Экология на автодорогах


Республика Беларусь в силу исторических причин является транзитным государством. Поэтому особую роль в социально-экономическом развитии республики играют автомобильные дороги, представляющие собой главные транспортные артерии страны.

В стране имеется сеть дорог общего пользования протяженностью в 63,4 тыс. км. Более 67% из них имеют покрытие из цементо- и асфальтобетона. 1830 км дорог имеют четыре и более полос движения. Цели и задачи развития дорожной отрасли сформулированы в Государственной программе “Дороги Беларуси” на 1997-2005 годы. В программе определены основные приоритеты, в числе которых:

    1. Обеспечение содержания сети автомобильных дорог и поддержания их стандартов.
    2. Обеспечение устойчивыми транспортными связями с дорогами общественного пользования 10,5 тыс. населенных пунктов республики, в которых проживает более 500 тыс. человек.
    3. Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующих дорог.
    4. Реконструкция наиболее грузонапряженных участков дорог и аварийных мостов; строительство объездов городов.

Приоритетами также являются повышение безопасности дорожного движения, ликвидация участков грунтовых дорог, улучшение информации для водителей, внедрение системы маршрутного ориентирования, улучшение качества инженерных обустройств, таких, как дорожные знаки, ограждения, разметка и дорожная экология. Ситуация, когда Республика Беларусь является крупным европейским транспортным узлом, требует улучшения экологических параметров автомобильных дорог с учетом международных норм, ориентированных на сохранение окружающей среды.

Строительство автомобильных дорог связано с нарушением существующего ландшафта, разрушением почвенного покрова, нарушением естественного режима движения грунтовых и поверхностных вод и другими негативными явлениями. В процессе строительства используются большие объемы природных материалов, значительная часть которых невозобновляема.

Технологические процессы строительства дорог связаны с уничтожением растительности, изменением водно-теплового режима придорожной полосы, разрушением устоявшихся биоценозов. В результате прокладки автомобильных дорог активизируются процессы водной и ветровой эрозии земель, изменяется физико-химический состав почв, микроклимат.

Серьезную угрозу объектам окружающей среды создают производственные предприятия дорожной отрасли. Асфальтосмесительные установки интенсивно выбрасывают в атмосферный воздух пыль, сажу, газообразные вещества, летучие углеводороды, в т.ч. токсичные, к примеру, бензапирен.

Эксплуатация автомобильных дорог приводит к значительному загрязнению окружающей среды газообразными и твердыми продуктами сгорания топлива, горюче-смазочными материалами, частицами истирания дорожных покрытий и шин, противогололедными реагентами. Один автомобиль за год поглощает в среднем 4 тонны кислорода и выбрасывает с выхлопными газами 800 кг оксида углерода, 40 кг оксида азота, почти 200 кг различных углеводородов и 2 кг свинца. За счет стирания с участка дороги длиной один км и шириной 10 м за год выделяется около одной тонны пыли. Высокий уровень загрязнения и образование аномально токсичных зон на дороге приводят к непредсказуемому воздействию на участников движения, вызывая их неадекватную реакцию на обстановку в пути и, как последствие, совершение дорожно-транспортных происшествий. Проходящий по дороге транспорт является источником шума и вибрации. Около 40% населения Беларуси страдает от воздействия этих физических факторов.

Особое беспокойство ученых и дорожников Беларуси вызывают переносимые вдоль трасс радионуклиды Чернобыльского выброса, главным образом цезия-137 и стронция-90, которые вместе с пылью попадают в организм человека, поражая жизненно важные органы и ткани, вызывая генетические последствия.

Все вышеотмеченное свидетельствует о необходимости осуществления комплекса природоохранных мероприятий в дорожной отрасли, направленных на обеспечение:

  1. Сохранности природных ресурсов.
  2. Устойчивого развития биологических объектов окружающей среды.
  3. Безопасного уровня жизнедеятельности людей.

Основными принципами, на которых базируется система экологической безопасности дорожно-транспортного комплекса, являются:

  1. Оценка воздействия на окружающую среду на стадии проектных работ.
  2. Учет основных зависимостей между транспортно-эксплутационными показателями автомобильной дороги и экологической ситуацией.
  3. Мониторинг качества окружающей среды вдоль транспортных коммуникаций и на производственных базах дорожной отрасли.
  4. Постоянный поиск путей улучшения экологической обстановки за счет использования новых технических решений и выполнения природоохранных мероприятий.
  5. Подготовка и переподготовка специалистов по вопросам экологической безопасности в дорожно-транспортном комплексе.
  6. Технико-экономическая и социальная оценка показателей природопользования и действенности природоохранных мероприятий.

Вопросы ресурсосбережения в дорожной отрасли должны быть увязаны с решением важной экологической проблемы утилизации крупнообъемных техногенных отходов. На территории Республики Беларусь ежегодно накапливается более 20 млн т таких отходов. Среди них наибольшим количеством выделяются глино-солевые отходы обогащения калийной руды, фосфогипс, отработанные формовочные смеси, гидролизный лигнин, отработанные автопокрышки. Используя современные технологии переработки и активации этих отходов, можно получить приемлемое сырье для производства дорожно-строительных материалов и тем самым замкнуть экологический цикл от добычи природных ископаемых до их использования в составе строительных конгломератов, близких к исходным природным минеральным образованиям.

Белорусский дорожный научно-исследовательский институт (БелдорНИИ) первым в Советском Союзе начал производить исследования в области экологических проблем дорожно-транспортного комплекса. Еще ранее разрабатывались теоретические основы оценки воздействия дорог на окружающую среду. Изучались технологические причины повышения выбросов загрязнителей при приготовлении и укладке асфальтобетона.

В настоящее время реализуется программа модернизации асфальтобетонных заводов, направленная на снижение количества сжигаемого топлива и уменьшение количества экологически опасных выбросов. Перспективным направлением дальнейшей работы является создание системы экологической безопасности дорог на основе мониторинга уровня загрязнения окружающей среды и прогнозирования экологических последствий.

Поэтому, используя имеющийся опыт и учитывая новые научные разработки в области охраны окружающей среды, дорожная отрасль может реально повлиять на улучшение экологической ситуации на территории Республики Беларусь и тем самым создать более благоприятные условия для жизнедеятельности последующих поколений людей.

В настоящее время оценка степени загрязнения производится в процессе мониторинга окружающей среды, состоящего из совокупности систем наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и прогнозирования ее изменений с целью разработки мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

По материалам БАД
Подготовил Юрий ЛУКАШЕВИЧ



Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 11 за 2003 год в рубрике экология

©1995-2024 Строительство и недвижимость