора подрядчика; нормативная база объектов и подрядчиков и многое другое, — все это еще сегодня постепенно внедряется в республике.
Для реализации намеченной концепции последовательно принимались соответствующие решения на уровне органов исполнительной власти, определяющих государственную политику в области строительства.
Утвержденная система ценообразования носит противозатратный принцип, стимулирующий сокращение расхода трудовых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, машин и механизмов и приобретение их по более низким (оптимальным) ценам, минуя при необходимости посредников, а также противозатратный принцип начисления накладных расходов, плановых накоплений и других затрат (от нормативных затрат труда).

Системой ценообразования в республике предусмотрены следующие методы определения стоимости строительства: базисно-компенсационный, базисно-индексный, ресурсный, ресурсно-индексный. Массовое распространение получил базисно-индексный метод.
В отличие от сложившейся практики индексации видов работ в некоторых странах СНГ, в республике ежемесячно рассчитываются индексы, как правило, по элементам затрат: заработная плата, транспортные расходы, накладные расходы, плановые накопления, строительные машины и механизмы, материалы, временные здания и сооружения и др. Вначале для сравнения разрабатывались оба направления и параллельно по ним рассчитывались индексы. При этом еще в начале 80-х годов в Беларуси в составе проектно-сметной документации формировался ИБД (информационный блок данных — полная информация об объекте строительства на машинных носителях) с разбивкой на ПТМ (проектно-технологические модули — это не что иное как прототип ресурсной модели, заложенной в основу расчета индексов по видам работ). Кстати, это было ноу-хау белорусских разработчиков, которое получило широкое распространение в бывшем СССР.
Сопоставление результатов расчетов по обоим направлениям показало, что расчеты по элементам затрат более простые, а главное — точные.
Реализация новых принципов ценообразования в строительстве потребовала организации полного мониторинга цен на строительные материалы, машины и механизмы, транспортные услуги и др., для чего были созданы региональные центры по ценообразованию в строительстве во всех областях республики и в г.Минске, которые осуществляют сбор исходных данных по ценам на материальные ресурсы, машины и механизмы на предприятиях-изготовителях, в управлениях механизации, базах УПТК, по тарифам на автоперевозки и тепловую энергию; проводят анализ полученных исходных данных, сопоставление цен на аналогичные материалы, изделия и конструкции, машины и механизмы; выявляют причины их резкого расхождения и передают исходные данные в центральную службу при Республиканском научно-техническом центре по ценообразованию в строительстве. Передача исходных данных производится на машинных носителях или по электронной почте.

Центральная служба сопоставляет, анализирует, проверяет и систематизирует эти данные и выполняет расчет индексов изменения стоимости строительства по элементам затрат как в целом по республике, так и по регионам. Ввиду необходимости обработки большого объема информации, ее анализа и расчетов, прогнозирования создана комплексная автоматизированная система, состоящая из программно-технического комплекса (на базе современных персональных ЭВМ) и уникальной нормативно-справочной базы.
Информационно-аналитический и программный комплекс системы индексации обеспечивает расчеты средневзвешенных цен (индексов) на укрупненные группы материалов и машин-представителей, индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ для объектов общеотраслевого назначения, крупнопанельного домостроения, ремонтно-строительных работ, строительства линий электропередач, мелиоративного и водохозяйственного строительства, объектов метрополитена, захоронения строений и дезактивации территорий, проектных и изыскательских работ, затрат на содержание службы заказчика-застройщика, а также накапливает базы данных для системы прогнозирования изменения цен в строительстве, анализа и выдачи справочно-аналитической информации для различных уровней управления включая расчеты индексов изменения цен в строительстве для статистических целей.

Окончание следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2003 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость