Энергетические меры в ЖКХ


В целях повышения эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения, а также защиты прав потребителей коммунальных услуг на основе внедрения энергоэффективных технологий и новых форм организации обслуживания Республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Мингорисполкому необходимо обеспечить в 2003 году ввод в эксплуатацию жилых домов после капитального ремонта (тепловой модернизации), а также провести тепловую модернизацию не менее одного общежития в каждой отрасли, облисполкомах и Минском горисполкоме.

Будут также разработаны и утверждены до 1 марта 2003 г. пообъектные планы-графики проведения тепловой модернизации общежитий в 2003-2005 годах с окончанием работ по всем объектам в 2015 году. В результате планируется, что многие общежития будут переоборудованы под жилые помещения для постоянного проживания с последующей передачей их в коммунальную собственность.
Более серьезный подход намечается и в контроле за ходом подготовки к работе в осенне-зимний период жилых домов, объектов социально-бытового назначения, систем тепло-водоснабжения и канализации. До 1 июля 2003 года должны закончиться испытания оборудований котельных, тепловых и водопроводных сетей для работы их в осенне-зимний период 2003/2004 гг.

Под особым контролем находится также и выполнение технических мероприятий по приведению в порядок теплоизоляции и обеспечению нормативных характеристик находящихся на их балансе тепловых сетей с окончанием работ по наружным (воздушным) тепловым сетям включая тепловые камеры до 1 ноября 2003 г., по подземным тепловым сетям — до 1 ноября 2005 г.
В текущем году облисполкомам и Мингорисполкому необходимо обеспечить строительство не менее чем по 200 квартир в жилых типовых домах в каждой области и г. Минске, предназначенных для отселения граждан из крупнопанельных жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий, на время проведения тепловой модернизации.
В дальнейшем планируется осуществлять строительство таких домов по мере необходимости обеспечения выполнения в 2003-2005 годах заданий по отселению граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных непригодными для проживания, с привлечением средств местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, льготных кредитных ресурсов и средств населения и начиная с 2003 года направлять в полном объеме средства, полученные от продажи встроенных и пристроенных нежилых помещений в жилищном фонде на финансирование работ по тепловой модернизации жилых домов.

Районным и городским исполкомам в 2003 году необходимо:
1) обеспечить с привлечением средств инвесторов проведение тепловой модернизации с надстройкой мансард не менее одного жилого дома малоэтажной (довоенной и послевоенной) застройки, а в городах областного подчинения и в г. Минске — не менее двух жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий;
2) определить для жилых домов, насчитывающих 70 и более процентов квартир, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, порядок управления недвижимым имуществом совместных домовладений и обеспечить создание товариществ собственников с завершением этой работы в 2004 году;
3) запретить ввод в эксплуатацию и регистрацию жилых домов долевого строительства, реконструируемых и капитально ремонтируемых без создания товариществ собственников;
4) одобрить прогнозные задания на 2007-2015 гг. по тепловой модернизации крупнопанельных жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий.
В ходе проводимых мер трудоемкая работа предстоит Минскому горисполкому, департаменту по управлению государственным имуществом Минэкономики и Министерству жилищно-коммунального хозяйства по проведению акционирования унитарных предприятий, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда (в 2003 году — не менее 20% в каждой области и 30% в г. Минске, в 2004 году — не менее 50%), с окончанием данной работы в 2005 году.

Для повышения качества обслуживания жилищного фонда будут создаваться равные условия для привлечения к эксплуатации ЖКХ, для организаций различных форм собственности и развития конкурентных отношений начиная с 2003 года — проведение конкурсов на выполнение специализированных работ, а также на обслуживание создаваемых товариществ собственников. При этом будут заключаться договора на выполнение работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда, предоставлению населению коммунальных услуг с предусмотрением выполнения функций заказчика собственником жилья (уполномоченной организацией), а функций подрядчика — жилищно-эксплуатационной организацией.
Создаваемые товарищества собственников и организаций по эксплуатации и реконструкции жилищного фонда будут освобождены от затрат, связанных с регистрацией их в качестве юридического лица, а процедуры выдачи товариществам собственников актов на право пользования земельными участками — значительно упрощены.
В то же время рядом министерств разрабатываются изменения, вносимые в нормативные правовые акты, регулирующие порядок налогообложения товариществ собственников, организаций по эксплуатации и реконструкции жилищного фонда, рассматривается также вопрос о невзимании налогов из собственных средств граждан, собранных дополнительно к отчислениям на содержание, техническое обслуживание и капитальный ремонт по содержанию жилых домов.

Проводимая модернизация и реконструкция жилищного фонда, как правило, будет происходить жилыми массивами, то есть кварталами, микрорайонами городов, обеспечив при этом предварительную оценку технико-экономических показателей различных вариантов тепловой модернизации и реконструкции, а также выбора наиболее эффективных проектных решений и создания зон энергоэффективной эксплуатации жилья.
Благодаря реконструкции котельных и тепловых сетей, внедрению групповых приборов учета и других работ планируется ежегодное снижение потребления энергоресурсов на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социально-бытового назначения не менее чем на 10%. В то же время во всех проектах нового строительства, реконструкции, модернизации и капитального ремонта жилых домов предусматривается поквартирное регулирование и учет тепла, а нормативные правовые акты, создаваемые (до 1 июля 2003 г.) Минэкономики, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Комитетом по энергоэффективности, позволят производить взаиморасчеты за отопление между индивидуальными владельцами квартир, домов и поставщиками тепла.

В І квартале 2003 г. разрабатывается также программа перевода котельных в 2003-2005 годах в газифицированных районах республики на использование природного газа с учетом экономности и определением источников финансирования.
Во многом это средства местных бюджетов, направляемые на капитальный ремонт жилищного фонда, не менее 25% целевых сборов на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, 50% средств инновационного фонда Министерства энергетики, формируемого республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики, направляемых на долевое участие в финансировании работ по энергосбережению, кредиты банков, средства населения и другие источники.
Контроль за выполнением проводимых мер возлагается на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и Комитет по энергоэффективности, а также на облисполкомы, Минский горисполком.

Подготовил Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2003 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость