Договор международного строительного подряда: российский вариант
Договор международного строительного подряда: российский вариант
Продолжая тему договора международного строительного подряда, начатую в"СиН" №1за 2003 год, сегодня мы рассмотрим следующий его вариант: заказчик — российская организация, подрядчик — белорусская строительная фирма, место строительства — Российская Федерация.
Правовое регулирование
В предыдущей статье мы указали международные акты, регулирующие строительный подряд (в т.ч. и акты Содружества Независимых Государств), поэтому сегодня основной акцент мы сделаем на перечислении актов российского законодательства, регламентирующих отношения в этой сфере. При этом мы упомянем некоторые акты Республики Беларусь, которые, хотя и не регулируют строительный подряд, однако при исполнении данного договора в Российской Федерации будут важны для белорусского юридического лица.
Международные акты:
Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 г., далее — Соглашение об избежании двойного налогообложения.
Законодательство Российской Федерации (основные нормативные акты):
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995, ред. от 17.12.1999, глава 37 параграф 3), далее — ГК.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000, ред. от 24.07.2002, глава 25), далее — НК РФ.
3. Основные положения порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утверждены Госстроем РФ № БЕ-18-9 06.05.1997.
4. Письмо Госстроя РФ от 22.10.1993 № БЕ-19-21/12 "О концепции ценообразования в строительстве в условиях развития рыночных отношений".
5. Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утверждено Распоряжением Госкомимущества РФ № 660-р, Госстроя РФ № 18-7 от 13.04.1993 (ред. от 18.10.1994).
6. Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции, Письмо Минстроя РФ от 30.10.1992 № БФ-907/12 (ред. от 13.11.1996).
7. Письмо Минстроя РФ от 10.06.1992 № БФ-558/15 "О руководстве по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации", далее — Письмо № БФ-558/15.
8. Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утверждено Постановлением Совмина СССР от 30.11.1989 № 1074 (ред. от 11.07.1991), далее — Положение № 1074.
9. Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 № 174.
10. Инструкция об организации работы по лицензированию видов деятельности, отнесенных к компетенции Госстроя России, утверждена Приказом Госстроя России от 03.06.2002 № 93, далее — Инструкция
№ 93.
11. Положение о порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности, утверждено ЦБ РФ 24.10.2001
№ 157-П, далее — Положение № 157-П.
12. Письмо Госстроя РФ от 05.11.2001 № ЛБ-6062/9 "Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", далее — Письмо № ЛБ-6062/9.
Законодательство Республики Беларусь (основные нормативные акты):
1. Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII (ред. от 24.07.2002) "О налоге на добавленную стоимость", далее — Закон о НДС.
2. Порядок применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации работ (услуг), утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2000 № 213 (ред. от 15.10.2001), далее — Порядок № 213.
3. Указ Президента Республики Беларусь № 101 от 24.01.1997 "О поддержке экспортной деятельности предприятий строительного комплекса Республики Беларусь", далее — Указ № 101.
4. Приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.12.1999 № 417 (ред. от 23.03.2000) "Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость строительно-монтажных работ", далее — Приказ № 417.
5. Методические указания Государственного налогового комитета Республики Беларусь "О порядке уплаты налогов юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими хозяйственную деятельность за рубежом, а также получающими доходы в иностранных государствах", утверждены Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 21.08.1998 № 114 (ред. от 16.03.1999), далее — Методические указания № 114.
Схема юридических действий
Для удобства рассмотрения мы выделим те действия, которые необходимо предпринять белорусскому подрядчику во исполнение обязательств перед российским заказчиком, а также чтобы не нарушить требования российского и белорусского законодательства:
1. Заключение договора.
2. Открытие представительства белорусской строительной фирмы в РФ.
3. Лицензирование.
4. Осуществление непосредственно строительной деятельности.
5. Расчеты по договору.
6. Налогообложение белорусской строительной фирмы, выполняющей работы в РФ.
1. Заключение договора строительного подряда
Письмо № БФ-558/15 предусматривает следующие существенные условия договора строительного подряда:
1. Определение: полное название сторон договора — заказчика и подрядчика с указанием их реквизитов, наименование предмета договора.
2. Предмет договора — изложение задания заказчика в общей форме в тексте договора и детализированно в приложениях.
3. Стоимость предмета договора.
4. Сроки начала и завершения работ по договору.
5. Порядок и условия расчетов и платежей.
6. Обязательства сторон по договору.
7. Производство работ.
8. Приемка работ.
9. Поручительства и гарантии по договору.
10. Меры ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
11. Условия и порядок расторжения договора подряда.
По договоренности сторон статьи договора могут быть дополнены и изменены исходя из специфики строящегося объекта, его месторасположения и других условий.
Поскольку для обеих сторон договор является внешнеэкономическим, он должен отвечать требованиям внешнеэкономического законодательства:
— для белорусской стороны — Указа Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 (ред. от 13.12.2001) "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций";
— для российской стороны — Письма ЦБ РФ от 15.07.1996 № 300 "О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов" (вместе с Рекомендациями, утв. МВЭС РФ 29.02.1996).
Следует отметить, что требования данных актов практически совпадают.
Кратко остановимся на некоторых существенных условиях договора строительного подряда, предусмотренных российским законодательством.
1.1. Стоимость работ
Стоимость работ определяется на основе свободной (договорной) цены на строительную продукцию. Установленная в договоре подряда стоимость в отдельных случаях может изменяться. Например:
— при внесении изменений в объемы и содержание работ по предложению заказчика;
— при изменении по предложению заказчика продолжительности строительства;
— при изменении номенклатуры материалов и оборудования, поставляемых заказчиком, если договорная цена определялась с учетом их стоимости;
— в связи с текущим изменением стоимости строительных материалов, изделий, оборудования, тарифов и оплаты труда и т.д.
1.2. Сроки выполнения работ
При определении продолжительности строительства следует учитывать, что главным фактором здесь является эффективность капитальных вложений. Рекомендации по срокам продолжительности действуют на уровне проекта организации строительства, разработанного с учетом норм продолжительности строительства и проекта организации работ. Окончательно продолжительность строительства устанавливается заказчиком и подрядчиком при заключении договора подряда.
Существует несколько способов указания срока в договоре подряда:
— Период, в течение которого должен быть построен объект. Например, "в течение 24 месяцев с даты подписания сторонами документов о передаче строительной площадки".
— Предельный срок. Например, "срок возведения объекта не должен превышать 24 месяцев с даты начала работы согласно договору до даты сдачи объекта в гарантийную эксплуатацию".
— Точные даты завершения всех работ, предусмотренных договором. Например, "объект должен быть сдан 1 августа".
В любом случае условия окончания работ и порядок их приемки обязательно должны быть указаны в договоре. Кроме того, в договоре важно указать условия начала строительства или вступления договора в силу. Ими могут быть: дата подписания договора, перечисление аванса заказчиком, передача подрядчику строительной площадки и другие условия, влияющие на производство работ и окончание выполнения работ по договору.
1.3. Расчеты и платежи
Порядок и сроки приемки выполненных работ и расчетов за них в процессе строительства, а также при полном завершении работ по договору подряда, сроки устранения подрядчиком полученных замечаний от заказчика по качеству выполненных работ и окончательных расчетов заказчика с подрядчиком устанавливаются в договоре подряда по соглашению сторон. Расчеты могут осуществляться: по конструктивным элементам, за выполнение отдельных работ и услуг, по этапам или после завершения всех работ по договору.
В договоре следует также предусматривать условия, при которых заказчик вправе задержать оплату выполненных работ подрядчику:
— неустранение указанных ранее дефектов в работе, представленной к оплате;
— причинение ущерба заказчику;
— случаи отставания сроков выполнения работ от объемов, предусмотренных графиком производства работ.
1.4. Производство работ
При заключении договора строительного подряда заказчику и подрядчику необходимо принять согласованные решения по вопросам, связанным с производством работ, в т.ч.:
— Получения документов о разрешении соответствующих органов на производство работ в охранных зонах электрических сетей, линий связи, магистральных трубопроводов, проезжей части городских дорог, эксплуатируемых участков железных и автомобильных дорог, в местах прохождения подземных коммуникаций, а также разрешения на вырубку леса, снос и перенос строений и сооружений, препятствующих строительству, и пр.
— Обеспечения строительства водо-, газо-, паро-, тепло- и энергоснабжением.
— Создания геодезической разбивочной основы.
— Подключения вновь проложенных коммуникаций к действующим сетям.
— По другим вопросам.
Помимо этого, в договоре строительного подряда должен быть определен перечень работ, подлежащих промежуточной приемке, а также перечень инженерных сетей, материалов, подлежащих промежуточным испытаниям. В части организации промежуточных приемки и испытаний в договоре предусматриваются сроки их проведения и порядок оповещения. В договоре может быть предусмотрено право заказчика на дополнительное освидетельствование скрытых работ и порядка их проведения.
1.5. Приемка работ
Приемка работ и оформление документов по приемке осуществляется в соответствии с действующим порядком и условиями, предусмотренными в договоре. Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый акт, регламентирующий приемку законченных строительством объектов. Поэтому рекомендуем руководствоваться Письмом № ЛБ-6062/9, где разъясняется, какой документ регулирует приемку того или иного объекта.
1.6. Приостановление работ и расторжение договора подряда
В договоре строительного подряда должны быть предусмотрены условия, при которых одна из сторон может приостановить работы. Причинами приостановления работ могут быть как невыполнение одной из сторон обязательств по договору, так и обстоятельства, не зависящие от исполнительности другой стороны. В любом случае в договоре подряда стороны устанавливают предельную продолжительность приостановления работ, по истечении которой стороны либо пересматривают сроки окончания работ по договору и исполнения других обязательств, необходимость выполнения которых продиктована договором, либо расторгают договор.
На случай расторжения договора стороны должны предусмотреть ряд условий:
— Порядок расторжения договора — это, как правило, письменное уведомление стороной, решившей расторгнуть договор, другую сторону с изложением обоснования и указанием срока, в течение которого она хотела бы получить ответ от другой стороны.
— Порядок расчетов за выполненные работы, возмещения убытков виновной стороной включая упущенную выгоду.
— Особенности расчетов, возмещения убытков, передачи (приобретения) права собственности на строящийся объект в случаях расторжения договора по причине банкротства заказчика.
— Меры имущественной ответственности сторон за неисполнение обязательств при расторжении договора, а также другое.
2. Открытие представительства белорусской строительной фирмы в РФ
Порядок открытия и деятельности представительств иностранных фирм в РФ урегулирован Положением № 1074.
Разрешение на открытие представительства выдается Регистрационной палатой РФ либо ее территориальными органами сроком до трех лет.
В Регистрационную палату (ее территориальный орган) подается письменное заявление фирмы, которая собирается открыть в РФ свое представительство, в котором излагается цель, для осуществления которой открывается представительство, даются описание деятельности фирмы и информация о деловых связях с российскими организациями и заключенных коммерческих сделках с указанием предмета, суммы и срока действия соглашения или сделки, выполнению которых должно содействовать представительство.
К заявлению должны быть приложены официальные документы (устав фирмы, документы, подтверждающие регистрацию) в нотариальных копиях, а также Положение о представительстве, данные о ее руководителе, штатном расписании представительства, местонахождении представительства и другие необходимые сведения.
После получения разрешения на открытие представительство должно встать на налоговый учет по месту осуществления своей деятельности и открыть счет в банке РФ.
Игорь БУЕВИЧ, Илья ЛАТЫШЕВ, юридическая фирма "Апицес Юрис", тел.: 8-029-77-00-333
Окончание следует
Продолжая тему договора международного строительного подряда, начатую в"СиН" №1за 2003 год, сегодня мы рассмотрим следующий его вариант: заказчик — российская организация, подрядчик — белорусская строительная фирма, место строительства — Российская Федерация.
Правовое регулирование
В предыдущей статье мы указали международные акты, регулирующие строительный подряд (в т.ч. и акты Содружества Независимых Государств), поэтому сегодня основной акцент мы сделаем на перечислении актов российского законодательства, регламентирующих отношения в этой сфере. При этом мы упомянем некоторые акты Республики Беларусь, которые, хотя и не регулируют строительный подряд, однако при исполнении данного договора в Российской Федерации будут важны для белорусского юридического лица.
Международные акты:
Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 г., далее — Соглашение об избежании двойного налогообложения.
Законодательство Российской Федерации (основные нормативные акты):
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995, ред. от 17.12.1999, глава 37 параграф 3), далее — ГК.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000, ред. от 24.07.2002, глава 25), далее — НК РФ.
3. Основные положения порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утверждены Госстроем РФ № БЕ-18-9 06.05.1997.
4. Письмо Госстроя РФ от 22.10.1993 № БЕ-19-21/12 "О концепции ценообразования в строительстве в условиях развития рыночных отношений".
5. Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утверждено Распоряжением Госкомимущества РФ № 660-р, Госстроя РФ № 18-7 от 13.04.1993 (ред. от 18.10.1994).
6. Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции, Письмо Минстроя РФ от 30.10.1992 № БФ-907/12 (ред. от 13.11.1996).
7. Письмо Минстроя РФ от 10.06.1992 № БФ-558/15 "О руководстве по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации", далее — Письмо № БФ-558/15.
8. Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утверждено Постановлением Совмина СССР от 30.11.1989 № 1074 (ред. от 11.07.1991), далее — Положение № 1074.
9. Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 № 174.
10. Инструкция об организации работы по лицензированию видов деятельности, отнесенных к компетенции Госстроя России, утверждена Приказом Госстроя России от 03.06.2002 № 93, далее — Инструкция
№ 93.
11. Положение о порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности, утверждено ЦБ РФ 24.10.2001
№ 157-П, далее — Положение № 157-П.
12. Письмо Госстроя РФ от 05.11.2001 № ЛБ-6062/9 "Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", далее — Письмо № ЛБ-6062/9.
Законодательство Республики Беларусь (основные нормативные акты):
1. Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII (ред. от 24.07.2002) "О налоге на добавленную стоимость", далее — Закон о НДС.
2. Порядок применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации работ (услуг), утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2000 № 213 (ред. от 15.10.2001), далее — Порядок № 213.
3. Указ Президента Республики Беларусь № 101 от 24.01.1997 "О поддержке экспортной деятельности предприятий строительного комплекса Республики Беларусь", далее — Указ № 101.
4. Приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.12.1999 № 417 (ред. от 23.03.2000) "Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость строительно-монтажных работ", далее — Приказ № 417.
5. Методические указания Государственного налогового комитета Республики Беларусь "О порядке уплаты налогов юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими хозяйственную деятельность за рубежом, а также получающими доходы в иностранных государствах", утверждены Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 21.08.1998 № 114 (ред. от 16.03.1999), далее — Методические указания № 114.
Схема юридических действий
Для удобства рассмотрения мы выделим те действия, которые необходимо предпринять белорусскому подрядчику во исполнение обязательств перед российским заказчиком, а также чтобы не нарушить требования российского и белорусского законодательства:
1. Заключение договора.
2. Открытие представительства белорусской строительной фирмы в РФ.
3. Лицензирование.
4. Осуществление непосредственно строительной деятельности.
5. Расчеты по договору.
6. Налогообложение белорусской строительной фирмы, выполняющей работы в РФ.
1. Заключение договора строительного подряда
Письмо № БФ-558/15 предусматривает следующие существенные условия договора строительного подряда:
1. Определение: полное название сторон договора — заказчика и подрядчика с указанием их реквизитов, наименование предмета договора.
2. Предмет договора — изложение задания заказчика в общей форме в тексте договора и детализированно в приложениях.
3. Стоимость предмета договора.
4. Сроки начала и завершения работ по договору.
5. Порядок и условия расчетов и платежей.
6. Обязательства сторон по договору.
7. Производство работ.
8. Приемка работ.
9. Поручительства и гарантии по договору.
10. Меры ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
11. Условия и порядок расторжения договора подряда.
По договоренности сторон статьи договора могут быть дополнены и изменены исходя из специфики строящегося объекта, его месторасположения и других условий.
Поскольку для обеих сторон договор является внешнеэкономическим, он должен отвечать требованиям внешнеэкономического законодательства:
— для белорусской стороны — Указа Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 (ред. от 13.12.2001) "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций";
— для российской стороны — Письма ЦБ РФ от 15.07.1996 № 300 "О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов" (вместе с Рекомендациями, утв. МВЭС РФ 29.02.1996).
Следует отметить, что требования данных актов практически совпадают.
Кратко остановимся на некоторых существенных условиях договора строительного подряда, предусмотренных российским законодательством.
1.1. Стоимость работ
Стоимость работ определяется на основе свободной (договорной) цены на строительную продукцию. Установленная в договоре подряда стоимость в отдельных случаях может изменяться. Например:
— при внесении изменений в объемы и содержание работ по предложению заказчика;
— при изменении по предложению заказчика продолжительности строительства;
— при изменении номенклатуры материалов и оборудования, поставляемых заказчиком, если договорная цена определялась с учетом их стоимости;
— в связи с текущим изменением стоимости строительных материалов, изделий, оборудования, тарифов и оплаты труда и т.д.
1.2. Сроки выполнения работ
При определении продолжительности строительства следует учитывать, что главным фактором здесь является эффективность капитальных вложений. Рекомендации по срокам продолжительности действуют на уровне проекта организации строительства, разработанного с учетом норм продолжительности строительства и проекта организации работ. Окончательно продолжительность строительства устанавливается заказчиком и подрядчиком при заключении договора подряда.
Существует несколько способов указания срока в договоре подряда:
— Период, в течение которого должен быть построен объект. Например, "в течение 24 месяцев с даты подписания сторонами документов о передаче строительной площадки".
— Предельный срок. Например, "срок возведения объекта не должен превышать 24 месяцев с даты начала работы согласно договору до даты сдачи объекта в гарантийную эксплуатацию".
— Точные даты завершения всех работ, предусмотренных договором. Например, "объект должен быть сдан 1 августа".
В любом случае условия окончания работ и порядок их приемки обязательно должны быть указаны в договоре. Кроме того, в договоре важно указать условия начала строительства или вступления договора в силу. Ими могут быть: дата подписания договора, перечисление аванса заказчиком, передача подрядчику строительной площадки и другие условия, влияющие на производство работ и окончание выполнения работ по договору.
1.3. Расчеты и платежи
Порядок и сроки приемки выполненных работ и расчетов за них в процессе строительства, а также при полном завершении работ по договору подряда, сроки устранения подрядчиком полученных замечаний от заказчика по качеству выполненных работ и окончательных расчетов заказчика с подрядчиком устанавливаются в договоре подряда по соглашению сторон. Расчеты могут осуществляться: по конструктивным элементам, за выполнение отдельных работ и услуг, по этапам или после завершения всех работ по договору.
В договоре следует также предусматривать условия, при которых заказчик вправе задержать оплату выполненных работ подрядчику:
— неустранение указанных ранее дефектов в работе, представленной к оплате;
— причинение ущерба заказчику;
— случаи отставания сроков выполнения работ от объемов, предусмотренных графиком производства работ.
1.4. Производство работ
При заключении договора строительного подряда заказчику и подрядчику необходимо принять согласованные решения по вопросам, связанным с производством работ, в т.ч.:
— Получения документов о разрешении соответствующих органов на производство работ в охранных зонах электрических сетей, линий связи, магистральных трубопроводов, проезжей части городских дорог, эксплуатируемых участков железных и автомобильных дорог, в местах прохождения подземных коммуникаций, а также разрешения на вырубку леса, снос и перенос строений и сооружений, препятствующих строительству, и пр.
— Обеспечения строительства водо-, газо-, паро-, тепло- и энергоснабжением.
— Создания геодезической разбивочной основы.
— Подключения вновь проложенных коммуникаций к действующим сетям.
— По другим вопросам.
Помимо этого, в договоре строительного подряда должен быть определен перечень работ, подлежащих промежуточной приемке, а также перечень инженерных сетей, материалов, подлежащих промежуточным испытаниям. В части организации промежуточных приемки и испытаний в договоре предусматриваются сроки их проведения и порядок оповещения. В договоре может быть предусмотрено право заказчика на дополнительное освидетельствование скрытых работ и порядка их проведения.
1.5. Приемка работ
Приемка работ и оформление документов по приемке осуществляется в соответствии с действующим порядком и условиями, предусмотренными в договоре. Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый акт, регламентирующий приемку законченных строительством объектов. Поэтому рекомендуем руководствоваться Письмом № ЛБ-6062/9, где разъясняется, какой документ регулирует приемку того или иного объекта.
1.6. Приостановление работ и расторжение договора подряда
В договоре строительного подряда должны быть предусмотрены условия, при которых одна из сторон может приостановить работы. Причинами приостановления работ могут быть как невыполнение одной из сторон обязательств по договору, так и обстоятельства, не зависящие от исполнительности другой стороны. В любом случае в договоре подряда стороны устанавливают предельную продолжительность приостановления работ, по истечении которой стороны либо пересматривают сроки окончания работ по договору и исполнения других обязательств, необходимость выполнения которых продиктована договором, либо расторгают договор.
На случай расторжения договора стороны должны предусмотреть ряд условий:
— Порядок расторжения договора — это, как правило, письменное уведомление стороной, решившей расторгнуть договор, другую сторону с изложением обоснования и указанием срока, в течение которого она хотела бы получить ответ от другой стороны.
— Порядок расчетов за выполненные работы, возмещения убытков виновной стороной включая упущенную выгоду.
— Особенности расчетов, возмещения убытков, передачи (приобретения) права собственности на строящийся объект в случаях расторжения договора по причине банкротства заказчика.
— Меры имущественной ответственности сторон за неисполнение обязательств при расторжении договора, а также другое.
2. Открытие представительства белорусской строительной фирмы в РФ
Порядок открытия и деятельности представительств иностранных фирм в РФ урегулирован Положением № 1074.
Разрешение на открытие представительства выдается Регистрационной палатой РФ либо ее территориальными органами сроком до трех лет.
В Регистрационную палату (ее территориальный орган) подается письменное заявление фирмы, которая собирается открыть в РФ свое представительство, в котором излагается цель, для осуществления которой открывается представительство, даются описание деятельности фирмы и информация о деловых связях с российскими организациями и заключенных коммерческих сделках с указанием предмета, суммы и срока действия соглашения или сделки, выполнению которых должно содействовать представительство.
К заявлению должны быть приложены официальные документы (устав фирмы, документы, подтверждающие регистрацию) в нотариальных копиях, а также Положение о представительстве, данные о ее руководителе, штатном расписании представительства, местонахождении представительства и другие необходимые сведения.
После получения разрешения на открытие представительство должно встать на налоговый учет по месту осуществления своей деятельности и открыть счет в банке РФ.
Игорь БУЕВИЧ, Илья ЛАТЫШЕВ, юридическая фирма "Апицес Юрис", тел.: 8-029-77-00-333
Окончание следует
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 2003 год в рубрике экономика