Минск: концепция развития
Сегодня по официальным данным (приведенным на пресс-конференции с участием главного архитектора Александра Чадовича) в городе Минске проживает 1 млн 713 тысяч человек. Впервые специалистами принято решение опубликовать свой генеральный план развития города, и каждый из проживающих может с ним ознакомиться и внести свои предложения. Такое решение, как сообщил главный архитектор, принимается впервые за всю историю существования генпланов города Минска ввиду большой значимости такого мероприятия.
В настоящее время уже имеются договоренности с некоторыми издательствами об опубликовании генерального плана, за исключением некоторых глав, касающихся города Минска и являющихся секретными.
Предположительно там же можно будет ознакомиться с выступлением министра или его заместителей и прочитать вводную статью Александра Чадовича, посвященную развитию столицы.
В ходе подготовки генплана было проведено более ста совещаний различного уровня с участием Мингорисполкома, Комитета архитектуры и института Минскградо.
Как правило, на эти совещания приглашались руководители районов, градообразующих предприятий в этих районах и наиболее “подвижная” интеллигенция.
Главное, что рассматривалось и учитывалось при проектировании плана, — это четыре основные функциональные зоны, которые существуют в городе: жилищное строительство, производственные территории, общественные и ландшафтные территории.
Большое внимание уделялось также вопросам экологии, транспортной сети, сети обслуживающих заведений, инженерной инфраструктуры, санитарной очистке города и т.д. Вообще, как уже отмечалось выше, такой генеральный план делается впервые.
Генплан в Минске существует с 1800 года (в то время он, правда, немножко не так назывался, но, тем не менее, смысл его был тот же, что и у сегодняшних генпланов), то есть более двухсот лет Минск имеет практику регулярного развития по градостроительным документам.
Следует отметить, что это достаточно солидный опыт, и этим можно в полной мере гордиться.
Если говорить о новом генплане, то он принципиально отличается от всех предыдущих.
Вот несколько отличий, о которых интересно было бы знать. Все предыдущие генпланы основывались на том, что город был производственным и промышленным центром. Это был большой сборочный цех Советского Союза.
Около 65% трудовых ресурсов было направлено на производство. Однако с приобретением статуса столицы у Минска появилось другое функциональное назначение.
Для сравнения: нельзя же представить курортный и культурный город в роли промышленного центра.
В то же время население города увеличилось в два раза — с 540 тысяч до 1 млн 70 тысяч человек. С 1964 по 1972 гг. Минск по темпу роста населения не имел себе равных в мире и даже обходил по этому показателю город Мехико, который всегда являлся рекордсменом по темпу роста населения. Именно в этот период город интенсивно развивался.
Следует учитывать и то обстоятельство, что в столице всегда большая концентрация правительственных и общественных структур, культурных центров, центров образования, науки, развлечений, крупных фирм, различных представительств, поэтому планируется около 65-70% людей занять в сфере обслуживания.
Другими словами — трансформировать город в обслуживающий центр.
Это, пожалуй, одно из наиболее значимых отличий от предыдущих генпланов. Поэтому, соответственно, и планировочная структура города должна подходить под это требование.
Второе отличие города — наличие разных форм собственности.
Если провести краткий экскурс в историю, то раньше все в городе принадлежало государству, была единая собственность — государственная.
Сегодняшнее законодательство разрешает иметь в частной собственности и здания, и землю.
Однако, как правило, очень часто возникают острые противоречия между разными формами собственности, поэтому в новом городе должна быть хорошая планировочная система, которая учитывает развитие частной собственности. Она не должна быть законсервирована и зажата, она должна иметь большую степень свободы, так как именно частная собственность в нашем обществе является двигателем развития (удельный вес частного капитала в производстве постоянно возрастает).
Третье отличие — развитие конкурентоспособности. Планируется большая концентрация магазинов в одном месте. В Европе на одного жителя приходится 1 квадратный метр торговой площади, в США этот показатель вдвое больше, а в Беларуси он составляет в расчете на одного человека всего 0,026 м 2.
Новый генеральный план предусматривает также решение многих транспортных проблем.
Например, сегодня возникает множество проблем с нагрузкой транспорта в часы пик в связи с тем, что люди большими потоками из спальных районов перемещаются в производственные (преимущественно Заводской, где расположены такие гиганты, как тракторный завод, подшипниковый завод и др.), а в отсутствие таких потоков транспорт не задействован и работает неэкономично.
В связи с этим планируется интеграция рабочих мест в жилые районы, чтобы люди могли приходить на работу, даже, по возможности, не прибегая к транспорту. 30-35 минут должно занимать передвижение из одной точки города в любую другую точку.
Особое место в генплане уделяется территориальному росту города.
Так, сегодня очень большая проблема с жилплощадью — 129.200 семей находятся в очереди на получение жилья. Сегодня в Минске на каждого жителя в среднем приходится около 18 м 2 жилья, в то время как даже в Минском районе этот показатель достигает 22,3-24 м 2. Для сравнения: в Европе этот показатель уже давно достиг 40 м 2.
Новым генпланом предусматривается увеличение жилплощади до 25-30 м 2 в расчете на одного жителя. Решаются вопросы и с автомобилями — в плане обеспечения парковками и гаражами. Предыдущий генплан проектировался исходя из следующих расчетов: 90 автомобилей на 1 тысячу жителей, сегодня этот показатель увеличился практически вдвое, а по прогнозным показателям до 2030 года составит более 350 автомобилей, поэтому немало внимания уделяется и хранению, и обслуживанию автомобилей.
Постепенно до 2030 года территория Минска должна увеличиться с 26 тысяч гектаров земли до 40 тысяч. До 2010 года уже будет введено 3200 м 2 жилья.
Разработанный Генплан утверждается до 2030 года, но должен корректироваться через каждые пять лет.
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 10 за 2003 год в рубрике архитектура