Розлив битума и распределение щебня — одновременно


Традиционный способ устройства шероховатых поверхностных обработок путем последовательно выполняемых операций по распределению щебня и розливу битума с разрывом во времени имеет ряд недостатков. Это большая зависимость производства работ от погодно-климатических факторов, недостаточное прилипание битума к щебню, значительное время формирования слоя поверхностной обработки под движением транспорта, недостаточное сцепление поверхностной обработки со слоем покрытия, повышенный расход горючего, небольшой срок службы (2-3 года) и низкая производительность работ из-за раздельного выполнения технологических операций по распределению щебня и розливу битума.

Идея новой технологии устройства поверхностной обработки впервые была предложена специалистами Волжской автомобильной дороги (Чувашия). Она заключалась в распределении щебня и розливе битума за один проход. В ремонтных мастерских Волжской автомобильной дороги для этого было изготовлено 5 машин. Первые результаты показали, что качество, срок службы поверхностных обработок и производительность работ по новой технологии оказались намного выше, чем по традиционной. Однако новшество не получило широкого распространения в России из-за конструктивных недоработок дорожной техники.
В то же время за рубежом (Франция, Германия) технология совмещенного розлива битума (эмульсии) и распределения щебня при устройстве шероховатых поверхностей нашла активное применение. Серийно выпускается соответствующая специализированная техника. Одна из лучших машин для этих целей — Chipsealer производства компании Secmair (Франция).
Изготовители этой техники эффективно синхронизировали подачу вяжущего и каменного материала на обрабатываемую поверхность. Интервал времени между ними составляет не более 1 секунды, что обеспечивает высокую степень сцепления материала. Каждый камешек щебня на 2/3 своей высоты обволакивается вяжущим, что повышает и сцепление с покрытием дороги. Вяжущее подается при температуре битума около 160°С с тройным перекрытием потока по ширине. При работе с эмульсиями температура составляет 60°-70°С.
Распределение вяжущего по ширине и его дозировка осуществляются при помощи битумного насоса, управляемого компьютером, а каменного материала — специальным распределительным барабаном с регулированием дозировок. Индивидуальное открывание заслонок, а также боковое перемещение гребенки обеспечивают качественное сопряжение на стыках. Система позволяет производить подачу материалов не только по всей зоне распределения, составляющей 3,1-3,8 м у разных машин, но и изменяемой по ширине полосой с шагом в 0,25 м. Процесс распределения осуществляется как в автоматическом режиме, так и оператором.
При бесперебойной подаче каменного материала и вяжущего производительность за смену составляет до 7 км при ширине покрытия 10 м. При этом срок службы поверхностных обработок увеличивается, а расход вяжущего, наоборот, уменьшается. Производительность работ возрастает в 1,5-2 раза. Прямая экономия затрат при устройстве поверхностной обработки по новой технологии составляет 21% от общей стоимости работ.
После всестороннего изучения технологии с использованием машин Chipsealer и обобщения практического опыта ее использования на дорогах Саратовской области научно-производственный центр "Росдортех" и компания Secmair подписали соглашение о совместном производстве машин, адаптированных к условиям России, со сборкой их в Саратове.
В 1996 г. во время поездки делегации ассоциации "РАДор" во Францию российские дорожники заинтересовались машиной, которая за один проход разливает битум, осуществляет распределение щебня и его прикатку.
Основная продукция компании Secmair — техника для шероховатой обработки и ремонта покрытия дорог. Фирма изготавливает разнообразные машины: большегрузный высокопроизводительный Chipsealer, Stopper для работы в городах и стесненных условиях, машину для производства ямочного ремонта, автогудронаторы и прицепные гудронаторы, передвижные емкости (склады) для битума, навесные щебнераспределители. Больше половины эксплуатируемых во Франции машин для шероховатой обработки выпущено компанией Secmair. Она активно сотрудничает с Беларусью, странами Южной Америки, поставляет технику в Алжир и Марокко. Пять машин Chipsealer-26 работают в Таджикистане.
Специалисты Secmair все время подчеркивают, что устройство шероховатой обработки — работа недорогая, но требующая применения сложной технологии, а значит, необходимо уделять повышенное внимание используемым материалам и строго соблюдать технологический режим работ.
После того как были проведены переговоры на тему сборки машин для шероховатой обработки в России и приняты все необходимые решения, началось поэтапное освоение производства техники для шероховатой обработки в Саратове.
Были приобретены две машины — Chipsealer-40 и Chipsealer-19. Первая машина пришла в собранном виде, а вторая была собрана в Саратове на шасси МАЗ-5551. Заказал технику Саратовский комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог.
Весной 1998 г. во Франции на стажировке побывала группа специалистов центра "Росдортех". В ее составе были дорожник-технолог, специалист по механике, гидравлике, пневматике, а также специалист по электрике и электронике. Уже первый опыт применения машин Chipsealer показал, что эта техника имеет высокие эксплуатационные показатели. Тут же выявилось и другое: российские дорожники не все готовы эффективно использовать эту технику. Для обеспечения срока службы шероховатой обработки не менее 3-4 лет необходимо, чтобы битум был модифицирован. Щебень следует использовать высокопрочный, узких фракций, без лещадности и, конечно, обеспыленный.
Технология устройства шероховатой обработки с применением машин Chipsealer предполагает использование нечерненого щебня. Но содержание пылеватых частиц не должно превышать 1%. Чтобы обеспечить необходимое сцепление щебня и битума, необходимо обеспыливание, и в 1999 г. специалисты центра "Росдортех" сконструировали и изготовили установку для мойки щебня. На производственной площадке дорожного предприятия СГДП-1 были устроены бассейны для забора и отстоя воды, смонтирована установка для мойки щебня.
В мае 2000 г. в Саратове были собраны первые две машины Chipsealer-26. Все оборудование машины смонтировано на полуприцепе, а в качестве седельного тягача используется МАЗ-5551. Оборудование включает хранилище вяжущего (теплоизолированный бак объемом 6000 л), расположенное в передней части полуприцепа, систему его нагрева до температуры 160°С и поддержания этой температуры термомаслом в автоматическом режиме в гребенке (форсунках), битумных трубопроводах, насосе. В задней части полуприцепа в рабочей зоне расположена система распределения вяжущего, обеспечивающая ширину розлива до 3,10 м и состоящая из 20 плоских форсунок. Они вертикально и горизонтально перемещаются при настройке на рабочий режим розлива.
Система распределения вяжущего, осуществляемая насосом, управляется автоматически с помощью компьютера Placide с точностью дозировки в пределах +2% и изменяемой скоростью распределения. Кроме того, система дополнительно снабжена гибким шлангом длиной 5 м для ручного розлива. Это расширяет функциональные возможности машины и позволяет производить работы по заливке трещин и при ямочном ремонте покрытия дорог.
За баком для вяжущего установлена емкость каменного материала объемом 6 м3, снабженная системой распределения, состоящей из 10 заслонок и распределительного барабана с возможностью регулирования дозировок распределяемого материала с точностью +5%.
Машины Chipsealer-26 работают и на битумах, и на битумных эмульсиях. Управление рабочим процессом осуществляется либо в автоматическом режиме с программно-компьютерным обеспечением, либо в ручном режиме оператором.
Загрузка кузова Chipsealer-26, как правило, осуществляется фронтальным погрузчиком на базе или на промежуточном притрассовом складе щебня. При больших объемах работ по шероховатой обработке более эффективно использовать ленточный погрузчик, сконструированный в центре "Росдортех" на базе снегоочистителя. Погрузчик используется в сцепке с Chipsealer-26. На загрузку уходит около 5 минут. Вяжущее подвозится битумовозом и перекачивается. При этом обеспечивается непрерывный процесс устройства шероховатой обработки. После первого сезона работы Chipsealer-26 дорожники Свердловской области приобрели еще одну машину. Также вторую машину заказал “Татавтодор”, причем с дополнительным требованием установить перед приемным барабаном щебнераспределителя шнек. Татарские дорожники работают на черненом щебне, и дополнительный шнек необходим для его рыхления перед подачей в щебнераспределитель.
Параллельно специалисты центра "Росдортех" изучили опыт применения вспененного битума.
Сконструирована машина для устройства шероховатой обработки, работающая на вспененном битуме. Вспенивание позволяет увеличить поверхность сцепления битума и щебня, уменьшить расход вяжущего, увеличить срок службы слоя поверхностной обработки.
Богатый опыт поверхностной обработки накоплен в Краснодарском крае, Подмосковье, на отдельных федеральных дорогах. А вот ремонт слоя поверхностной обработки практически нигде не производится, хотя на отдельных участках даже при качественно выполненной работе по ее устройству появляются с течением времени "залысины".
Одним из достоинств машины Chipsealer-26 как раз и является возможность устранения дефектов на слое шероховатой обработки, то есть обеспечения работы по картам. Выполнять обработку можно в несколько слоев.
Тогда она будет не только выполнять функции защитного слоя, но и являться слоем несущим. Машины Chipsealer-26 используются также для устранения колейности, последовательно послойно заполняя материалом колею.
“Росдортех” не только собирает, но и изготавливает некоторые узлы: емкость для вяжущего, кузов для щебня, площадку оператора. Машины российско-французского производства прекрасно зарекомендовали себя в Саратовской, Свердловской, Астраханской, Пензенской областях, Республике Татарстан.

Подробности — в Secmair по адресу: Rue des Frere Lumiere 53230 Cosse le Vivien, France.
Тел.: 02 43 98 27 76.
Факс: 02 43 98 86 49.

Подготовил Федор СПИРИДОНОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2003 год в рубрике оборудование

©1995-2022 Строительство и недвижимость