Налог на прибыль нерезидентов: всегда ли надо платить в Республике Беларусь
Налог на прибыль нерезидентов: всегда ли надо платить в Республике Беларусь
Появление в СиН юридической рубрики вызвало живой интерес среди специалистов строительных организаций. Поэтому сегодня мы предлагаем вашему вниманию ответ на один из вопросов, заданных читателями газеты.
Ситуация. У совместного предприятия (фирма В) возникла проблема: аудиторы, проводившие проверку, указали на нарушение налогового законодательства — неуплату налога на прибыль по одной из сделок. Обстоятельства заключались в следующем.
Фирма В (юридическое лицо Республики Беларусь) заключила с английской фирмой С договор поставки строительных материалов. При заключении договора от имени фирмы С по доверенности выступал белорусский предприниматель А. Что касается строительных материалов, то их поставка предусматривалась на условиях ExW Варшава (по Инкотермс-2000).
Аудиторы посчитали, что в данном случае уплата налога на прибыль английской фирмы С в Республике Беларусь является обязательной, а исчислить и уплатить налог должна фирма В. Давайте разберемся, а на самом ли деле в данной ситуации необходимо уплачивать налог подобным образом.
Общие моменты
Во-первых, необходимо отметить, что Закон Республики Беларусь от 22.12.1991 №1330-XII (ред. от 24.07.2002) “О налогах на доходы и прибыль” (статьи 7 и 10) для целей налогообложения делит иностранные юридические лица на две категории:
а) иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, расположенное на территории Республики Беларусь;
б) иностранные юридические лица, не осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
Постоянным представительством иностранного юридического лица является, в частности, и физическое лицо Республики Беларусь, осуществляющее деятельность на территории Республики Беларусь по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг в соответствии с условиями договора поручения, комиссии или аналогичных договоров в интересах и в пользу иностранного юридического лица.
Однако в соответствии с абзацем последним статьи 7 Закона “О налогах на доходы и прибыль”, не считается постоянным представительством иностранного юридического лица юридическое или физическое лицо Республики Беларусь, которое удовлетворяет в совокупности трем следующим условиям:
а) осуществляет деятельность на основании договора поручения, комиссии или иного аналогичного договора в соответствии с поручением иностранного юридического лица;
б) эта деятельность является обычной хозяйственной деятельностью данного физического лица;
в) эта деятельность осуществляется им в отношении нескольких иностранных юридических лиц.
В нашем же случае предприниматель А действовал лишь на основании доверенности, de jure не имея с английской фирмой С никаких договорных отношений. Однако следует отметить, что заключение договоров от имени иностранных фирм было для А обычной деятельностью, которую он осуществлял в отношении нескольких иностранных юридических лиц. То есть нельзя сделать однозначный вывод, является в данном случае А постоянным представительством английской фирмы С или же он под данное понятие не подпадает.
В общем, это не принципиально, поскольку в зависимости от того или иного вывода сложившуюся проблему можно решать в двух аспектах.
Налоговый аспект
Если признать, что предприниматель А не является постоянным представительством английской фирмы С, то необходимо руководствоваться положениями ст.10 Закона “О налогах на доходы и прибыль”, а также Постановления Кабинета Министров от 26.07.1996 №492 (ред. от 16.04.2001) “О вопросах взимания налогов на доходы и прибыль”, которым утвержден Перечень доходов иностранных юридических лиц, подлежащих налогообложению в качестве “других доходов”.
Итак, статья 10 Закона содержит перечень доходов иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство, с которых взимается налог. Это, в частности:
— дивиденды;
— роялти;
— “другие доходы”;
— лицензии и др.
В качестве “других доходов”, исходя из Перечня, утвержденного Постановлением Кабинета Министров, налогом облагаются, в частности:
— доходы от реализации товаров на условиях договоров торгового посредничества, комиссии (консигнации);
— доходы от отчуждения акций, облигаций и других ценных бумаг;
— доходы от продажи валюты;
— доходы за оказание услуг по обучению;
— доходы за оказание информационных, управленческих, посреднических, аудиторских услуг и др.
Перечень не содержит среди налогооблагаемых доходов доходы от поставки иностранным юридическим лицом товара юридическому лицу Республики Беларусь.
Поскольку доход, полученный английской фирмой С по сделке с белорусской фирмой В, не подпадает ни под один из видов облагаемых налогом доходов иностранных юридических лиц, не осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, доход по данной сделке не подлежит налогообложению на территории Республики Беларусь.
Хозяйственный аспект
Еще раз отметим, что договор, заключенный между фирмами В и С, является договором поставки, который опосредует возмездную передачу права собственности на товары, являющиеся предметом договора (статья 424 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
В соответствии с пунктом 1 статьи 224 Гражданского кодекса, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи.
Моменту передачи посвящен пункт 1 статьи 428 Гражданского кодекса, который предусматривает, что обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
1) вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
2) предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.
В нашем случае договор предусматривает, что поставка осуществляется на условиях ExW Варшава. Термин ExW, по правилам Инкотермс-2000, означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например, на заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта.
Таким образом, белорусская фирма В стала собственником строительных материалов, являющихся предметом договора между нею и фирмой С, в момент, когда они были предоставлены в распоряжение фирмы В в Варшаве — то есть еще до ввоза стойматериалов в Республику Беларусь.
Теперь нам следует обратиться к абзацу 4 пункта 4.7 Методических указаний Главной государственной налоговой инспекции при Кабинете Министров РБ от 21 мая 1996 года №14 (ред. от 22.05.2001). Данная норма предусматривает, что:
Не подлежит налогообложению прибыль иностранного юридического лица по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица и связанным с продажей товаров в Республику Беларусь, а также товарообменными операциями, при которых юридическое лицо Республики Беларусь становится собственником товаров до пересечения ими государственной границы Республики Беларусь.
Опять же, исходя из изложенных норм законодательства, доходы, полученные английской фирмой С по сделке с белорусской фирмой В, не подлежат налогообложению на территории Республики Беларусь.
Таким образом, выводы аудиторов оказались беспочвенными: у белорусской фирмы В не возникло обязанности удержать налог с дохода английской фирмы С и перечислить его в бюджет Республики Беларусь. В данной ситуации доход фирмы С подлежит обложению налогами лишь в Англии.
Илья ЛАТЫШЕВ, юридическая фирма “Апицес Юрис”, тел.: 8-029-77-00-333
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 2003 год в рубрике экономика