Архитектурное образование нуждается в защите


“Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не разорять и отечеству ущерба не чинить”
Петр I

Архитектурный факультет Белорусского государственного технического университета является научно-методическим центром архитектурного образования в Беларуси. И это не только потому, что он стал “пионером” в этом направлении 50 лет назад (за эти годы здесь подготовлено более 3500 дипломированных архитекторов для Беларуси и республик бывшего Советского Союза и около 600 — для стран дальнего зарубежья). Этот срок позволил сформировать качественный кадровый потенциал: специалистов в области проектирования жилых и общественных зданий, промышленной архитектуры, градостроительства, ландшафтной архитектуры, интерьера, реставрации, — многие из которых имеют большой опыт практического проектирования.

В составе преподавателей работают 7 докторов архитектуры (из 8 докторов архитектуры в Республике Беларусь) и 28 кандидатов наук, что вместе составляет 80% архитектурных научных кадров высшей квалификации страны.
Высокой оценкой их труда стало присуждение в 2001 году пяти преподавателям архитектурного факультета БНТУ Государственной премии Республики Беларусь за “Комплекс исследований по теории архитектуры (формирование белорусской научной школы)”.
За последнее время нами проделана большая работа по созданию системы архитектурного образования Беларуси и реализации принципа непрерывности на трех уровнях: довузовская подготовка, высшее профессиональное образование и повышение квалификации профессионалов-практиков.
Специалисты, работающие на архитектурном факультете БНТУ, прекрасно понимают свою ответственность за подготовку специалистов-архитекторов.

Не следует забывать, что в основе любого строительства и решения о размещении строительства лежит архитектурный и градостроительный проект. Причем для строительства используются значительные финансовые ресурсы, как общественные, так и частные.
Еще важнее вопросы размещения новой инфраструктуры. Ведь они определяют качество пространственной среды жизнедеятельности общества на века и являются первопричиной многих позитивных и негативных процессов и явлений в будущем. Архитектура — это не только лицо наших городов и сел, но и всей нашей страны в целом. Поскольку ошибки в градостроительстве и архитектуре стоят дорого, одно из основных направлений обучения специалистов — это использование современных эффективных методологических приемов технологий архитектурного и градостроительного проектирования, которое теперь является комплексным наукоемким процессом.
В 1998 году на архитектурном факультете БНТУ были разработаны первый Государственный стандарт высшего архитектурного образования и типовые программы учебных дисциплин, утвержденные в соответствии с существующим порядком.
При разработке этих документов был учтен опыт международного сотрудничества с ведущими архитектурными школами России, Германии, Франции, Италии, Польши, Китая и других стран.
А за все годы существования архитектурной школы БНТУ ее представителями было подготовлено и издано 20 учебников и учебных пособий, 40 монографий по дисциплинам специальности “Архитектура”.

Все усилия сложившегося на архитектурном факультете БНТУ кадрового потенциала направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать большинство задач познавательного, творческого, исследовательского и практического характера.
Более строго цели архитектурного образования определены в Хартии Международного союза архитекторов ЮНЕСКО по архитектурному образованию, принятой в 1996 году на Всемирном конгрессе в Барселоне.
В ней определено, что архитектура — это междисциплинарная область, которая включает в себя несколько основных составляющих: гуманитарные, социальные и физические науки, технику и изобразительное искусство. Особенность модели подготовки специалиста-архитектора состоит в необходимости формировать архитектора в двух взаимоувязанных планах: в теоретическом и практическом, когда познание отдельных теоретических дисциплин осуществляется в творческом процессе комплексного архитектурного проектирования.
Еще много можно говорить о задачах архитектурного образования, которые стоят перед архитектурными школами, но уже сказанного достаточно, чтобы была ясна наша озабоченность открытием в 2000 году специальности “Архитектура” в Международном государственном институте Белорусского государственного университета.
Мы не хотим, чтобы подумали, что архитектурные школы нельзя открывать, но, во-первых, нужен глубокий предварительный анализ всех связанных с этим вопросов и, во-вторых, необходимый подготовительный период.
На архитектурном факультете БНТУ, являющемся головной архитектурной школой Беларуси, сложился определенный опыт открытия специальности “Архитектура”. Нами совместно с Брестским государственным техническим университетом и Белорусским государственным университетом транспорта (Гомель) была проведена соответствующая подготовительная работа по обоснованию открытия этой специальности, осуществлена требуемая подготовка кадров и создана необходимая учебно-методическая база.

Почему возникла необходимость открытия региональных школ? Казалось бы, можно было продолжать спокойно заниматься подготовкой специалистов только на архитектурном факультете (кстати, конкурс среди абитуриентов здесь — 5,1 человека на место). Но дело в том, что контекст развития системы архитектурного образования в Беларуси диктует подходить к определению потребности в специалистах-архитекторах и их распределению предельно ответственно — с учетом прежде всего общенациональных интересов.
Большая часть выпускников архитектурного факультета БНТУ остается по распределению в Минске. Во-первых, это связано с набором, так как основную долю абитуриентов составляют минчане. Так сложилось потому, что далеко не все жители регионов, желающие учиться архитектуре, могут себе позволить делать это в Минске по причинам материального свойства.
Во-вторых, белорусская столица является основным потребителем архитектурной деятельности. Здесь мы можем с удовлетворением отметить, что на сегодняшний момент архитектурный факультет БНТУ полностью закрывает потребности Минска в специалистах-архитекторах.
И вот, учитывая специфику западного и особенно восточного регионов нашей страны, рекомендации Министерства архитектуры и строительства РБ, Союза архитекторов РБ и Международной академии архитектуры, было принято решение об открытии подготовки архитекторов (15-20 человек в год) в регионах.

При этом обязательным условием было наличие в каждом из региональных вузов строительного направления, поскольку важной частью подготовки архитекторов является блок инженерных дисциплин с соответствующим материально-техническим обеспечением, к которому относятся, например, специализированные лаборатории. Что касается архитектурного факультета БНТУ, то здесь инженерную подготовку архитекторов ведут 11 кафедр трех факультетов строительного направления: “Геотехника и экология в строительстве”, “Строительная механика”, “Организация строительства и управление недвижимостью”, “Технология строительного производства”, “Металлические и деревянные конструкции”, “Железобетонные и каменные конструкции”, “Строительные материалы и изделия”, “Экономика строительства”, “Инженерная геодезия”, “Теплогазоснабжение и вентиляция”, “Водоснабжение и водоотведение”.
Открытию специальности “Архитектура” в регионах предшествовала огромная работа — подготовка кадров (учеба в аспирантуре, стажировки на архитектурном БНТУ), создание материально-технической и методической базы. Кстати, в этом отношении и сейчас ведется постоянная совместная работа. В частности, студенты и преподаватели региональных вузов участвуют во всех мероприятиях, организуемых на архитектурном факультете БНТУ.
Конечно, учитывая молодость новых архитектурных школ, еще рано говорить о высоком качестве подготовки ими архитекторов, но при сложившихся тенденциях нашего сотрудничества эти школы со временем непременно достигнут высокого уровня, найдя свой индивидуальный стиль работы, а регионы будут получать прекрасно подготовленных специалистов.

Сказанное свидетельствует о том, что мы готовы к сотрудничеству со всеми и во всем, но только в правовых рамках и в интересах нашего государства.
Что касается МГИ БГУ, то преподаватели архитектурного факультета БНТУ с удивлением узнали об открытии специальности “Архитектура” и наборе на нее летом 2000 года из средств массовой информации.
Уже в сентябре того же года на заседании совета факультета было высказано сомнение в целесообразности этого открытия и возможности достижения приемлемого качества подготовки архитекторов в МГИ. При этом возник целый ряд закономерных вопросов.
В самом деле, как можно готовить будущих архитекторов, не имея:
— вступительного экзамена по черчению;
— учебных планов, утвержденных учебно-методическим объединением высших учебных заведений Республики Беларусь по образованию в области строительства и архитектуры;
— специализированных кафедр и лабораторий по инженерным дисциплинам;
— учебно-методической ба-зы;
— квалифицированного педагогического состава?
Напрашиваются и другие неизбежные вопросы: для чего нужна и что дает такая подготовка, зачем надо было БГУ открывать специальность “Архитектура” при наличии в Минске старейшей и вполне дееспособной архитектурной школы в лице архитектурного факультета БНТУ, каким образом была определена целесообразность подготовки специалистов-архитекторов в БГУ, кто здесь будет гарантировать качество подготовки архитекторов и кому они нужны?
И, наконец, такой вопрос: зачем фактически впустую растрачивать государственные деньги? Средства, которые идут на МГИ, далеко не лишние!
В заключение уместно привести слова из Хартии по архитектурному образованию. Согласно ей, “архитектурное образование представляет собой как национально-культурную, так и профессиональную проблему современного мира и нуждается в гарантии защиты, развития и срочного содействия”.

По поручению коллектива архитектурного факультета БНТУ декан архитектурного факультета, профессор, кандидат архитектуры Галина ПОЛЯНСКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 2003 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость