Глобальные тенденции дизайна


Как известно нашим читателям, с 24 по 27 июня в Минске проходит первая специализированная выставка “Дизайн-биржа”, организованная Национальным выставочным центром “Белэкспо” и Белорусским союзом дизайнеров. К этому событию мы подготовили обзор июньской информации в сфере архитектурно-промышленного дизайна.

На планете становится все больше и больше людей, которые вынуждены селиться на все меньших и меньших пространствах. Поэтому лондонский музей дизайна объявил 2003 год годом инсталляций под общим названием “Жизнь в танке” (или в баке). Музей представляет площадку для экспериментов дизайнеров-новаторов, пытающихся улучшить качество жизни людей в компактном пространстве. С 1 июня до 22 июля 2003 года на береговой террасе музея представлена экспозиция, которая исследует различные аспекты работы в стесненных помещениях. Это своеобразный микроофис, мобильное, легко изменяемое рабочее пространство, разработанное лондонскими архитекторами и дизайнерами из компании Kitchen Rogers. Сочетание в микроофисе традиционных стульев на колесах и цикличных технологий превращает его в “рабочую станцию быстрого приготовления”, которую можно развернуть где угодно: дома, в традиционном офисе или даже на улице.
Спонсором выставки является IKEA.

Кроме того, с 15 по 29 июня тот же музей дизайна в Лондоне проводит мастер-класс по изготовлению архитектурных моделей. Ведущие архитекторы помогают детям и взрослым научиться проектировать и делать собственные архитектурные модели под впечатлением от самых известных архитектурных символов Лондона, таких, как футуристические Ллойд Билдинг, Тауэр Бридж, небоскреб канарской пристани или вызывающий неоднозначную реакцию новый “корнишон” Нормана Фостера, который виден с террасы музея.

16 июня также в Лондоне в Королевской академии искусств известный во всем мире архитектор Ренцо Пьяно прочел тринадцатую ежегодную архитектурную лекцию, проиллюстриров ее ретроспективой своих работ.
Признававший себя в начале своей карьеры “мальчишом-плохишом” от архитектуры, знаменитый итальянец с возрастом значительно остепенился. Будучи сыном строителя, он добился мировой славы, осуществив такие проекты, как Центр Помпиду в Париже или недавний Комплекс искусств в Риме, прозванный “Три черепахи” из-за своих округлых, похожих на панцирь форм.
В 65 лет Пьяно взялся за свой наиболее дерзкий проект — 66-этажную лондонскую Бридж Тауэр — здание с парящим в высоте стеклянным шпилем, которое поклонники архитектора называют шедевром, а противники ругают за то, что он затмит окружающие его исторические здания британской столицы. В Лондоне по этому поводу разгорелась нешуточная перебранка. Причем влиятельных персон хватает как с одной, так и с другой стороны. Достаточно сказать, что мэр Кен Левингстоун числит себя среди защитников проекта, потому что спит и видит любимый Лондон городом небоскребов. Принц Чарльз, напротив, среди его оппонентов, потому что, по его мнению, новая “раздутая фалическая структура” погубит исторический город.

Пьяно при этом, как и полагается, тих, спокоен и уверен и настаивает на том, что проект Бридж Тауэр осуществится несмотря ни на что — даже на стойкую оппозицию фонда Английского наследия, которое оберегает памятники архитектуры и подвергло его проект стоимостью в $572 млн резкой критике из-за того, что новая постройка может стать заметнее и популярнее Собора Святого Павла. Пьяно на это не рассчитывает, но даже если бы такое случилось, не видит в том никакой трагедии. Бридж Тауэр обещает стать самым высоким зданием Европы и, конечно, новым символом Лондона.
В середине 1970-х, когда проектировался и строился Центр Помпиду, его тоже осуждали за несоответствие фасадам Парижа XVIII века, а теперь он стал одной из популярнейших достопримечательностей столицы Франции.
Хотя отец Пьяно, по слухам, всегда был недоволен выбором сына, который захотел проектировать, когда мог бы строить, строительная жилка все-таки передалась по наследству. И Ренцо Пьяно всерьез интересуется строительными материалами и технологиями. Даже его студия на окраине Генуи называется “Строительная мастерская Ренцо Пьяно”.

2 июня в Академии искусств Гамбурга прошел однодневный симпозиум датского архитектора и дизайнера-функционалиста Арне Якобсена (1902-1971) на тему “Архитектор. Дизайнер. Миф”. А с 5 по 29 июня в Малаге (Испания) открыта выставка его работ.
На выставке 100%Design, прошедшей в Роттердаме с 4 по 6 июня, DuPont Corian совместно с de Jager Product представила уникальную инициативу. Компания показала обширную коллекцию предметов домашнего обихода, выполненных из нового, но уже вполне известного материала кориан десятью дизайнерами из Европы, Азии, США и с Ближнего Востока.
100%Design Rotterdam — ведущая торговая выставка интерьерного дизайна в Нидерландах. В свою очередь она проходила в рамках Первой международной архитектурной биеннале в Роттердаме, которая длится с 7 мая по 7 июля.

6 июня в Нью-Йорке состоялась лекция архитекторов Анне Лакатон и Жана Филиппа Вассаля. Их элегантные экономичные дома отражают стремление архитектров использовать роскошь открытого пространства в сочетании с недорогими материалами. В разных городах Франции они построили множество многоквартирных домов в соответствии со своей философией.
С 6 июня до 14 сентября в Хельсинки работает летняя выставка дизайн-форума Финляндии.
В ее рамках с 7 июня до 21 сентября проходит также выставка одной из ведущих фигур финского дизайна Каджа Фрэнка (1911-1989), который, кроме того, считается учителем для нескольких поколений профессиональных дизайнеров в этой стране.

В Музее искусства Филадельфии (США) с 10 июня до 5 августа на выставке “За пределами ординарности” представлена архитектура и дизайн ассоциации “Роберт Вентури & Денис Скотт Браун”. Это первая ретроспективная выставка одной из наиболее влиятельных архитектурно-дизайнерских фирм последней половины двадцатого столетия. Выставлено около 250 работ: рисунки, модели, фотографии, видео, мебель и прочее, многое впервые показывают публике.

11 июня в Нью-Йорке прошел аукцион современного дизайна рубежа XX-XXI веков, организованный Phillips, de Pury & Luxembourg. На торги была выставлена, в основном, мебель важнейших представителей школы модернизма: от легендарной Эйлин Грэй до экстравагантного авангардиста Джорджа Накашима. Цены на раритеты 1920-1930-х в секции, посвященной пионерам авангарда, колебались от $50.000 до $300.000.
Скажем, один из известных “кирпичных” экранов 1922-1925 годов из крашеного белым дерева из собрания Грэй в ее парижских апартаментах на улице Бонапарта был продан за $180.000.
Всего на аукционе было продано 80% выставленных на торги предметов на общую сумму $2.675.164.

Компания Phillips была основана в Лондоне в 1796 году и продавала самые известные европейские коллекции. В 1999 году ее купила компания LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton. В 2001 году Phillips объединилась с ведущим арт-дилером de Pury & Luxembourg Art. Теперь штаб-квартира объединенной компании находится в Нью-Йорке, а офисы — в Женеве, Лондоне, Мюнхене, Париже и Цюрихе. Phillips, de Pury & Luxembourg регулярно проводит аукционы в Нью-Йорке, Женеве и Цюрихе.

Лондонская фирма Reardon Smith проводит среди студентов конкурс 2003 года в рамках очень известного конкурса Европейского дизайна отелей. Студенты должны проектировать удобные гостиничные ванные и спальни. Reardon Smith видит свою задачу в том, чтобы создать конкурс исключительно для студентов, защитивших диплом по архитектурной или интерьерной специальности и получивших степень в известных колледжах Европы.

Канадский центр архитектуры с 14 июня по 7 сентября проводит в Институте Карнеги в Питтсбурге выставку “Архитектура Херцога и де Мерона: естественная история”. Организаторам показалась интересной мысль объединить в одной экспозиции несколько сотен моделей, рисунков и фотографий объектов, созданных швейцарскими архитекторами, с предметами из коллекций Художественного музея и Музея естественной истории.

В Нью-Йорке 17-18 июня крупнейшая в мире выставочная компания Reed Expo провела выставку “Здания Нью-Йорка”, единственную в своем роде, так как она была посвящена всем аспектам обслуживания, управления, ремонта, восстановления и модифицикации коммерческих, промышленных и жилых зданий “большого города”.

С 19 июня по 3 августа 2003 года в Лондоне проходит выставка “Снаружи”, на которой представлены достижения всех ремесел, с помощью которых человек украшает пространство у своего дома. Крупные металлические скульптуры и ивовые конструкции, лампы, скамейки и многое другое для деревенского сада, городского двора и балкона. Постоянно растущий интерес к садовому дизайну собрал вместе многих наиболее интересных британских дизайнеров, работающих в этой области с такими материалами, как дерево, металл, в том числе золото, а также камень, стекло, пластик.

2 июня в Лондонской королевской академии искусств открылась ежегодная летняя выставка. В прошлом году центральной темой ее экспозиции стало объектное искусство и скульптура. На Summer Exhibition 2003 представлены все направления современного искусства (живопись, скульптура, фотография, принты, дизайнерские проекты etc), в программу также включены новые разделы. Выставка проводится на коммерческой основе.
Развитие мировой архитектуры представлено проектами ведущих архитектурных бюро: модели, видео, интерактивные проекты. Куратор проекта — известный британский архитектор Норман Фостер.
По итогам выставок будет присужден гранд в размере 70.000 фунтов стерлингов. В рамках Summer Exhibition 2003 состоятся лекции по теории и проблематике современного искусства с участием ведущих деятелей современной культуры. Выставка продлится до 10 августа.

С 20 по 29 июня в Великобритании проходит ежегодная Архитектурная неделя 2003. Разнообразные мероприятия этой недели, проводимые по всей стране, должны подогреть интерес британцев к следующим темам: “Как мы живем?”, “Какие дома нам нравятся, и доступны ли они?”, “Каков дом нашей мечты?”, “Как мы передвигаемся в наших городах?”, “Где мы проводим свободное время?”, “Как воздействует на нас строительная среда?”, “Что будет нам нравиться лет через десять или даже двадцать?”

С 22 по 28 июня в музее дизайна Vitra во Франции под руководством дизайнера Тома Хеннеса проходит летняя программа “Опыт места”. Целью этой мастерской является использование в серии проектов местности в качестве объекта дизайна. В то же время там же пройдет двухнедельный семинар из серии двух- и трехдневных мастерских, посвященных дизайн-менеджменту, лидерству и командной работе над проектом, стратегическому планированию, маркетингу, бизнес-коммуникациям, оформлению контрактов, технике презентаций и менеджменту отношений с клиентами дизайнерских студий.

В Чикаго с 23 по 27 июня продлится крупнейшая в мире выставка NPE 2003, посвященная пластикам и эластомерам. Технологические новинки покажут более 2000 участников, представляющих все грани профильной индустрии.

С 15 по 17 июня в Тампере (Финляндия) проходила крупнейшая Конференция глобальной индустрии стекла, в которой участвовали более 900 специалистов из более чем 60 стран. На архитектурных сессиях этой конференции известные дизайнеры и специалисты в производстве стекла обсудили современные тенденции развития стекла как строительного материала для наружных и внутренних работ.

25-28 июня в Милане состоится VITRUM 2003 — 13-я специализированная международная выставка оборудования для производства всех видов стекла и стеклянных изделий.
Компании из стран Евросоюза будут вынуждены на этот раз потесниться на площади более 27.000 квадратных метров: в этом году фирмы из США занимают третью позицию в списке участников. Дальний Восток представлен японцами, корейцами и китайцами в лице представителей Китайского керамического общества.

26 июня в Чикаго пройдет семинар “Глобальные тенденции дизайна”. Это мероприятие обязательно для тех, кто интересуется материалами и технологическими процессами индустриального дизайна.


Glass Store — проект-победитель конкурса 2003 Solutia Design в номинации “Интерьеры” — магазин стекла в Сан-Паулу (Бразилия). Архитектор Brunete Fraccaroli.


Проект Oasis 21, Нагойя, Япония, победивший в категории гражданских проектов в конкурсе, проведенном лидером стекольной отрасли компанией Solutia. “Стеклянное небо” наполнено водой.


Cооружения Якобсена определили не только архитектурное движение, но и целую эпоху дизайна. Одно из его величайших произведений — Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене.


Gray — “кирпичный” экран Эйлин Грэй.

Подготовила Елена РЫБАЛТОВСКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2003 год в рубрике интерьер

©1995-2024 Строительство и недвижимость