Нормативно-технические документы в строительстве в свете Закона РБ «О техническом нормировании и стандартизации»


Изменение формы собственности многих предприятий строительной отрасли, появление свободных рынков товаров и услуг, элементов рыночного регулирования в производственной сфере, существенное ускорение в процессах обновления и создания новой продукции, необходимость участия предприятий в международном разделении труда, т.е. изменение уклада экономики, не может обеспечиваться и поддерживаться устаревшей системой государственной стандартизации. Принятие решения главой государства и правительством республики о необходимости вступления во Всемирную торговую организацию, подписание соглашений о снятии технических барьеров в торговле влечет за собой принятие ряда новых законодательных актов. Одним из таких актов и является проект Закона о техническом нормировании и стандартизации.

Проектом Закона РБ о техническом нормировании и стандартизации предусмотрены следующие виды нормативно-технических документов:
— технический регламент, содержащий только обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;
— технический кодекс или кодекс установившейся практики, регламентирующий пути достижения обязательных требований технических регламентов и содержащий технические требования к процессам проектирования, разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг;
— государственный стандарт Республики Беларусь или введенный в качестве государственного международный или межгосударственный стандарт, стандарт организации, технические условия.
Другие виды нормативно-технических документов Законом не предусмотрены.
Если в большинстве отраслей народного хозяйства, где в настоящее время практически единственным видом нормативно-технических документов являются стандарты, процесс перехода на новую систему просматривается более четко, то в строительной отрасли, где, кроме стандартов, действуют строительные нормы, нормы технологического проектирования, необходим учет при проектировании зданий и сооружений норм пожарной безопасности и СанПинов, процесс перехода на новую систему нормирования будет значительно более трудным, и на сегодняшний день однозначного видения этого процесса еще нет. Это и предмет обсуждения на сегодняшнем семинаре, и одна из первоочередных задач Минстройархитектуры, “Стройтехнорма”, Технических комитетов по нормированию и стандартизации в строительстве и всей строительной общественности. И эта работа должна проводиться в самом тесном взаимодействии с Госстандартом, на который будет возлагаться задача разработки организационно-методологических документов.
Как же, на наш взгляд, будут совмещаться действующие в настоящее время в строительной отрасли нормативно-технические документы с документами, предусмотренными новым Законом?

Наиболее просто обстоит дело с техническими кодексами или кодексами установившейся практики. Это будут в большинстве случаев действующие в настоящее время Пособия к строительным нормам. Они ведь и сейчас содержат рекомендации о путях достижения обязательных требований строительных норм как в области проектирования, так и в области производства работ. Процедура их разработки, согласования и утверждения не претерпевает существенных изменений с введением нового Закона. Закон предусматривает, что разработка, утверждение (или принятие), введение в действие технических кодексов осуществляется органами государственного управления. Применительно к строительной отрасли таким органом является Минстройархитектуры. То есть Минстройархитектуры по предложениям субъектов хозяйствования, общественных и научных организаций, творческих мастерских и т.п. будет определять приоритетный перечень технических кодексов, поручать их разработку конкретным организациям, техническим комитетам но нормированию и стандартизации или творческим коллективам, а затем утверждать эти кодексы. Если в настоящее время Минстройархитектуры может ограничиться только согласованием пособия, разработанного субъектом хозяйствования по собственной инициативе, то новый Закон однозначно предполагает только утверждение (принятие) кодекса органом госуправления, т.е. Минстройархитектуры. Обязательность соблюдения требований технического кодекса также определяется Минстройархитектуры. Еще одним отличием является обязательная государственная регистрация технического кодекса, осуществление которой возлагается на Госстандарт. В части технических кодексов следует отметить еще один аспект. Это источники финансирования. Понятно, что путей достижения обязательных требований технического регламента может быть несколько, следовательно, и технических кодексов по конкретной области строительной деятельности может быть несколько. И если субъект хозяйствования, научный или творческий коллектив заявляют о своем пути достижения обязательного требования регламента путем разработки технического кодекса, то и финансирование этой разработки должно осуществляться субъектом хозяйствования. Существующая практика, когда все пособия, кем бы они ни заявлялись, должны финансироваться из централизованных источников Минстройархитектуры, дальше существовать не может. Таких денег в централизованных источниках просто нет.
Значительно сложнее обстоит дело с техническими регламентами. Это абсолютно новый вид нормативно-технического документа. Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения всеми субъектами хозяйствования технические требования, связанные только с безопасностью продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента. Утверждение технических регламентов осуществляет Совет Министров Республики Беларусь. Очевидно, что регламентация в существующем виде в исчерпывающем объеме всех необходимых требований к застройке, зданиям, сооружениям, строительным процессам, материалам, изделиям, оборудованию на уровне Совета Министров практически невозможна. Тем более, что безопасность строительных объектов регламентируется, как правило, большим числом косвенных характеристик.

Кроме требований по безопасности, сохраняется также необходимость установления норм по таким важным для строительства вопросам, как создание условий жизнедеятельности населения, эксплуатационная пригодность и долговечность зданий и сооружений, энергосбережение и многим другим, что в составе технических регламентов Законом не предусмотрено. Многие из этих вопросов придется решать в рамках других нормативных документов, скорее всего, в виде технических кодексов.
То есть однозначно сказать, что существующие строительные нормы — это и есть технические регламенты, наверное, нельзя. Да и, откровенно говоря, действующие в настоящее время СНиПы и СНБ далеко не всегда содержат только обязательные требования, адекватные требованиям к техническим регламентам. Да и сам процесс рассмотрения аппаратом Совета Министров сугубо технических требований для последующего утверждения регламента представляется довольно проблематичным. Следовательно, нам предстоит еще вырабатывать идеологию технического регламента применительно к строительной отрасли.
Видимо, на переходный период целесообразно сохранить в какой-то форме строительные нормы как традиционную для всего постсоветского пространства и известную за рубежом систему технических нормативных документов в строительстве, постепенно создавая законодательную основу строительных норм в виде технических регламентов.
Какие же последовательные действия на этом пути необходимо осуществить?

Как показывает практика Европейского Союза, технический регламент (или, в трактовке Евросоюза, директива) может содержать только констатацию того, что требования такого-то стандарта или такой-то нормы являются обязательными. И эта формулировка утверждается в качестве закона. Значит, для нас одним из первых шагов будет анализ всех действующих строительных норм и установление того минимума обязательных требований в них, которые относятся к обеспечению безопасности жизни, здоровья людей, имущества, окружающей среды, и разработка на этой основе перечня технических регламентов в области строительства. Вторым шагом будет разработка текстов технических регламентов, содержащих либо краткие четкие технические требования, либо констатацию того, что требования таких-то пунктов такого-то СНиП или такого-то стандарта в данной области строительства являются обязательными. Еще одной особенностью технического регламента является обязательное наличие в нем методик контроля, измерений и испытаний по всем техническим требованиям, устанавливаемым данным регламентом. Следовательно, при разработке регламентов понадобится не только анализ требований строительных норм, но и анализ соответствующих действующих в настоящее время стандартов.
Остальные требования строительных норм трансформируются либо в технический кодекс, либо в стандарт типа общих технических требований. Ведь на сегодняшний день нормы проектирования в Европейском Союзе, так называемые “Еврокоды”, также имеют статус стандартов, и это не вызывает никаких затруднений при их применении.
Определенную трансформацию претерпевают и стандарты. Как уже отмечалось, стандарты становятся добровольными для применения. Все ли стандарты будут добровольными? Нет, не все. Часть требований стандартов становятся обязательными через технические регламенты. Но и добровольность стандартов не предполагает абсолютную вольницу для производителей. Да, производитель может выпускать продукцию по национальному стандарту или по стандарту России или Молдавии, но он должен подтвердить через декларацию о соответствии, что его продукция не противоречит требованиям национального технического регламента.

Что делать нам в строительной отрасли сейчас, в связи с принятием нового Закона? Надо ли разрабатывать национальные стандарты, и если да, то какие? Да, надо. На строительном рынке появляется большое количество новых строительных материалов и изделий, производство которых осваивают наши предприятия, многие из которых негосударственной формы собственности.
В большинстве случаев выпуск такой продукции не подтвержден наличием нормативного документа. Следовательно, необходима разработка стандарта или технических условий. Но разработке нормативного документа в обязательном порядке должен предшествовать поиск, перевод текстов и анализ требований европейских стандартов на аналогичную продукцию.
И только затем принятие решения: или прямое введение европейского стандарта на территории республики, или разработка своего стандарта, гармонизированного в той или иной степени с европейским. Это зависит от технологических возможностей производителя, оснащенности испытательных подразделений необходимыми средствами измерений или методиками испытаний, регламентируемых европейскими стандартами. Конечно же, выпуск продукции по европейским стандартам дает определенные преимущества производителю в части экспорта своей продукции. Это было наглядно продемонстрировано после прямого введения на территории республики десяти европейских стандартов на цементы. Объем экспорта цемента значительно возрос.
Новый Закон предусматривает во всех отраслях народного хозяйства, и в строительной отрасли в том числе, такой вид нормативного документа, как Технические условия. Как вы знаете, в настоящее время в строительстве действуют только технические условия на опытные партии продукции, действие которых ограничивается двумя годами. Затем необходимо перерабатывать их в стандарт. Но если технические условия являются собственностью субъекта хозяйствования, и другое предприятие выпускать продукцию по этому нормативному документу не имеет права без разрешения держателя подлинника, то переработка технических условий в стандарт, не являющийся объектом авторского права, дает возможность выпуска этой продукции уже всем предприятиям. Такое положение отнюдь не стимулировало субъекты хозяйствования к разработке национальных стандартов.

Наоборот: если продукция пользовалась спросом на строительном рынке, производитель пытался любым способом продлить срок действия ТУ на опытную партию или несколько изменить название продукции или подкорректировать некоторые второстепенные технические требования, чтобы остаться еще некоторое время монополистом на рынке. Новый Закон предусматривает и в области строительства Технические условия на серийное производство продукции, и в этом случае на держателя подлинника технических условий распространяется авторское право. Таким образом, субъекты хозяйствования будут заинтересованы осуществлять инвестиции в разработку норм. Ведь государство не в состоянии закрыть бюджетным финансированием все вопросы технического нормирования и стандартизации.
Вот вкратце какие изменения предстоят в строительной отрасли в области технического нормирования и стандартизации в связи с предстоящим принятием нового Закона. Предстоит огромная работа, многое еще неясно, потребуются коллективные усилия строительной общественности для выработки идеологии в части технических регламентов — это наиболее сложная часть работы. И еще хочу подчеркнуть, что и разработка национальных нормативных документов, и введение новой системы технического нормирования и стандартизации — это не прихоть чиновников, как иногда приходится слышать.
Да, жить в эпоху перемен — это не самое лучшее, что можно ожидать от жизни. Но в свете процессов глобализации, происходящих в Европе, республика никак не сможет остаться в стороне. Хотим мы этого или не хотим, но нам придется продвигать свою продукцию и строительные услуги на рынки Европы, следовательно, придется и принимать правила продвижения продукции, принятые там. Конечно, европейская система технического нормирования и стандартизации в том виде, в котором мы сейчас должны к ней присоединиться, создавалась на протяжении десятков лет, шлифовалась, совершенствовалась, но и сейчас еще не идеальна, а нам предстоит, образно выражаясь, вскочить на подножку последнего вагона этого поезда и за короткое время добежать до первого вагона, но другого пути для республики нет.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2003 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость