К своему 300-летию Санкт-Петербург будет основательно реконструирован


В конце ХХ века состояние многих зданий исторического центра Петербурга, включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, уже внушало серьезные опасения не только специалистам, но и горожанам. Исправить ситуацию за счет собственного скудного бюджета город не мог. Все больше зданий плавно переходило в аварийное состояние, блеск и красота знаменитых фасадов закрывались лохмотьями обветшавшей штукатурки... В число страдальцев попадали и рядовые здания исторической застройки, и памятники архитектуры федерального значения.

И когда в преддверии юбилея городу были предоставлены серьезные средства на проведение реставрационных работ, важно было использовать их наиболее разумно, за что теперь отвечает Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации Санкт-Петербурга. Перед Комитетом были поставлены серьезные задачи по реконструированию города.
Предъюбилейному реставрационному буму предшествовал период, когда вся деятельность по сохранению и восстановлению исторического центра Петербурга была сведена к жесткому минимуму. И когда два года назад город получил на реставрацию значительные средства, следовало распределить их наилучшим, наиболее целесообразным для Петербурга образом.
Поэтому в первую очередь Комитетом была выработана стратегия, были сформированы приоритеты. Однако вопрос о том, что, собственно говоря, следует делать в первую очередь и в каком объеме, явился сложной задачей. Естественно, в преддверии юбилейных торжеств городу важно навести красоту, приобрести внешний лоск. И уже сейчас видно, как похорошели фасады, многим из них возвращен первоначальный облик.
Но в качестве главной стратегической установки был выбран принцип использования основных ресурсов не для поверхностных работ, а для лечения наиболее сложных, затяжных болячек.
Тех, что небольшими финансовыми вливаниями решить невозможно — например, снятие аварийности. И в первую очередь проводить те затратные материалоемкие работы, которые нельзя выполнить в рамках текущего ремонта: гидроизоляцию, теплоизоляцию, замену стропильной системы, кровельные работы, ремонт инженерных сетей и т.п.
Составив перечень объектов и определив виды работ, надо было также решить еще одну сложную задачу — организационную. Всех участников этого масштабного процесса необходимо было свести в единую систему.
Еще одним обширным направлением деятельности специалистов КГИОП стало методическое обеспечение. Кроме того, Комитет много помогал реставраторам и с проектной документацией. Масштабность работ и сжатость предъюбилейных сроков потребовали консолидации всей реставрационной индустрии города. КГИОП должен был также задействовать и организовать все возможные ресурсы, чтобы успеть максимально использовать благоприятную для города ситуацию. Кроме этого, каждый заказчик по объектам программы реставрации самостоятельно формирует тендерную комиссию.
На 2002 год из федерального бюджета на программу реставрации перечислено почти 500 млн рублей, из городского — свыше 100 млн. Часть объектов финансируется в т.ч. через министерства и ведомства, которым они принадлежат. Таковы, например, Петропавловская крепость, Военно-медицинская академия (ВМА), Военно-морской музей (здание Биржи), Адмиралтейство. Обычно работы по памятникам подобного уровня делятся на определенные этапы.
Реставрация ведется не один год, объем ее очень большой, поэтому требовать, чтобы объект был сдан, допустим, к 31 декабря, просто неправомерно согласно технологии производства работ. Соответственно, и сдача объектов осуществляется поэтапно.
Поскольку объекты являются федеральными памятниками, заказчиком на них является Госстрой России в лице Северо-Западной дирекции. Работы, финансируемые за счет городского бюджета, выполняют различные комитеты Администрации. Так, Музей истории города (Петропавловская крепость) является подведомственным Комитету по культуре, который и выполняет на этом объекте небольшую часть работ.
Но основная доля работ по Петропавловской крепости, а речь идет о 200 млн рублей, осуществляется за счет федерального бюджета. КГИОП также принимает участие в реставрационных работах по ряду объектов программы за счет средств от аренды памятников — в частности, работает на одном из корпусов ВМА, на Адмиралтействе, где восстанавливаются деревянные опоры в основании центральной башни, реставрирует также ограду Суворовского училища.
В настоящее время КГИОПом уже завершена реставрация скульптурной группы “Триумф Нептуна” на лицевом фасаде здания Биржи. Конечно, в реконструкции объектов исторического центра принимают участие не только эти комитеты. Так, например, Александровский парк на Кронверкском проспекте благоустраивается в значительной степени за счет городского бюджета. Там работает Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству — обустраивается пешеходная зона.
Наряду с этими объектами в план работ включены еще 59 объектов федеральных министерств и ведомств. Это здания Министерства культуры, Министерства образования, Росархива, Минздрава (Эрмитаж, Русский музей, здания Сената и Синода, Санкт-Петербургского университета и др.), Министерства обороны (Главный штаб, Артиллерийский музей), Минюста, МВД и других ведомств. В этот список входят и объекты, закрепленные за Госстроем России: среди них и КЗС, и восстановление Кировско-Выборгской линии метро, и Мариинский театр. Минтранс России осуществляет строительство КАД вокруг Санкт-Петербурга.
Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству выполняет устройство автотранспортных подходов к КАД, транспортной развязки в районе станции Автово, реконструкцию Троицкого моста, финансирование которых осуществляется как за счет средств федерального бюджета, поступающих в виде субсидий в бюджет города, так и из городского бюджета. Значение этих объектов для исторического центра города очень велико: это и вывод транспорта из черты исторического центра, и улучшение экологического состояния, и предотвращение подтоплений объектов центра города при наводнениях.
Одним из значимых объектов является Мариинский театр, на здании которого к юбилею реставрируются лицевые фасады и кровля. Готовится международный конкурс на создание второй сцены театра. Проведение конкурса и предстоящие работы финансирует федеральный бюджет. Но это только первая составляющая реконструкции Мариинки. Вторая включает в себя внутренние реставрационные работы. В ходе этих работ предполагается в т.ч. вернуть на историческое место оркестровую яму, расширить засценическое пространство. Эти работы планируется выполнить за счет второй части кредита МБРР на реконструкцию исторического центра (за счет первой были отреставрированы дворы Капеллы, 130 квартал, Невский проспект). Третья составляющая большой реконструкции — это инвестиционный проект переустройства острова Новая Голландия, где планируется создание Российского центра культуры и искусств. То есть речь идет о комплексном развитии целого квартала.
Следует отметить, что масштабная работа выявила наиболее слабое звено отрасли: это — реставрационное проектирование. И если отрасль в целом с предъюбилейными объемами справилась, то проектировщики — нет. Это произошло главным образом потому, что “Ленпроектреставрация” сейчас находится в глубоком кризисе, а “Спецпроектреставрация” не могла справиться с большим объемом работ. Получилось так, что проектировщики-реставраторы — в отличие от своих коллег — оказались менее “зубастыми”, сложнее перестраивались. И такая распространенная беда, как отсутствие воспроизводства кадров, уже сегодня наиболее ощутима именно в реставрационном проектировании. В период перехода к рыночным отношениям в реставрации именно проектная система была разрушена сильнее всего. Она не возобновилась сама, и теперь ее надо создавать заново. Очевидно, город должен взять эту инициативу на себя.
К сожалению, выполнение всех работ на перечисленных объектах исторического центра города невозможно завершить к юбилейной дате — 27 мая 2003 г. Если взять программу “Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга”, то в качестве сроков ее реализации называются 2002-2010 гг. К юбилею города определены объекты, по которым определен перечень первоочередных работ и объемы финансирования. К тому же, есть ряд памятников, на которых нужно сделать столько, что о сроках исполнения говорить просто бесполезно.
Например, Смольный собор: чтобы выполнить его реставрацию, требуется не один год и огромный объем затрат. Конечно, средства, предусмотренные на 2001-2003 годы, очень значительны по сравнению с таковыми в предыдущие годы. Но если сравнить с потребностью, то, безусловно, станет понятно, что даже этих денег все равно недостаточно.
Так, например, если на Петропавловку выделяется около 200 млн рублей, то на Смольный — порядка 20-25 млн. А здание собора, не говоря уже о сложности самих реставрационных работ, требует установки специальных коренных лесов. Установка таких лесов заняла несколько месяцев, и только на это ушло 9 млн рублей из выделенных средств.
Масштабная предъюбилейная работа подтвердила, что есть некие разделы, контроль над которыми государство упускать не должно. И реставрация — именно та область, где оно должно определять политику. Об этом говорит и опыт европейских стран, где все, что касается охраны и восстановления памятников истории и культуры, относится теперь к области жесткого государственного регулирования. И у нас есть возможность учиться на чужих ошибках.
Архитектурно-историческое наследие является главной ценностью Петербурга и во многом определяет его инвестиционную привлекательность. Важно, чтобы основополагающие аспекты регулирования строительной деятельности в зоне исторической застройки были компетентно отражены в основном градостроительном документе — Генеральном плане развития Санкт-Петербурга.

Цифры и факты юбилейной программы
Подтвержденный лимит финансирования на 2002 г. составляет 496,9 млн руб. Итак, ведется реконструкция и реставрация 19 объектов: Петропавловской крепости, Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина, Театра музыкальной комедии (2-я очередь), Академии художеств, Учебного театра На Моховой (2-я очередь), Шереметьевского дворца, Особняка Шувалова, Смольного собора, Российской национальной библиотеки, Летнего сада, ГМЗ Петергоф, Ботанического института, Александровского лицея, Военно-медицинской академии, Центрального военно-морского музея, Главного Адмиралтейства, Воронцовского дворца, Александровского парка и ГМЗ Ораниенбаум.
Кроме того, за счет средств министерств и ведомств РФ должно быть освоено 62,9 млн руб., за счет бюджета Санкт-Петербурга — 111,1 млн руб. За счет всех источников финансирования по 19 объектам за 2002 год освоено 693,9 млн руб.
В целом по программе “Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга” за 2002 год затраты на реконструкцию, реставрацию и строительство объектов — памятников истории и культуры, жилищно-гражданского назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры должны составить 5,9 млрд руб. Из них на долю федерального бюджета приходится 496,9 млн руб., бюджет Санкт-Петербурга выделил 2,7 млрд руб., внебюджетные источники — 2,7 млрд руб.
Определен перечень 59 федеральных объектов министерств и ведомств РФ, требующих реконструкции, реставрации и достройки к юбилею города. Кроме объектов — памятников истории и культуры федерального значения, перечень включает комплекс сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений, восстановление Кировско-Выборгской линии метрополитена, строительство кольцевой автомобильной дороги, устройство автотранспортных подходов к КАД, строительство транспортных развязок и реконструкцию мостов.
Общий объем затрат, направленных на эти цели в 2002 г., должен составить 12,7 млрд руб. Из них по Федеральной адресной программе за счет средств федерального бюджета выделено 1,76 млрд руб., средств министерств и ведомств РФ — 7,84 млрд руб., бюджета Санкт-Петербурга — 2,93 млрд руб., внебюджетных средств — 0,2 млрд руб.

Подготовил Дмитрий БУРБУТЬ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2003 год в рубрике реконструкция

©1995-2022 Строительство и недвижимость