ЖКХ Беларуси: необходимость и возможность реформирования


В пленарном заседании “ЖКХ в Беларуси: необходимость и возможности реформ”, состоявшемся в рамках конференции “Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы и опыт реформ”, приняли участие начальник УЖХ МЖКХ Беларуси Эдмунд Гришкевич, директор ЖЭС-34 Минска Николай Непогода, исполнительный директор БОО “Малый бизнес” Валерий Ржанников и директор Минской городской ассоциации по координации деятельности товариществ собственников зданий “Домовладение” Эдуард Латушко.

В настоящее время, отметил г-н Гришкевич, на рассмотрении в Совмине Беларуси находится концепция реформирования ЖКХ до 2015 г.
Целью преобразования ЖКХ является повышение качества обслуживания населения. Это тот стандарт, на который при всех условиях реформирования, улучшения деятельности во главу угла ставится вопрос улучшения качества обслуживания населения. Еще одна из целей преобразования — поэтапный переход к безызбыточному функционированию предприятий и объединений отрасли. Предстоит обеспечить внедрение и распространение на все предприятия и организации отрасли прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий обслуживания и ремонта жилфонда, а также оказания коммунальных услуг, на основе применения прогрессивных технологий производства добиться стабилизации, а затем снижения себестоимости продукции, работ и услуг ЖКХ при условии систематического повышения их качества, разработать правовую основу для негосударственных форм управления жилищным фондом и разгосударствления коммунальных предприятий, создать правовую и экономическую основу формирования рынка жилищно-коммунальных услуг, при которой каждый собственник жилых помещений будет иметь возможность участвовать в выборе обслуживающей организации, количества и качества потребляемых услуг.
В настоящее время развитие ЖКХ Беларуси напрямую зависит от государственного финансирования. В составе трех стадий цикла воспроизводства ЖКХ (текущая эксплуатация, капремонт и реконструкция, новое строительство) население страны возмещает около половины затрат только на текущую эксплуатацию объектов и сооружений отрасли. Финансирование капремонта и нового строительства, за исключением привлечения средств отчислений нанимателей и собственников на капремонт, производится только за счет средств государства. Государство обладает монополией на эксплуатацию жилфонда и коммунальных объектов, на их текущий и капремонт, а также на преобладающую долю нового строительства.

В ходе процесса приватизации государственного жилфонда стало ясно: низкие доходы подавляющего большинства населения Беларуси не позволяют в краткие сроки повысить плату за содержание жилья и коммунальные услуги до уровня, обеспечивающего полное воспроизводство основных фондов в ЖКХ. По этой причине эксплуатация и ремонт жилищно-коммунальных объектов не являются привлекательными для развития частной инициативы предпринимательства. Отсутствует экономическая основа для активизации хозяйственной инициативы жителей, которые в своем большинстве совершенно не заботятся о сохранности жилфонда и коммунальных объектов и предпочитают сохранение минимальной оплаты жилищно-коммунальных услуг повышению качества и связанному с ним увеличению платежей.
Если вернуться к вопросу снижения себестоимости работ и услуг, то можно отметить, что главным фактором снижения себестоимости является снижение расхода ТЭР, а также природных и финансовых ресурсов, внедрение прогрессивных технологий, проведение тепловой реабилитации жилфонда. Непременным условием снижения себестоимости является сохранение необходимого уровня качества жилищно-коммунальных услуг. Основным регулятором развития отрасли должна стать цена ее продукции, работ и услуг, в отличие от ныне действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению. Цена на них в перспективе должна возмещать не только затраты на текущую эксплуатацию, но и отчисления на капремонт жилых зданий и коммунальных объектов. В то же время достижение этой цели практически полностью зависит от уровня денежных доходов населения.
Следующая проблема состоит в том, что предприятия ЖКХ не получают основных объемов своих доходов от наиболее массовых потребителей своих услуг. Это означает, что они лишены главного стимула повышения качества обслуживания населения при одновременном снижении себестоимости этих услуг. Отсутствуют предпосылки для образования и развития рынка жилищно-коммунальных услуг, создания конкуренции между предприятиями различных форм собственности в интересах жителей.

Преодолеть эти недостатки можно лишь одним путем: отказаться от государственного регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и перейти к оплате населением этих услуг в соответствии с затратами на их производство. Тогда основной задачей государства станет социальная защита малообеспеченных слоев населения, в частности, предоставление гражданам безналичных жилищных субсидий. Механизм предоставления субсидий позволяет регулировать жилищно-коммунальные платежи на определенном уровне. Предоставление населению безналичных жилищных субсидий требует постоянного внимания и регулирования. В этой работе нельзя допустить ситуацию, при которой в отопительный период за субсидией будет обращаться более 40-50% семей. Такая ситуация приведет к тому, что госбюджет не получит дополнительных доходов, а вся сумма, вырученная благодаря повышению тарифов, уйдет на выплату субсидий.
Что касается работы в области реформирования, то здесь основной целью было создание нормативно-правовой базы обеспечения деятельности товариществ собственников негосударственных организаций обслуживания жилфонда. Товарищество собственников является некоммерческой организацией. Целью этой организации не является извлечение прибыли, и она не распределяет полученную прибыль.
На товарищество собственников распространено льготное налогообложение, и оно на сегодняшний день освобождено от обложения НДС при реализации на территории Беларуси жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическими лицами.
Главным направлением реализации концепции реформирования ЖКХ является выработка подходов и направлений решения задачи обеспечения населения и групп потребителей всем комплексом жилищно-коммунальных услуг.
Вводится понятие нормативов социального стандарта в области жилищно-коммунального обслуживания. Одновременно предполагается перевод субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на рынке данных услуг, на самоокупаемость и в перспективе — расширенное воспроизводство в отрасли. В этой связи предполагается осуществить ряд мер по совершенствованию экономических взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг. Речь идет об изменении системы финансирования, то есть о переходе от частичного бюджетного перекрестного финансирования с оказанием услуг населению к оплате их в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных граждан, экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.
Основные усилия на ближайшую перспективу (ориентировочно до 2006 г.) должны быть сосредоточены на рационализации и снижении издержек производителей услуг.

В целях сохранения экономической заинтересованности производителей услуг независимо от форм собственности на период сохранения жесткого государственного регулирования тарифов в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг должны быть сохранены все прочие источники возмещения затрат по услугам населению — субсидии из бюджета, арендная плата и прочие доходы, перекрестное субсидирование. По мере повышения уровня возмещения затрат платежами населения за счет снижения издержек будет постепенно снижаться нагрузка на бюджет и промышленность путем ликвидации перекрестного субсидирования.
Г-н Непогода, который работает во вверенной ему ЖЭС с 1987 г., рассказал, что начавшаяся в СССР перестройка явилась толчком к созданию более эффективной службы, в рамках которой можно было бы более качественно обслуживать население. Поэтому в 1990 г. на базе ЖЭС-34 было зарегистрировано малое предприятие. Предприятию были переданы все права и функции жилищно-ремонтного объединения. Оно получило возможность сбора арендной платы и всех платежей от населения на свой расчетный счет сбора. Благодаря большим поступлениям денежных средств на расчетный счет было повышено качество обслуживания как населения, так и жилфонда. В течение 10 лет осуществлялась работа предприятия на основе самофинансирования. За это время удалось организовать не только своевременные и качественные капремонт и обслуживание зданий и территорий, но и собственные производства (шпатлевки и столярки). Столярные изделия поступали не только на дома, которые обслуживались ЖЭС, но и практически на все дома Центрального района. Был организован участок укладки асфальта, который в итоге также стал обслуживать не только свою ЖЭС, но и весь район. Однако после перерегистрации в унитарное предприятие, которую в 2001 г. прошли все ЖЭС страны, пришлось вновь начать делиться средствами с другими ЖЭС района. Доходов от арендной платы стало катастрофически не хватать на покрытие тех расходов, которые в настоящее время несет предприятие. От населения оно получает плату за техобслуживание и квартплату за неприватизированные на сегодняшний день квартиры. В структуре затрат они составляют 48%. Остальные деньги предприятие получает от объединения в форме оплаты выполненной работы по обслуживанию жилого фонда.

Г-н Непогода подчеркнул необходимость создания на базе ЖЭС акционерных обществ, на базе жилых домов — товариществ собственников. Между вторыми и первыми должны заключаться договоры на техобслуживание. Вопрос — в финансировании и качестве обслуживания жилого фонда. ЖЭС заинтересована в получении своих денег за своевременное и качественное выполнение работ. И ее не интересует, откуда они поступят: от населения, от арендаторов или из бюджета. Кроме того, сегодня нужна правильная юридическая база, позволяющая заключать договоры и грамотно обслуживать жилой фонд.
БОО “Малый бизнес”, которую представлял г-н Ржанников, создана чуть более 3 лет назад и объединяет людей, которые заинтересованы в развитии предпринимательства и малого бизнеса в Беларуси. Г-н Ржанников подчеркнул важность еще одной, помимо ссудного финансирования и упорядочения законодательства, составляющей этого развития — обучающих программ. Широкий спектр названных программ включает и те из них, которые имеют утилитарное, прикладное значение, и мотивационные программы, дающие позитивную установку на жизнь и деятельность. Общественная деятельность рассматривается как альтернатива праздности, которая, являясь питательной средой для вредных привычек, разрушает личность и в конечном итоге общество. Существует множество различных факторов мотивации, но, если бы все граждане Беларуси, как один, активизировались, жизнь в стране непременно стала бы другой, уверен г-н Ржанников. При этом достаточно велика роль общественных организаций. Так, человек, принадлежащий к экологическому движению, никогда не бросит мусор мимо урны. Должно быть больше возможностей вовлечения общественности, предпринимателей в решение коммунальных проблем. Эти проблемы должны стать общими. Если проблему решает только руководство, а гражданам она безразлична, решена эта проблема быть не может.

Ассоциация “Домовладение” существует с 2001 г., напомнил г-н Латушко, и сегодня в Беларуси насчитывается 150 товариществ собственников зданий. В Минске — 72 товарищества. До 2001 г. создавалось по 15-17 товариществ в год. И только за последний год было создано около 25. Сегодня эти товарищества объединяют примерно 420 тыс. м 2, что составляет примерно чуть менее 1% общего жилфонда страны. Создание товарищества собственников того или иного имущества — это способ управления данным имуществом. Основная цель товарищества собственников того или иного здания — содержание этого здания. Для обеспечения четкой работы ассоциации необходимо четкое взаимодействие и участие в разработке нормативных актов как общественных организаций, так и представителей парламента и Минжилкомхоза Беларуси. К сожалению, не продуманы вопросы экономического обоснования создания товариществ. Товарищества собственников не имеют права заниматься коммерческой деятельностью. А часто — и возможности, так как нет того общего имущества, которое могло бы быть сдано в аренду либо еще как-то использовано. Товарищества не объявляют своей основной целью извлечение прибыли, но средства, которые они могли бы зарабатывать, им следует направлять на улучшение условий проживания и качества обслуживания. На сегодняшний день первоочередными задачами являются экономия теплоэнергоресурсов и решение вопросов комфортности проживания. Очень важно: для того, чтобы обслуживать жилфонд, нужны профессионалы. Товарищества собственников, создаваемые во вновь заселяемых домах, еще не сталкиваются с серьезными проблемами, которые хорошо знакомы всем ЖЭС и ЖРЭО. Но недалек тот час, когда вопросы капремонтов, аварийных ситуаций застанут товарищества собственников врасплох. И тех денег, которые даже сегодня аккумулируют эти товарищества для капремонта на своих счетах, скорее всего, не хватит. Поэтому и необходимо взаимодействие исполнительных структур и общественности. Основное же, что мешает сегодня, — это косность мышления. Непохоже, что на всех уровнях есть четкое представление о том, что будет завтра. Кроме того, на всем, даже на взаимоотношениях между людьми, очень сильно сказывается отсутствие правовой подготовки.
Итог и пленарному заседанию, и развернувшейся после него дискуссии, посвященной различным аспектам расчета за проживание и пользование коммунальными услугами, подвел профессор БНТУ Александр Сидоренко. Он коснулся рамочных условий, в которых в Беларуси проходят реформы. Когда говорят о реформе, речь идет в первую очередь о программной основе реформы. Внесение в правительство концепции реформирования — это большой шаг на пути к самому реформированию.
Далее г-н Сидоренко обратился к ситуации, в которой находится качество жилищно-коммунальных услуг, уровень удовлетворения потребительского спроса на эти услуги, существующего в белорусском обществе. Для того, чтобы определить границы этого качества, объемы этих услуг, лучше всего воспользоваться понятием валового внутреннего продукта. В среднем в ЕС на душу населения производится ВВП примерно на 20-22 тыс. EUR. В Беларуси же — на $6-7 тыс. Средняя обеспеченность общей площадью — соответственно 30-40 и 21-22 м 2 на человека. Таким образом, по ВВП Беларусь уступает примерно в 3-4 раза, а по пользованию жилищем и жилищно-коммунальными услугами практически не уступает. Тепла, воды и электроэнергии на душу населения в Беларуси потребляется больше, чем в Западной Европе. Таким образом, экономический потенциал белорусского общества не позволяет реформировать жилищно-коммунальное хозяйство. Реформу ЖКХ следует рассматривать как одну из составляющих концепции социально-экономического развития общества. Реформирование ЖКХ Беларуси не может опережать реформирования всей экономики страны в целом.

Коснувшись же принципов реформирования, г-н Сидоренко напомнил, что практика проведения в Беларуси семинаров с участием немецких специалистов насчитывает уже более 10 лет. Многие белорусские специалисты побывали в Германии с целью повышения квалификации и заимствования опыта. Немецкий опыт полезен в первую очередь с точки зрения разделения функций. Сегодня в Германии одни структуры управляют недвижимостью, вторые же работают в области ее содержания. Наиболее уязвимое место отечественной системы управления недвижимостью — это то, что в одном лице — в лице ЖЭС и ЖРЭО и других жилищно-коммунальных структур — осуществляются две функции: функция управления и функция исполнения. Иными словами, функция заказчика и функция подрядчика. Отсюда — и проблема цены. Резервы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг следует искать прежде всего в конкуренции. Пока что представляется, что руководитель жилищно-коммунальной организации загнан в тупик: с одной стороны, ему не дают свободы, с другой — не дают денег.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2003 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость