Системы безопасности объектов — неотъемлемая часть их инженерной инфраструктуры
Окончание. Начало в СиН №№45 и 46
Интеллектуальные системы управления зданием
Ведущие европейские производители электротехнической продукции “Merten” и “Gira” (Германия) представляют оборудование для систем “интеллектуальный дом” Instabus EIB, сенсорные выключатели, программируемые таймеры, выключатели с дистанционным управлением, датчики движения, освещенности, силы ветра, температуры, оконной сигнализации, протечки, дымовые, а также специальные изделия с защитой от влаги и агрессивных сред.
Интеллектуальные системы управления зданием, реализуемые на базе европейской информационной шины EIB (European Installation Bus) представляют собой новый продукт передовых технологий.
Система Instabus EIB одинаково эффективна для объектов различного назначения — банков, офисов, госитиниц, спортсооружений, медучреждений, промпредприятий, школ, частных домов и квартир. В каждом случае система позволяет найти оптимальное решение задачи энергоснабжения объекта.
EIB — распределенная система управления. Обмен командами между устройствами идет по витой паре. Каждое локальное устройство (датчик, управляющее или исполняющее устройство) выполняет свои функции, и выход из строя любого из них не влияет на работу системы в целом. Система EIB может состоять из 46080 элементов. Широкий спектр возможностей системы позволяет автоматизировать процессы жизнедеятельности в здании, обеспечить высокий уровень комфорта, безопасность и значительную экономию энергоресурсов.
Наиболее рациональным подходом представляется монтаж такой системы на этапе строительства объекта.
Для монтажа системы Instabus в зданиях с законченной отделкой можно воспользоваться оборудованием Radio Bus System (радиошина) Gira, которое является радиоуправляемым сегментом Instabus. Радиошина позволяет управлять нагрузками, освещением, световыми сценами и жалюзи, а также осуществлять централизованное включение и выключение всего электроосвещения в здании.
Все управление осуществляется с пульта дистанционного управления. Обмен командами между устройствами идет по радиоканалу на частоте 433,42 MHz, благодаря чему действие не ограничивается стенами помещения, не нарушается работа мобильных телефонов, радио- и телеприемников. Установка системы “радиошина” не требует замены электропроводки, большинство изделий монтируется в стандартные монтажные коробки. С помощью этой системы можно управлять вновь устанавливаемым оборудованием или модернизировать уже работающее, не нарушая сложившегося интерьера.
Системы автоматизации автомобильной парковки
Системы автоматизации автопарковки предназначены для управления потоками автотранспорта при въезде на парковочные площадки и выезде с них (то же касается территорий любых объектов — фирм, банков, автопредприятий). Данные системы могут использоваться на парковках с различной степенью автоматизации, вместимости и интенсивности движения, расположенных на открытых площадках, в подземных и крытых наземных помещениях, имеющих один или несколько въездов и выездов. Автоматизация парковки позволяет обеспечивать четкость функционирования, высокий уровень сервиса, защищенность от злоупотреблений со стороны персонала и мошенничества со стороны клиентов.
В качестве дистрибьютора фирмы “Эликс” (Россия) “БелСофт” предлагает систему автопарковки Vector AP.
Отличаясь большой гибкостью, высоким качеством и надежностью, система Vector AP успешно решает широкий спектр задач автоматизаци парковок. Модульность оборудования и программных средств позволяет построить оптимальную по соотношению капитальных и эксплуатационных затрат систему для каждого конкретного случая. Минимальная конфигурация автоматизированной парковки включает компьютер, принтер билетов, считыватель штрих-кода и два шлагбаума. Однако на базе системы Vector AP может быть создана расширенная конфигурация, в состав которой входили бы несколько десятков полностью автоматизированных пунктов въезда и выезда, несколько пунктов оплаты, несколько пунктов предоставления скидок. При этом система может поддерживаться несколькими десятками компьютеров, объединенных локальной сетью.
Полная совместимость аппаратных и программных средств позволяет наращивать их в процессе эксплуатации парковки.
При разработке концепции системы Vector AP были изучены принципы построения аналогичных систем ведущими европейскими производителями. Была максимально учтена специфика эксплуатации системы на постсоветской территории. Речь идет прежде всего о климатической стойкости, вандалозащищенности, простоте восприятия пользователем. Предельное внимание было уделено надежности системы, в которой используются высококачественные компоненты производства ведущих фирм Запада.
Сервисные функции системы позволяют существенно упростить пользование парковкой и ее эксплуатацию. Система анализирует ситуацию на парковке, учитывает количество автомобилей, управляет табло “Свободно/Мест нет”, светофорами, обеспечивает безопасность работы шлагбаума, выявляет нештатные ситуации и информирует о них оператора. Для повышения оперативности автоматизированные въезды и выезды могут быть оборудованы системой видеонаблюдения и речевой связью с оператором.
Могут быть выделены три типовые конфигурации системы, отличающиеся друг от друга аппаратной и программной реализацией въездов и выездов — Maxi, Midi и Mini.
Конфигурация Maxi может применяться для создания парковок с максимальной степенью автоматизации. Въезды и выезды полностью автоматизированы применением въездных и выездных стоек. Один или несколько расчетных терминалов (пунктов оплаты) могут размещаться в удобном для этого месте. Присутствие персонала требуется только на расчетном терминале и терминале скидок.
В конфигурации Midi въезды полностью автоматизированы применением въездных стоек AP EN. Пункты оплаты совмещены с выездами и реализованы на базе стандартных компьютеров. Оборудование пункта оплаты и выезда (кроме шлагбаума и считывателя многоразовых карт) располагается внутри павильона оператора. Считыватель карт на выезде располагается на стене павильона так, чтобы быть доступным водителю.
Конфигурация Mini может применяться в случаях относительно невысокой интенсивности движения, когда въезд и выезд автомобилей выполняется с участием оператора. Каждый проезд (въезд и выезд) реализован на базе компьютера. На одном PC может быть построен либо один въезд, либо один выезд, либо въезд, совмещенный с выездом. В этом случае въезд и выезд должны находиться в непосредственной близости и располагаться по разные стороны павильона оператора. Пункты оплаты реализуются на тех же компьютерах, что и выезды. Все остальное аналогично конфигурации Midi.
Основными элементами системы являются въездные и выездные стойки. Они обеспечивают полную автоматизацию процедуры въезда и выезда. Стойки связаны с компьютером системы линией связи.
Корпусы стоек выполняются из стали с надежным всеклиматическим покрытием (порошковая эмаль). Передние панели стоек изготавливаются из нержавеющей стали. Конструкция стоек позволяет клиенту произвести все операции, не выходя из автомобиля.
Въездная стойка AP EN обеспечивает выдачу клиенту разового билета со штрих-кодом или чтение его многоразовой карты, управление въездным шлагбаумом, светофором, световым табло “Свободно/Мест нет”. Текстовое табло стойки подсказывает клиенту необходимые действия и сообщает ему требуемую информацию.
Выездная стойка AP EX считывает билеты и карты, управляет выездным шлагбаумом и светофором. Текстовое табло работает аналогично таковому AP EN.
Система климат-контроля поддерживает внутри стоек заданную температуру и влажность. Установленные в стойке нагреватель и вентилятор обеспечивают подогрев воздуха внутри стойки, забор наружного воздуха и его осушение, охлаждение в жаркое время года. Поступающий извне воздух проходит через фильтр тонкой очистки. Корпус стойки защищен от проникновения влаги и пыли. Внутри стойки поддерживается избыточное давление. Все это обеспечивает высокую надежность работы электронных систем в самых неблагоприятных климатических условиях.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 2002 год в рубрике инженерное оборудование