Мода на ЖЭКи отменяется?
Киев по многим показателям находится на уровне европейских столиц. И именно с точки зрения соответствия европейским стандартам здесь намерены подходить к оценке деятельности жилищно-коммунального хозяйства.
Комплекс ЖКХ — это свыше 400 предприятий и организаций, обслуживающих почти 12 тысяч жилых домов общей площадью свыше 58 млн м2. Но из 154 жилищно-эксплуатационных организаций, содержащих и эксплуатирующих жилье, 146 — ЖЭКи коммунальной собственности районов, т.е. у них едва ли не стопроцентная монополия.
Мода на ЖЭКи отменяется, считает заместитель главы Киевской городской госадминистрации Иван Данькевич. Хватит мириться с положением, когда стоимость оплаты услуг, выполняемых ЖЭКом, не отвечает их качеству. И тут воспитательные меры, апеллирование к совести и ответственности работников этих организаций ничего не дадут. Здесь нужны кардинальные решения, базирующиеся на современных рыночных отношениях. Тем более, что эксплуатация и содержание жилья не исчерпываются мелкими аварийными ремонтами. Существуют еще широкомасштабные работы: ремонт кровли, стеновых панелей, внутридомовых и внешних систем водо- и теплоснабжения, подземных коммуникаций и т.д.
Иван Данькевич считает решением проблемы монополизма создание объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Именно эти объединения, а не ЖЭКи, должны диктовать моду в жилищно-коммунальной сфере. Ведь ОСМД, обретая форму организации, могут привлекать к выполнению ремонтных работ любую стороннюю строительно-ремонтную фирму. Они же будут принимать работу. Останутся только те ЖЭКи, которые выдержат конкуренцию с другими формами объединений и организаций. И это при условии, что они перестроят свою деятельность таким образом, что именно к ним будут идти с заказами руководители ОСМД, а не к кому-то другому, гарантирующему лучшее качество.
Сегодня в Киеве действует всего 219 ОСМД, на самообслуживании этих организаций находятся всего 95 домов.
Другое направление реформирования жилищно-коммунальной отрасли Иван Данькевич видит в строгой экономии энергоресурсов и воды. Ведь Украина, в т.ч. и ее столица, расходует несравнимо больше энергоносителей, чем любая страна Европы, при том, что тратит на их приобретение огромные деньги.
Комплексной программой энергосбережения Киева предусматривается в ближайшее время достичь экономии на 30%. Однако это не предел, можно достичь большего, но при одном условии: если от уговоров бережно относиться к теплу и воде перейти к строгому их учету, т.е. ускорить оснащение каждой квартиры тепло- и водосчетчиками. С 1966 г. в Киеве установлено всего 11 тысяч подобных счетчиков, львиная доля из них приходится на общедомовые приборы, финансируемые городом. Квартирных же — несравнимо меньше. Система оплаты по счетчику заставит киевлянина следить за своим краном, за утеплением квартиры, за регулированием температуры своего жилья. В итоге — значительная экономия энергии, горячей и холодной воды.
Любопытная особенность: руководство страны и города фактически запретило повышать тарифы на оплату коммунальных услуг. Сейчас тарифы достигли таких пределов, что далеко не каждая семья может с ними справиться. Именно в этом, а не в недисциплинированности секрет так называемого “злостного” уклонения от уплаты за коммунальные услуги. И эти долги опять стали расти. О какой недисциплинированности населения можно говорить, если сейчас в должниках более 60% семей? А деньги нужны. Установленные тарифы за квартирную плату не возмещают расходы на обслуживание, содержание и ремонт жилищного фонда, они покрывают в среднем свыше 60% их стоимости. Выход один: уменьшить сами расходы за счет жесткой экономии энергетических и водных ресурсов. Вот почему городская власть так ратует за установку прежде всего домовых, а затем и квартирных счетчиков. Как и за скорейшее объединение совладельцев многоквартирных домов. Ведь владельцы приватизированных квартир сами будут следить за своевременным ремонтом зданий и коммуникаций, выбирая таких подрядчиков, которые сделали бы это дешевле. С формированием городского рынка жилищно-коммунальных услуг городская власть должна стать реальным партнером для негосударственных структур, которые могут быть привлечены к этой сфере.
Принципиальным шагом, считает И.Данькевич, в реформировании должно стать внедрение новой системы привлечения финансовых ресурсов. Надо искать инвесторов, создавая для них самые лучшие условия — вплоть до предоставления определенных льгот и преференций.
С тарифами дело сложнее, и, чтобы приблизить их к реальности, кроме экономии ресурсов, надо искать и другие решения. Хотя бы такие, как проведение расчетов за отопление только в отопительный сезон, оплату за коммунальные услуги взимать не за квадратный метр, а за кубический метр площади, что, собственно, уже и делается. Ведь появились владельцы квартир по индивидуальным заказам — с высокими потолками, двухъярусным размещением комнат и пр.
Продолжая реформы в финансировании жилищно-коммунальной сферы, городская власть учитывает все нюансы: индексацию тарифов в зависимости от уровня инфляции, изменение зарплаты и стоимости энергоносителей и другие существенные экономические факторы. В ближайших планах — проведение технического и финансового аудита жилищно-коммунальных предприятий, есть намерение очистить существующие тарифы от лишних расходных статей.
Привлечение инвесторов, по мнению заместителя главы Киевской городской госадминистрации, невозможно без проведения демонополизации. Работа в этом направлении уже началась. Проведена корпоратизация бывшего ГКО “Киевводоканал” — структуры, наиболее необходимой людям и требующей всесторонней модернизации.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2003 год в рубрике жкх