Сделать карьеру... почему бы не сейчас?


Лично я уважаю людей амбициозных: они целеустремленны, активны, уверены в себе. Они управляют своей профессиональной судьбой и тем самым оказывают неоценимую услугу организации, где работают. Слово “карьерист” было ругательным в советское время с его единообразием и уравниловкой. Этика бизнес-школ окружает карьериста ореолом непреклонного менеджера, нацеленного на личностный рост. И это справедливо: ему слишком дорого обходится образование, ему слишком дорого обходится время, которое он не собирается терять, годами засиживаясь в одном и том же кресле. Но как молодому специалисту осуществить самореализацию в качестве менеджера, ведь об этом не пишут в учебниках по экономике и управлению?

Ответ очень простой, проверенный рецепт теряется у истоков цивилизации. Нужно начинать с себя. Все что Вы читали, изучали о планировании, контроле, мотивации и т.д., нужно опробовать на самом себе, чтобы знать, как все это работает на практике и помогает ли в управлении. И начинать нужно сразу, с первых дней работы в новом коллективе.
Все без исключения, попадая на новое место работы, сталкиваются с феноменом пристального внимания к новой персоне у коллег и в особенности у начальства. Поэтому любая, пусть даже незначительная ошибка будет замечена и принята к сведению.
Возникает резонный вопрос, что же необходимо предпринять, чтобы избежать этих маленьких ошибок? Как это ни скучно звучит, начинать нужно с планирования своего собственного рабочего дня, учитывая, разумеется, пожелания начальства. Но планировать придется самому, и время на выполнение работы определять самому.
А чтобы иметь некоторое свободное поле для исправления ошибок, в первые дни работы всегда прибавляйте лишних 25 процентов от времени, которое, как Вам кажется, потребуется для выполнения порученного дела. Это связано с тем, что на новом месте работы Вы почти наверняка столкнетесь с особенностями и препятствиями, которые не могли учесть заранее.
Если Вы действительно хотите чему-либо научиться, знайте, что иного пути, как пути собственного опыта, Вам не дано. Дерзайте проявлять инициативу и брать на себя ответственность, ведь Вас как раз и наняли с целью разгрузить вышестоящего начальника. Поэтому старайтесь как можно меньше обращаться за помощью к своему начальству в вопросах, существующих в рамках Ваших должностных обязанностей, т.е. там, где Вы можете и должны принимать решения самостоятельно.

А вот с коллегами по работе, в отличие от начальства, лучше установить такие отношения, когда они имеют возможность помочь Вам. А еще лучше, если Вы найдете среди них неформального наставника и будете решать возникшие проблемы с его помощью. Во-первых, Вы исключите возможную конфронтацию, а во-вторых, он действительно сможет посвятить Вас в тонкости бизнеса.
Постарайтесь с первых дней уловить корпоративный стиль и стремитесь ему соответствовать.
Корпоративный стиль проявляет себя в манере вести переговоры, пользовании телефоном и документацией, способах и времени использования пауз для отдыха, своеобразном сленге. Имитировать то, что Вам чуждо, не стоит, как не стоит противопоставлять себя и свои манеры. Чтобы избежать первоначальных проколов в общении с коллегами, постарайтесь больше слушать и меньше говорить не по существу. Внимательно приглядитесь к форме одежды именно в вашем отделе. Согласитесь, если окружающие одеты в рабочие комбинезоны, а Вы с упорством, достойным лучшего применения, продолжаете приходить в тройке и галстуке, это может вызвать у Ваших коллег не самые добрые чувства.
Планирование позволит избежать Вам распространенной ошибки молодых менеджеров, уверенных, что задерживаться после работы означает усердно относиться к делу. На самом деле это говорит о том, что Вы просто не справляетесь со своими служебными обязанностями. Поэтому появляется риск остаться в роли “мальчика на побегушках”, который от всех получает указания и со всех ног бросается их выполнять, постоянной занятостью прикрывая профессиональную некомпетентность. В фильме "По семейным обстоятельствам" Галина Польских устами своей героини сказала: "Рабочее время для того и дано, чтобы работать. Оно так и называется — “рабочее время”. А если мы не успеваем что-то сделать, значит, мы плохо работали в это самое рабочее время".
Конечно, бывают обстоятельства, когда необходимо задержаться вечером или выйти на работу в выходные. Но главное, как утверждают социальные психологи, это не должно стать Вашим правилом. Правда, это Вас не касается, если Вы — хозяин собственной фирмы, тут социальные психологи глубокомысленно умолкают.

Не впадайте и в другое заблуждение: если я работаю на фирму, значит, могу пользоваться всеми ее благами. Не стоит тащить своим деткам маркеры, карандаши и блокноты с логотипом фирмы. Не нужно также за счет фирмы звонить своим родственникам в другом городе или пользоваться Интернетом.
Более того, не злоупотребляйте личными разговорами даже по обычному телефону. Это не вредит фирме, но почему-то ужасно раздражает начальство. Кстати: ксерокс и лазерный принтер предназначены не для тиражирования ваших институтских конспектов или объявлений о продаже пылесоса. Вот так-то...
Не думайте, что отсутствие критических замечаний со стороны начальства означает, что Вашей работой довольны. Вряд ли Вы сможете успешно работать, если точно не знаете, чего от Вас ждут.
На самом деле критика лучше, чем молчание. Лишь учитывая критические замечания можно совершенствовать свою практику. Иначе Вы работаете "вслепую", и Вас может застать врасплох вызов "на ковер", разнос за неэффективные методы работы или, не дай Бог, увольнение "в связи с несоответствием занимаемой должности". Так что лучше самому поинтересоваться у непосредственного начальника, каково его мнение о Вашей работе.
Для молодого карьериста очень важна регулярная обратная связь с работодателем. Каждая минута встречи с ним должна быть использована для того, чтобы быть услышанным и понятым.
Во-первых, весьма разумно оформлять итоги своей работы и предложения письменно (даже если запись будет сделана виртуально, в компьютерный файл). Нелишне проставить дату на этом документе и оставить у себя копию. Умение писать пригодиться Вам и тогда, когда беседуя с руководителем, Вы будете записывать наиболее важные моменты разговора, пожелания либо афористичные высказывания шефа. В его глазах Вы, несомненно, приобретете имидж человека серьезного и внимательного.
Захватив документы, окажитесь перед дверью офиса не позже, чем за пять минут до оговоренного времени. Теперь Вам предстоит постучаться и войти в кабинет. Однако и тут существует своя премудрость. Пытаясь войти в кабинет, не стоит сперва просовывать в дверной проем голову и начинать разговор в такой нелепой мизансцене. Поверьте, что ничего наглого не будет в том, если, дождавшись разрешения войти, Вы действительно войдете и закроете за собой дверь, а уж потом перейдете к сути дела.

Как это не кажется банальным, но основной нашей целью на первых порах является необходимость произвести хорошее впечатление. Дело в том, что если Вы окажетесь специалистом не совсем того профиля, который нужен фирме, то выяснится это лишь при прохождении испытательного срока. Но если Вы вынудите вашего нанимателя в течение получаса беседовать с неуверенным в себе, излишне суетливым или напротив, развязным собеседником, или что еще хуже — с висящей в дверях головой, реакция на Вашу кандидатуру будет скорее всего отрицательная.
В начале общения все-таки важно не содержание самого разговора, а та форма, в которой этот разговор ведется. Вот, скажем, Вам предлагают сесть. Если место посадки Вам предоставили выбрать самостоятельно, то наиболее удачным с Вашей стороны решением будет сесть не напротив работодателя, а с правой или с левой от него стороны, так как лобовая мизансцена непроизвольно введет в Ваш разговор элемент конфронтации. Однако и это еще не все. Весьма важно, какую позу Вы займете, когда опуститесь на стул. Не следует демонстрировать собеседнику чрезмерную раскрепощенность, откидываться на спинку стула, скрещивать руки (в особенности за головой) или говорить чрезмерно громким голосом.
Все это на невербальном уровне будет характеризовать Вас как закрытого и не во всем откровенного человека. В то время как основной Вашей целью будет как раз обратное, то есть впечатление открытого и увлеченного своим делом профессионала и, что немаловажно, "хорошего парня". В связи с этим нужно избегать таких словечек как "может быть", "наверное", "мне кажется" и тому подобных оборотов.
Однако Ваша уверенность и компетентность должны тоже иметь разумные пределы. Демонстрация чрезмерной компетентности вызывает раздражение: нельзя быть профессионалом во всем. Покажите, что есть вопросы, которые вызывают у Вас небольшое затруднение, но Вы, конечно же, справитесь с ними в будущем.
Обычно новых сотрудников предприятие набирает в пору своего кризиса. Но оказывается, для некоторых людей, ориентированных на карьеру, кризисные моменты в компании могут быть интересны и даже полезны.
Дело в том, что именно в этих точках перелома в деятельности компании такие люди могут заявить свои возможности и показать свою продуктивность.

Поэтому для тех, кто ориентирован на профессиональную карьеру, то есть на карьеру в области организации, а не просто на повышение доходов, кризисы представляют достаточно благодатную почву. “Кризис” и “шанс” для этой категории людей — понятия синонимичные. Поэтому ничего не боимся, а пробуем применить все лучшее в нас, исходя из обстановки, когда у других опускаются руки от страха перед неизвестностью.
Теоретики карьеры различают вертикальную и центростремительную карьеры. Вертикальная — это обычный путь вверх по служебной лестнице, когда на каждой ступеньке этой лестницы необходимо обжиться, набраться сил, да просто отсидеться.
Но есть люди, ориентированные на стремительную карьеру, именно им и открывает
пространство для деятельности нагрянувший кризис.
Во-первых, они стремятся быть причастными к принятию решений, потому что именно в ситуации кризиса необходимость принятия решений обостряется. И во-вторых, и это чуть ли не важнее, они должны фиксировать свою причастность к этим решениям. Только не нужно впадать в крайности.
Например, не имеет смысла часто спорить с начальником. Но если он откровенно заблуждается, иногда стоит с ним согласиться, но... сделать по-своему. Победителей не судят. Но только победителей...
Так что делайте выводы. Риск и инициатива на поверку оказываются штукой опасной, однако именно они являются залогом карьерного роста.

Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 49 за 2002 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость