Дерево в архитектуре: шедевры наших дней
Дерево в архитектуре: шедевры наших дней
Еще в недавнем прошлом сочинители "застывшей музыки", мечтавшие воплощать свои замыслы на уровне великого и даже божественного искусства, на практике часто страдали от скудного выбора материалов и технологий. Современным же архитекторам повезло: им грех жаловаться на отсутствие технических возможностей достичь запредельных вершин в своем творчестве. И, надо признать, самые продвинутые из них на всю катушку используют поистине сказочные возможности, которые дарит технологическая революция. При этом многие выдающиеся архитектурные произведения современности выполнены с применением самого древнего и в то же время самого живого строительного материала — дерева.
Шин Такаматсу (Shin Takamatsu).
Буддистский храм (Worship Hall Seirei), Каваниши, Хьёго (Япония), 1996 г. (начало проектных работ) — 1998 г. (завершение строительства) (фото 1).
Полезная площадь здания — 901 м2.
Это здание для богослужений, построенное у вершины горы Майокензан, заменило старое, которое находилось в плачевном состоянии. Поскольку эта территория ассоциируется с растущими здесь кедрами и соснами благодаря буддистскому святому Майокену Босатсу, в качестве основного строительного материала для храма было решено применить именно древесину этих деревьев. Впрочем, следует заметить следующее: хотя дерево в японской архитектуре, безусловно, имеет особое значение, его применение в строительных целях становится все более проблематичным. Причина этого — неуклонно возрастающие требования к защите окружающей среды. Видимо, с учетом данного обстоятельства Такаматсу запроектировал открытое и наполненное светом восьмигранное внутреннее пространство храма таким образом, чтобы роль основных материалов несущих конструкций не только фактически, но и визуально играли бетон и сталь. Тем самым архитектор подчеркнул бережное отношение к такому бесценному материалу, как древесина. Приверженец высоких технологий, Такаматсу, который в данном случае неожиданно остановил свой выбор на применении большого объема деревянных конструкций, весьма искусно объединил два основополагающих момента. Дерево в храме на горе Майокензан — не просто красивый стройматериал. В сочетании с бетоном, сталью и стеклом оно символизирует особенности менталитета народа Японии, который, с одной стороны, свято чтит традиции, а с другой — находится на острие технологического прогресса.
Ричард Роджерс (Richard Rogers).
Дворец юстиции (Low Courts), Бордо (Франция), 19931998 гг. (фото 2).
Полезная площадь здания — 25.000 м2; стоимость строительства — 27 млн фунтов стерлингов.
Это здание располагается поблизости от неоклассического сердца Бордо — города на югозападе Франции. Задуманное светлым и открытым, чтобы символизировать прозрачность системы правосудия, оно включает в себя семь похожих на стручки и обшитых деревом (фанера и узкие доски из кедра) структур, вмещающих залы для судебных заседаний. Эти структуры с деревянными скелетами размещены на железобетонных основаниях вдоль наружной стеклянной стены размером 20х76 м. К каждому из стручков, объединенных центральным остекленным пассажем, можно попасть по пешеходной платформе, которая держит на себе эти замысловатые сооружения. Роджерс, известный своими проектами в стиле хайтек, в данном случае успешно вторгается в сферу органических форм. Рассматриваемый объект лишний раз доказывает, что дерево как строительный материал отлично поддерживает даже самый механистический архитектурный стиль, делая его, по крайней мере, менее агрессивным. Практически упираясь в старинную стену и окруженный классическими каменными зданиями, Дворец юстиции неожиданно точно вписался в этот бордоский градостроительный контекст — словно сам Создатель водил рукой архитектора.
Ренцо Пиано (Renzo Piano).
Культурный центр ЖанМари Тжибау (JeanMarie Tjibaou Cultural Center), Нумеа (Новая Каледония), 19921998 г. (фото 3).
Полезная площадь здания — 7.650 м2; стоимость строительства — 200 млн французских франков.
Этот комплекс располагается на небольшом полуострове, в десяти километрах северозападнее от Нумеа — столицы страны. Проблему отражения национальной индивидуальности канаков в проекте Культурного центра, названного по имени местного борца за независимость Новой Каледонии от Франции, Пиано решил своеобразно. Похоже, он не задавался целью скопировать какую бы то ни было местную архитектуру. Скорее всего, он дал тонкую и неожиданную современную интерпретацию того, каким должен был стать Культурный центр именно в этом месте и в это время. Подчеркнуто неевропейский по своему замыслу строй из десяти огромных конусообразных деревянных строений, связанных коридором из дерева и стекла длиной более 250 м, окружен садом из тщательно подобранных местных растений. Десять построекдоминант разделены на три группы в зависимости от их функционального назначения. Первая группа — входная часть, выставочные площади и кафетерий. Вторая — мультимедийные и временные экспозиции. Третья — комнаты с видеоаппаратурой, а также аудитории для изучения местной культуры. Наряду с поразительными строительными конструкциями в виде деревянных скорлуп в Культурном центре нашлось место и другим самым продвинутым строительным и техническим решениям. Но практичнее всего то, что имеющие естественную вентиляцию своих помещений конусообразные строения, которые повернуты своими мощными криволинейными "спинами" к океану, откуда дуют господствующие ветры, способны противостоять даже таким из них, чья скорость превышает ужасающую величину — 240 км/ч.
Тойо Ито (Toyo Ito).
Крытый стадион (Odate Jukai Dome Park), Одатэ (Япония), 19951997 гг. (фото 4).
Полезная площадь здания — 21.914 м2; стоимость строительства — 8,6 млрд йен.
Этот уникальный спортивный объект, расположившийся в уединенном селении на самом севере острова Хонсю, используется, в основном, для бейсбола. Его пространственное покрытие, напоминающее своей формой продольную половинку яйца, имеет несущий каркас из ламинированного кедра. Наружная профилированная оболочка этого купола выполнена из полупрозрачного фибергласса со специальным покрытием. Эта оболочка начинается от верха трибун — для того чтобы в зал через нее проникало как можно больше дневного света. Очевидно, что изнутри особенно выигрышно данное большепролетное покрытие смотрится днем. А снаружи огромный светлый купол, соседствующий с обширным плоским полем, представляется совершенно невероятным продуктом внеземного разума. Это впечатление делается исключительно сильным ночью, когда внутри этой "летающей тарелки" горит свет. Если же взглянуть на чудокупол на фоне близлежащих гор, то становится ясно, насколько естественно он вписывается в этот ландшафт альпийского типа с его заснеженными вершинами.
Кенго Кьюма (Kengo Kuma).
Лесная сцена театра Но (Noh Stage in the Forest), Тояма (Япония), 1996 (фото 5).
Полезная площадь строения — 498 м2; стоимость строительства — 195 млн йен.
Идея этого проекта заключалась в том, чтобы вернуть театру Но изначально свойственный ему природный фон. До завершения строительства данного объекта местный театр Но под названием Тояма Но давал представления в гимназии местной высшей школы. Интересно, что новые сценические подмостки, расположенные на северной окраине города Тояма, что на западе страны у побережья Японского моря, используются не только по прямому назначению, но и ежедневно местными жителями — как для чайных церемоний, так и для танцев. Живое окружение из прекрасных деревьев подчеркивает эффект прямой связи сцены с окружающей средой и красоту природы. Открытость сооружения, включающего в свой состав также небольшое место для выставок, и в особенности сцена, воспринимающаяся тонкой пластиной, являются необычными элементами для того типа архитектуры, который обычно считается японским. Поскольку рассматриваемый объект поставлен точно у входа в лес, он служит совсем не лишним связующим звеном между ним и городом. Нельзя не отметить то, что успех Кьюма в данном случае заключается в тонкой современной интерпретации традиционных форм сцены театра Но, которая видится в гармоничном сочетании ряда чисто исторических деталей и великолепной функциональности сценического комплекса.
Дмитрий ЖУКОВ, Павел КАМЫШНИКОВ
Литература: P. Jodidio. Building a New Millennium, 1999.
Еще в недавнем прошлом сочинители "застывшей музыки", мечтавшие воплощать свои замыслы на уровне великого и даже божественного искусства, на практике часто страдали от скудного выбора материалов и технологий. Современным же архитекторам повезло: им грех жаловаться на отсутствие технических возможностей достичь запредельных вершин в своем творчестве. И, надо признать, самые продвинутые из них на всю катушку используют поистине сказочные возможности, которые дарит технологическая революция. При этом многие выдающиеся архитектурные произведения современности выполнены с применением самого древнего и в то же время самого живого строительного материала — дерева.
Шин Такаматсу (Shin Takamatsu).
Буддистский храм (Worship Hall Seirei), Каваниши, Хьёго (Япония), 1996 г. (начало проектных работ) — 1998 г. (завершение строительства) (фото 1).
Полезная площадь здания — 901 м2.
Это здание для богослужений, построенное у вершины горы Майокензан, заменило старое, которое находилось в плачевном состоянии. Поскольку эта территория ассоциируется с растущими здесь кедрами и соснами благодаря буддистскому святому Майокену Босатсу, в качестве основного строительного материала для храма было решено применить именно древесину этих деревьев. Впрочем, следует заметить следующее: хотя дерево в японской архитектуре, безусловно, имеет особое значение, его применение в строительных целях становится все более проблематичным. Причина этого — неуклонно возрастающие требования к защите окружающей среды. Видимо, с учетом данного обстоятельства Такаматсу запроектировал открытое и наполненное светом восьмигранное внутреннее пространство храма таким образом, чтобы роль основных материалов несущих конструкций не только фактически, но и визуально играли бетон и сталь. Тем самым архитектор подчеркнул бережное отношение к такому бесценному материалу, как древесина. Приверженец высоких технологий, Такаматсу, который в данном случае неожиданно остановил свой выбор на применении большого объема деревянных конструкций, весьма искусно объединил два основополагающих момента. Дерево в храме на горе Майокензан — не просто красивый стройматериал. В сочетании с бетоном, сталью и стеклом оно символизирует особенности менталитета народа Японии, который, с одной стороны, свято чтит традиции, а с другой — находится на острие технологического прогресса.
Ричард Роджерс (Richard Rogers).
Дворец юстиции (Low Courts), Бордо (Франция), 19931998 гг. (фото 2).
Полезная площадь здания — 25.000 м2; стоимость строительства — 27 млн фунтов стерлингов.
Это здание располагается поблизости от неоклассического сердца Бордо — города на югозападе Франции. Задуманное светлым и открытым, чтобы символизировать прозрачность системы правосудия, оно включает в себя семь похожих на стручки и обшитых деревом (фанера и узкие доски из кедра) структур, вмещающих залы для судебных заседаний. Эти структуры с деревянными скелетами размещены на железобетонных основаниях вдоль наружной стеклянной стены размером 20х76 м. К каждому из стручков, объединенных центральным остекленным пассажем, можно попасть по пешеходной платформе, которая держит на себе эти замысловатые сооружения. Роджерс, известный своими проектами в стиле хайтек, в данном случае успешно вторгается в сферу органических форм. Рассматриваемый объект лишний раз доказывает, что дерево как строительный материал отлично поддерживает даже самый механистический архитектурный стиль, делая его, по крайней мере, менее агрессивным. Практически упираясь в старинную стену и окруженный классическими каменными зданиями, Дворец юстиции неожиданно точно вписался в этот бордоский градостроительный контекст — словно сам Создатель водил рукой архитектора.
Ренцо Пиано (Renzo Piano).
Культурный центр ЖанМари Тжибау (JeanMarie Tjibaou Cultural Center), Нумеа (Новая Каледония), 19921998 г. (фото 3).
Полезная площадь здания — 7.650 м2; стоимость строительства — 200 млн французских франков.
Этот комплекс располагается на небольшом полуострове, в десяти километрах северозападнее от Нумеа — столицы страны. Проблему отражения национальной индивидуальности канаков в проекте Культурного центра, названного по имени местного борца за независимость Новой Каледонии от Франции, Пиано решил своеобразно. Похоже, он не задавался целью скопировать какую бы то ни было местную архитектуру. Скорее всего, он дал тонкую и неожиданную современную интерпретацию того, каким должен был стать Культурный центр именно в этом месте и в это время. Подчеркнуто неевропейский по своему замыслу строй из десяти огромных конусообразных деревянных строений, связанных коридором из дерева и стекла длиной более 250 м, окружен садом из тщательно подобранных местных растений. Десять построекдоминант разделены на три группы в зависимости от их функционального назначения. Первая группа — входная часть, выставочные площади и кафетерий. Вторая — мультимедийные и временные экспозиции. Третья — комнаты с видеоаппаратурой, а также аудитории для изучения местной культуры. Наряду с поразительными строительными конструкциями в виде деревянных скорлуп в Культурном центре нашлось место и другим самым продвинутым строительным и техническим решениям. Но практичнее всего то, что имеющие естественную вентиляцию своих помещений конусообразные строения, которые повернуты своими мощными криволинейными "спинами" к океану, откуда дуют господствующие ветры, способны противостоять даже таким из них, чья скорость превышает ужасающую величину — 240 км/ч.
Тойо Ито (Toyo Ito).
Крытый стадион (Odate Jukai Dome Park), Одатэ (Япония), 19951997 гг. (фото 4).
Полезная площадь здания — 21.914 м2; стоимость строительства — 8,6 млрд йен.
Этот уникальный спортивный объект, расположившийся в уединенном селении на самом севере острова Хонсю, используется, в основном, для бейсбола. Его пространственное покрытие, напоминающее своей формой продольную половинку яйца, имеет несущий каркас из ламинированного кедра. Наружная профилированная оболочка этого купола выполнена из полупрозрачного фибергласса со специальным покрытием. Эта оболочка начинается от верха трибун — для того чтобы в зал через нее проникало как можно больше дневного света. Очевидно, что изнутри особенно выигрышно данное большепролетное покрытие смотрится днем. А снаружи огромный светлый купол, соседствующий с обширным плоским полем, представляется совершенно невероятным продуктом внеземного разума. Это впечатление делается исключительно сильным ночью, когда внутри этой "летающей тарелки" горит свет. Если же взглянуть на чудокупол на фоне близлежащих гор, то становится ясно, насколько естественно он вписывается в этот ландшафт альпийского типа с его заснеженными вершинами.
Кенго Кьюма (Kengo Kuma).
Лесная сцена театра Но (Noh Stage in the Forest), Тояма (Япония), 1996 (фото 5).
Полезная площадь строения — 498 м2; стоимость строительства — 195 млн йен.
Идея этого проекта заключалась в том, чтобы вернуть театру Но изначально свойственный ему природный фон. До завершения строительства данного объекта местный театр Но под названием Тояма Но давал представления в гимназии местной высшей школы. Интересно, что новые сценические подмостки, расположенные на северной окраине города Тояма, что на западе страны у побережья Японского моря, используются не только по прямому назначению, но и ежедневно местными жителями — как для чайных церемоний, так и для танцев. Живое окружение из прекрасных деревьев подчеркивает эффект прямой связи сцены с окружающей средой и красоту природы. Открытость сооружения, включающего в свой состав также небольшое место для выставок, и в особенности сцена, воспринимающаяся тонкой пластиной, являются необычными элементами для того типа архитектуры, который обычно считается японским. Поскольку рассматриваемый объект поставлен точно у входа в лес, он служит совсем не лишним связующим звеном между ним и городом. Нельзя не отметить то, что успех Кьюма в данном случае заключается в тонкой современной интерпретации традиционных форм сцены театра Но, которая видится в гармоничном сочетании ряда чисто исторических деталей и великолепной функциональности сценического комплекса.
Дмитрий ЖУКОВ, Павел КАМЫШНИКОВ
Литература: P. Jodidio. Building a New Millennium, 1999.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 2003 год в рубрике архитектура