Монолитный железобетон — вне конкуренции


Сообщение "Опалубочная система МОДОСТР и интенсивные технологии возведения монолитных зданий на стройках Беларуси и России", сделанное 24 июня 2003 г. заместителем директора института БелНИИС по научной работе Михаилом Марковским на семинаре "Опыт внедрения конкурентоспособной опалубочной системы МОДОСТР и интенсивных технологий возведения монолитных зданий"


Работа в современных экономических условиях потребовала применения новых технологий. Первый постсоветский опыт проведения тендеров при распределении подрядов был приобретен в Москве. Особенностью московских тендеров явилось то обстоятельство, что наряду с российскими, белорусскими, украинскими фирмами в них на совершенно равных условиях активно участвовали иностранные компании.
С приходом этих компаний на постсоветский рынок все стало на свои места. Эти производители стали предлагать технологии, позволяющие возводить по 2, 3, 4 этажа в месяц. С одной стороны, строить быстро, с другой — работать, обходясь без производственной базы.
В подобной ситуации особенно востребованными оказываются технологии монолитного железобетонного строительства.
Если еще даже 5 лет назад в отношении, по крайней мере, жилищного строительства данная технология рассматривалась на постсоветской территории как нечто экзотическое (хотя именно на ней давно зиждется строительное производство во всем мире), то сегодня многие аспекты монолитного строительства понятны и ученым, и проектировщикам, и подрядчикам. Понятно, что основу монолитного строительства составляют опалубочные системы и бетонные работы.

Переход на новую технологию, подчеркнул г-н Марковский, должен быть кардинальным и осуществляться с учетом всех деталей и нюансов. Полумеры в данном случае неприемлемы, иначе теряет смысл ожидание какого-либо экономического эффекта.
В современном монолитном бетонном строительстве нет места жестким бетонным смесям. Используются модифицированные бетонные смеси, литьевые технологии укладки бетона, всепогодные технологии бетонирования, новые способы зимнего прогрева. Оборачиваемость опалубок и темпы строительства в значительной степени зависят от темпов набора бетонной смесью требуемой прочности, поэтому используются бетоны, позволяющие распалубливать конструкции на вторые-третьи сутки. Все эти технологические проблемы успешно решаются в БелНИИС под научным руководством д.т.н. профессора Николая Блещика.
Нового подхода требует и армирование монолитных железобетонных конструкций, предусматривающее полный отказ от сварки.
Что же касается опалубки, то, например, немецкие специалисты сравнивают опалубку с одеждой (а конструкцию, соответственно, с телом человека). Одежда может быть как повседневной (широко применяемая и более дешевая опалубка), так и модельной (соответствующая опалубка дороже и позволяет получать более качественные конструкции).
Само собой разумеется, что качество монолитной железобетонной конструкции должно удовлетворять требованиям соответствующей главы действующих строительных норм и правил.
Нужно сказать, что допуски, регламентируемые отечественными нормами, совпадают с зарубежными требованиями.
На сегодняшний день количество типов используемых опалубок приближается к 20. Но вот какая ситуация сложилась на рынке опалубок.
Множества советских и постсоветских предложений, наблюдаемого на нем еще несколько лет назад, быстро не стало, как только ситуация стала более реалистичной (читай: в тендерах стали участвовать западные компании). Сразу стала очевидной нетехнологичность, неэкономичность и невостребованность этих предложений. В течение года они ушли с рынка Москвы. Сегодня аналогичная ситуация наблюдается в Минске. Особенно ярко иллюстрирует ее процесс возведения нового здания Национальной библиотеки АНБ.
Поэтому пришлось разрабатывать совершенно новые опалубки. Мировой опыт, накопленный в данной области, позволяет принимать оптимальные решения.

Поскольку стоимость человеко-часа на опалубочных работах будет расти и в дальнейшем, снижение затрат на этих и сопутствующих работах до минимума также является одной из основных целей разработчиков новой опалубки.
Решения МОДОСТР начались со щитовых опалубок стен, которые являются наиболее массовым видом монолитных конструкций. Примерно 60% любых конструктивных опалубочных систем составляют стеновые опалубки.
В первую очередь речь идет о системных опалубках. Системная опалубка обеспечивает значительную экономию времени и средств. В основе системы лежит принцип двойного использования опалубки — вручную или с помощью крана. Системная опалубка подходит практически для любой конфигурации стены в плане, поскольку является модульной и позволяет осуществить раскладку щитов по принципу домино как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении, располагает унифицированными элементами крепежа, а также угловыми и доборными элементами, конструктивно и технологически совместимыми со щитами.
Опалубка МОДОСТР-КОМБИ по техническим, технологическим и дизайнерским параметрам не уступает зарубежным аналогам. Универсальность опалубки, ее адаптивная способность, гибкость в опалубливании фундаментов, стен или колонн проверены на многих объектах.
Опалубка является комбинированной конструкцией, состоящей из стального каркаса и палубы из водостойкой ламинированной фанеры "Чудово RWS". Важным преимуществом опалубки является наличие щитов высотой в этаж (2500 и 2700 мм при ширине до 600 мм) и доборных элементов высотой 1200 и 1500 мм.
Допустимое давление бетонной смеси на опалубку — до 5 т/м2. В опалубке применен универсальный замок, соединяющий щиты одновременно в двух плоскостях и приводимый в действие одним ударом молотка. Для восприятия бокового давления бетонной смеси используют высокопрочные тяжи со специальной самоочищающейся круглой резьбой. Выравнивание щитов в плоскости стены производят балками-схватками. Выверку опалубки по вертикали выполняют регулируемыми подкосами. Опалубливание прямых, острых и тупых углов, примыканий стен решается системно с применением угловых и доборных элементов.

Каркасная опалубка — совершенно новая опалубка семейства МОДОСТР. Ее несущая способность составляет 6 т/м2 при двух тяжах по высоте щита.
Типоразмеры щитов — 2500, 2700 и 2800 мм по высоте и 300, 400, 500, 600, 700 и 750 мм по ширине.
Опалубка предназначена для получения высококачественных лицевых поверхностей стен. Усиленный стальной каркас из гнутых профилей со специальной системой крепежа обеспечивает возможность соединения щитов в крупноформатные опалубочные панели длиной до 8 м (площадь — более 20 м2). Палуба из водостойкой ламинированной фанеры "Чудово RWS" защищена по контуру силиконом.
Комплект опалубки включает угловые элементы, регулируемые подкосы, систему балок, крепежа и навесных кронштейнов подмостей. Высокопрочные винтовые тяжи обеспечивают быстрое и надежное соединение и фиксацию щитов и панелей. Принцип соединения замков абсолютно понятен рабочим — обучение длится не более 2 месяцев. Конструкция щита и система крепежа интегрированы.
Особенностью каркасной опалубки, отличающейся особенной легкостью сборки, является то, что собирается данная опалубка исключительно в проектном положении. Иных вариантов система с фиксированными углами и стыками панелей просто не допускает.
Система крепежа позволяет собирать опалубку высотой в 2 этажа (высота щита соответствует высоте одного этажа).
Опалубка КАСКАД — высококачественная опалубка, одна из последних новинок строительного рынка. Минимальность отпечатка каркаса на лицевой поверхности бетона делает данную опалубку весьма конкурентоспособной. Достоинствами данной опалубки являются наличие двух тяжей по высоте щита, применение крупноформатной фанерной палубы без стыка, ширина щитов до 1000 мм.
Типоразмеры щитов — 1200, 2800 и 3000 мм по высоте и 1000, 750, 600, 500 и 250 мм по ширине. Используется фанера без стыков (поскольку высота щитов достигает 3 м, приходится возить ее из Финляндии — в России такой фанеры не выпускают).

Система опалубки оснащена всеми расходными материалами отечественного производства (защитные трубки, пластмассовые наконечники и заглушки, фиксаторы защитного слоя). В системе применены перфорированные щиты с шагом технологических отверстий 30 мм, что значительно расширяет функциональные возможности опалубливания без доборных элементов. Система крепежа аналогична таковой каркасной опалубки, что обеспечивает совместимость опалубок во всей опалубочной системе МОДОСТР.
Мелкощитовая металлическая опалубка МОДОСТР предназначена для возведения фундаментов и стен со скрытыми поверхностями. Несущая способность щита составляет 4,5 т/м2. Боковое давление бетонной смеси воспринимается высокопрочными тяжами, проволочными тяжами, крепление которых осуществляется специальными клиновыми замками. Опалубливание прямых углов, а также острых и тупых углов выполняют внутренними, наружными или шарнирными углами.
Освоение целой системы пластмассовых деталей (защитные трубки и конусы), а также окончательный переход на винтовые тяжи, резьба которых самоочищается при контакте с бетоном, позволяют не терять от 30% до 40% производительности (не говоря уже о качестве).
Опалубка монолитных колонн зданий каркасных систем должна обеспечивать получение высококачественных лицевых поверхностей бетона без дополнительной ее отделки (кроме местной шпатлевки раковин и пустот).
При возведении колонн бывает весьма проблематично организовывать бетонирование с технологическими перерывами или с заданной скоростью. Строители все равно бетонируют колонну за один прием на всю высоту, при этом возникает повышенное распорное давление, поэтому для бетонирования колонн специалисты БелНИИС были вынуждены разработать опалубку большей несущей способности. Если КАСКАД, обеспечивая гладкую поверхность и деформативность не более 1/400 пролета, воспринимает до 6 т/м2, то в данном случае уже можно говорить о 8 т/м2. Кроме того, самого пристального внимания требуют герметичность опалубки и способы выверки опалубки в трех плоскостях. Применяемые опалубки МОДОСТР настолько герметичны, что при наличии дна они были бы в состоянии держать воду.

Точность установки и выверки опалубки колонн обеспечивается уже в случае применения щитов МОДОСТР-КОМБИ, угловых элементов и регулируемых подкосов в двух плоскостях. Регулируемые подкосы крепятся к бетонному основанию с помощью анкеров. С учетом повышенных значений давления бетона при одновременном бетонировании всей колонны замки устанавливают более часто. При большой высоте бетонирования необходимо ограничивать скорость бетонирования, исходя из величины допустимого давления бетонной смеси на щиты.
Опалубка колонн из мелкощитовой металлической опалубки собирается аналогично предыдущей. Данное решение рекомендуется при бетонировании колонн подвала или колонн со скрытыми поверхностями. Допускается для случаев, когда предусмотрено последующее облицовывание колонн.
Веерная опалубка колонн, собираемая из специальных усиленных щитов, позволяет изменять поперечное сечение колонн от 200х200 до 600х600 мм с шагом 50 мм. Примыкание щитов обеспечивает герметичность стыков и высокое качество лицевых поверхностей колонн. Высота щитов — 1200, 2800 и 3000 мм. Возможно наращивание щитов по высоте. Данный тип опалубки не уступает предложениям ведущих зарубежных фирм, но стоимость ее в 5-6 раз ниже. Опалубка внедрена в белорусских трестах №№ 1, 4, 7, 19, 27, ОАО "Минскпромстрой", объединении "Гродножилстрой", а также в Москве, Подмосковье, Смоленске, Пскове.
Опалубка круглых колонн выполнена из двух сегментов трубы на специальных винтовых зажимах. Возможен диаметр колонн, равный 400 и 500 мм. Высота сегмента колонны — до 3000 мм. Выверка и закрепление колонн осуществляется регулируемыми подкосами в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Особые требования предъявляются к технологии изготовления колонн, которая должна обеспечивать точность геометрических размеров по сечению и длине колонны. Данная опалубка предназначена исключительно для кранового монтажа. Опытные образцы опалубки круглых колонн прошли успешную апробацию в гомельском ОАО "СМТ №27" при строительстве гаражей в Москве и в минском ОАО "Строительный трест №4" при строительстве жилого дома по ул. Захарова в Минске.
Опалубка капителей круглых колонн обеспечивает быструю сборку-разборку, неизменяемость опалубки во время бетонирования и точную ее выверку. Опалубка, о которой идет речь, легко соединяется с опалубкой круглых колонн. Предусмотрена система ограждений по контуру для безопасного ведения работ. Геометрические параметры капителей многовариантны, поэтому не поддаются унификации, а изготавливаются конкретно под заказ. Данная опалубка успешно внедрена при строительстве многоэтажных гаражей в Москве (гомельский СМТ-27).
Опалубка колонн выверяется и фиксируется в вертикальном положении с помощью регулируемых подкосов. Крепление подкосов к бетонному основанию осуществляется при помощи подпятников. Для бетонирования применяются навесные подмости на щиты колонн или переставные блочные подмости.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ, фото Сергея ШАРУБЫ
Окончание следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 2003 год в рубрике бетон

©1995-2024 Строительство и недвижимость