О качестве дорожного проектирования
В ноябре прошлого года РУП “Белгипродор” первым из проектных институтов Беларуси сертифицировал систему качества в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001. О предпосылках этого, без сомнения, этапного проекта в истории 70-летней биографии института и реальных перспективах, которые открываются перед первым в республике обладателем системы качества проектных работ, рассказал начальник службы качества РУП “Белгипродор” Георгий Галах.
Серьезно заниматься вопросами качества в “Белгипродоре” начали еще с 1978 года. Тогда в институте была разработана КСУКП — комплексная система управления качеством проектирования, которая вплоть до 1991 г. (и даже некоторое время после 1991 г.) действовала под кураторством Госстроя БССР. В 1994 г. разрыв существовавших межреспубликанских производственных связей, общий экономический спад и значительная дезорганизация производства, возобладавшие в первые постсоветские годы на пространстве бывшего СССР, привели к фактическому забвению системы. Однако во второй половине 90-х гг. в ряде бывших советских республик, в частности, в России, наметился определенный экономический подъем. Восстановлению старых связей активно способствовало налаживание новых, да и осуществление европейских контактов оказалось невозможным без соблюдения требований международных стандартов ISO 9000. Эти международные стандарты устанавливают единые требования к системам качества в различных отраслях производства. Поэтому в 1996 г. Республика Беларусь приняла адаптированный к международному национальный стандарт СТБ ИСО 9001-96, а в 2001 г. — СТБ ИСО 9001-2001.
Несмотря на то, что сегодня качество работ “Белгипродора” котируется в республике на достаточно высоком уровне, руководство предприятия решило внедрить современный стандарт СТБ ИСО 9001-2001, основанный на процессном подходе. На вопрос о том, чем было продиктовано это решение, Георгий Галах ответил так: "Строго говоря, ни одно предприятие, что бы оно ни выпускало, не может работать без системы качества. И это вполне объективный фактор. Впрочем, при внедрении системы качества пришлось учесть и целый ряд субъективных факторов. Дело в том, что “Белгипродору”, как и многим другим отечественным предприятиям, стало тесно на внутреннем рынке. А выходить на внешние рынки сбыта и заключать договоры с нашими ближайшими соседями по СНГ — Россией и Украиной — мы можем исключительно цивилизованным путем". К тому же, россияне согласились выдать институту лицензию на выполнение проектных работ на территории России лишь при наличии у “Белгипродора” современной, соответствующей стандартам ISO системы менеджмента качества (СМК). Учитывая пожелания своих коллег и партнеров по СНГ, институт активно приступил к разработке системы качества и вскоре получил необходимую для работы на территории РФ лицензию до 2003 г. Кстати, участие в тендерах (а контракты, как известно, заключаются исключительно на тендерной основе) также предполагает наличие у конкурсанта системы качества.
При внедрении на предприятии системы качества проектирования дорожных работ было принято решение придерживаться версии стандарта ISO 9000 версии 2000 года, взяв за основу СТБ ИСО 9001-2001. Этот выбор объясняется тем, что в то время в России уже действовал аналогичный стандарт.
К тому же, при создании системы качества в проектной организации учитываются только те процессы, о которых идет речь в седьмом разделе документа (“Проектирование”). А при заключении договоров на выполнение проектных работ обязательно учитываются все возможные виды взаимодействия с заказчиком.
Непосредственно к работе над созданием системы качества “Белгипродор” приступил в мае 2001 г., а в ноябре 2002 г. система качества дорожного проектирования получила сертификат соответствия в Белорусском государственном институте метрологии (БелГИМ), аудиторы которого проявили высокий профессионализм и слаженность работы в процессе проведения сертификационного аудита. Разумеется, сертификации системы качества предшествовала необходимая подготовка. При этом было учтено и то, что на каждом предприятии внедрение СМК имеет свои характерные особенности.
В данном случае в основу работ был положен процессный подход, который предусматривает не только технологическое описание процесса, но и оценку адекватности действий соответствующих служб предприятия по реализации этого процесса. Ключевыми факторами процессного подхода являются людские и материальные ресурсы, а также производственная среда.
Поэтому весь руководящий состав института, от директора до начальников отделов, прошел обучение на специализированных курсах в Бел-ИПК Госстандарта Республики Беларусь. Здесь же в процессе обучения были подготовлены аудиторы для проведения внутренних аудиторских проверок. Ведь работа в международной системе ИСО предполагает постоянный контроль деятельности всех служб и процессов. Кстати, все службы предприятия подвергаются аудиторским проверкам с периодичностью один-два отдела в месяц. В случае обнаружения каких-либо отклонений от заданного режима производственного процесса на предприятии принимаются оперативные меры по ликвидации этих отклонений.
Что же касается оперативного контроля работы СМК, то с учетом специфики проектирования дорожных работ нормативными документами ISO в терминологию введены два относительно новых понятия — верификация и валидация.
Верификация — это подтверждение соответствия результата проектной деятельности (готового продукта) исходным данным, на основе которых велось проектирование. Верификация осуществляется самим проектным институтом.
Валидация — это утверждение вышестоящим органом соответствия качества продукта нормативам качества. В случае с проектными организациями, в частности, с РУП “Белгипродор”, работу утверждает заказчик. В процессе утверждения принимает участие и Главное управление государственной вневедомственной экспертизы РБ.
Однако вернемся к новой версии ИСО-9001, которая подразумевает управление не только процессами качества, но и в целом организационными процессами, протекающими на производстве. Наличие на предприятии системы менеджмента качества свидетельствует о том, что заказчик имеет дело с исполнителем, который в полной мере несет ответственность за качество своей продукции. То есть исполнитель гарантирует заказчику всю полноту контроля предшествующих сдаче заказа в эксплуатацию процессов. В данном случае для заказчика важно то, что такая система контроля предполагает наличие обратной связи.
Итак, вот главный итог: теперь “Белгипродор” может работать на международном рынке в качестве его полноправного участника. Тем не менее, в конце 2003 г. в соответствии с требованиями СТБ 5.1.05-99 “Национальная система сертификации Республики Беларусь” и заключенным между предприятием и государственным органом по сертификации соглашением БелГИМ проведет плановый ежегодный инспекционный контроль работы РУП “Белгипродор” в рамках новой системы менеджмента качества. А пока руководство института рассматривает ряд предложений, касающихся участия организации в различных российских тендерах.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2003 год в рубрике экономика