«Об итогах работы за 9 месяцев 2002 года и состоянии бюджетного финансирования организаций отрасли»
По материалам заседания коллегии Минжилкомхоза Республики Беларусь.
Предприятиями и организациями отрасли за 9 месяцев текущего года не допущено снижение объемов жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению и народному хозяйству. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года площадь обслуживаемого жилищного фонда возросла на 2,2 процента, в основном за счет Минской области — 3,3 процента прироста.
Рост объемов отпуска тепловой энергии собственной выработки имел место только в Гомельской области — 101,0 процента за счет приемки на баланс ведомственных теплоисточников. В целом по системе Минжилкомхоза произошло снижение данного показателя на 5,2 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Объемы отпуска воды по сравнению с прошлым годом увеличились на 1,7 процента, что вызвано ростом объемов услуг водоснабжения во всех областях республики, кроме Могилевской. Основной причиной роста объемов является приемка объектов водоснабжения в сельской местности.
Объемы пропуска стоков в целом по системе Минжилкомхоза стабилизировались на уровне соответствующего периода прошлого года.
Снижение объемов перевозок пассажиров городским пассажирским электротранспортом на 5,3 процента произошло за счет Минска — на 8,5%, Витебска — на 8,2%, Бреста — на 5,6%, Гомеля — на 5,1%, Гродно — на 1,1%. Этот факт свидетельствует о необходимости усиления контроля и сокращения числа неоплаченных пассажирами поездок. При подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к предстоящему отопительному периоду выполнены работы по замене 283,2 км тепловых сетей. Организациями жилищно-коммунального хозяйства республики заготовлено 99,4 тыс. тонн мазута, что позволит коммунальным котельным работать более двух месяцев. Кроме того, организациями коммунального хозяйства заготовлено 23,3 тыс. тонн каменного угля и 133 тыс. куб. метров дров.
Выполнен ремонт 1068 тыс. м2 кровель жилых домов, отремонтировано 392,5 тыс. п.м. стыков стеновых панелей, произведен профилактический ремонт оборудования теплопунктов, бойлеров, инженерного оборудования жилых домов.
Темп роста объемов платных услуг, оказанных населению организациями жилищно-коммунального хозяйства за 9 месяцев 2002 г., составил 232,2 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В условиях незначительного роста натуральных объемов услуг отрасли, рост данного показателя определяется, в основном, повышением тарифов для населения на основные виды жилищно-коммунальных услуг.
В отчетном периоде объединениями и предприятиями отрасли продолжалась работа по экономии затрат и снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг.
Выполнение норматива затрат на эксплуатацию жилищного фонда в целом по республике составило 96,3 процента. Превышение этого показателя произошло в организациях Гомельской и Могилевской областей, где фактические затраты сложились выше установленных нормативов соответственно на 21,1 и 2,7 процентов. Этот факт можно рассматривать как привлечение дополнительных источников финансирования по возмещению затрат на эксплуатацию жилья, в первую очередь для увеличения объемов его текущего ремонта и предзимней подготовки.
В целом по республике на 8,9% превышен установленный стоимостный норматив себестоимости производства тепловой энергии. Это является следствием небольших объемов отпуска тепла потребителям во 2 и 3 кварталах т.г. и значительных дополнительных расходов по подготовке к наступившему отопительному периоду.
Стоимостные нормативы себестоимости услуг водоснабжения, водоотведения, перевозки пассажиров городским электротранспортом за
9 месяцев 2002 г. практически соблюдены всеми региональными организациями жилищно-коммунального хозяйства. Промышленными предприятиями отрасли за 9 месяцев 2002 г. снижен рост объемов производства продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах до 94,5%. Объем товарной продукции составил 11,8 млрд. руб. Остатки готовой продукции на складах на 1.10.20012 г. составляют 3,1 млрд. руб., или 240% от среднемесячного объема производства.
Объем экспортных поставок промышленной продукции за январь-сентябрь составил $684,9 тыс., или 20,3% от объема экспорта за соответствующий период прошлого года. Объем закупок по импорту составил $375 тыс., или 17,0% к уровню 9 месяцев 2001 года. Невыполнение объемных показателей сопровождалось ухудшением финансового состояния всех без исключения промышленных предприятий отрасли, поскольку производство не было загружено на полную мощность, несмотря на проводимую работу по формированию объема заказов.
В целом работа маркетинговых служб на промышленных предприятиях недостаточно эффективна. Недостаточно активно ведется работа по участию в проводимых тендерных торгах на поставку продукции, выполнение работ и услуг.
За 9 месяцев 2002 г. в коммунальную собственность принято 880,1 тыс. м2 общей площади ведомственного жилищного фонда по графикам, согласованным и утвержденным облисполкомами и Минским горисполкомом, в том числе от Минсельхозпрода — 415,4 тыс. м2. На капитальный ремонт жилищного фонда в 2002 г. предусмотрено выделение 73,7 млрд. руб. За 9 месяцев 2002 г. из данной суммы было выделено за счет всех источников финансирования 47,9 млрд. руб., или 65,0% от годовых назначений.
Несвоевременное и неравномерное финансирование капитального ремонта на протяжении года отрицательно сказывается на объемах и качестве ремонтных работ. За 9 месяцев 2002 г. после капитального ремонта введено 227,6 тыс. м2 общей площади жилья, или 66,4% от годового объема. Наибольший уровень выполнения годовых заданий имеет место в Брестской области — 101,8%, а наименьший — в Гомельской области — 35,2%.
Ремонтно-строительные организации системы министерства за 9 месяцев т.п. выполнили работы в объеме 35,3 млрд. руб., что по отношению к соответствующему периоду прошлого года составило 105,2% в ценах 1991 г. Рост объемов строительно-монтажных работ в сопоставимых ценах 1991 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достигнут в КУП “Брестгорремстройтрест” — 100,7%, КРСУП “Гомельремстрой” — 100,5%, УГП “Трест Гродногорстрой” — 109,0%, МАРСП “Минскремстрой” — 103,2%. Вместе с тем, Гомельское ОПРСО, АП “Универсалремстрой”, ГКУП “Могилевремстройтрест”, ОКУПП “Могилевоблпроектремстрой”, КУ ОРСП “Брестоблремстрой”, ГКУРСП “Витебскгорремстрой”, УП “Витебскоблремстрой” допустили снижение объемов строительно-монтажных работ в сопоставимых ценах по сравнению с базовым периодом.
В отчетном периоде произошло дальнейшее сокращение численности работников большинства ремонтно-строительных организаций отрасли до 92 процентов от уровня прошлого года.
Задолженность организаций жилищно-коммунального хозяйства за потребленные энергоресурсы увеличилась с начала года со 147,5 млрд. руб. до 183,2 млрд. руб., или в 1,2 раза, в том числе за газ с 53,1 млрд. руб. до 61,4 млрд. руб. Оплата текущего потребления газа за 9 месяцев 2002 года составила 88,4%, оплата текущего потребления электроэнергии и теплоэнергии — 89,6%.
Одной из причин роста задолженности является несвоевременное погашение дебиторской задолженности за оказанные коммунальные услуги, размер которой увеличился с начала года с 174,7 млрд. руб. до 212,5 млрд. руб., или в 1,2 раза, в том числе задолженность бюджетных организаций с 78,8 млрд. руб. до 85,3 млрд. руб., или в 1,1 раза. Наибольшую задолженность за коммунальные услуги имеют потребители Гомельской области — 40,0 млрд. руб., или 19% от общей задолженности по отрасли, Минской области — 36,8 млрд. руб., или 17%, Гродненской области — 32,4 млрд. руб., или 15,0%. Ухудшилась работа с населением по взысканию платы за техническое обслуживание жилья и коммунальные услуги. Просроченная задолженность граждан за январь — сентябрь 2002 г. увеличилась с 3,0 до 6,5 млрд. руб. и составляет 27,7% к общей начисленной сумме платежей за сентябрь. Наибольшую просроченную задолженность имеет МОУП “Управление жилищно-коммунального хозяйства” — 39,7%, УЖКХ Витебского облисполкома — 35%, а наименьшую — УЖКХ Гомельского облисполкома — 17,1%.
За январь — сентябрь т.г. гражданам республики начислено безналичных жилищных субсидий на сумму 346,3 млн. руб., что в 3,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В отчетном периоде количество субсидируемых семей увеличилось на 162,0% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Средняя сумма субсидии, начисленной одной семье, увеличилась в 2,3 раза и составила 9,0 тыс. рублей.
Среднемесячная заработная плата работников организаций жилищно-коммунального хозяйства за 9 месяцев 2002 года составила 193,9 тыс. руб., или 98,0% от ожидаемой средней заработной платы рабочих и служащих республики за этот период. Рост средней заработной платы работников отрасли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 172,3%, что на 6% выше, чем в среднем по республике. Наибольший рост заработной платы имел место в организациях МОУП “Управление жилищно-коммунального хозяйства” Минского облисполкома и БОУП “Управление жилищно-коммунального хозяйства” Брестского облисполкома, соответственно, 179,3 и 173,3%. Анализ выполнения п. 8 Программы конкретных мер по реализации Комплексного плана мероприятий по выполнению протокола заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2002 г. “О конкретных мерах по выполнению поручений Президента Республики Беларусь, данных при отчета Правительства Республики Беларусь 29.04.2002 г. по итогам работы за 1 квартал” показал, что организациями жилищно-коммунального хозяйства за 3 квартал 2002 г. достигнута экономия в сумме 29,2 млрд. руб., что составляет 12,3% от плановых затрат. В общей сумме экономии на коммунальное хозяйство приходится 66,8%, на жилищное — 28,5%, на горэлектротранспорт — 3,3%. Снижение объемов затрат обеспечено за счет осуществления мероприятий по сокращению издержек производства, внедрению высокопроизводительного оборудования, энергосберегающих технологий, выполнения работ собственными силами, оптимизации численности работающих.
Наиболее высоких результатов по выполнению задания по снижению затрат в 3 квартале т.г. добились организации жилищно-коммунального хозяйства УЖКХ Витебского облисполкома — 14,4% и ПУЖКХ Гродненского облисполкома —14,5%.
Приказом по министерству от 28 декабря 2001 года №181 предприятиям республиканской формы собственности доведены государственные задания по сдаче лома (отходов) черных и цветных металлов. За 9 месяцев т.г. не обеспечили выполнение доведенного задания: УП “Белводоканалпроект”, УП “Коммунальник”, РНПУП “Энергия”, РУП “Гомельский завод “Коммунальник”, УП “Белводоканал”, УП “Белинкоммаш”, УП “Белкоммунпроект”, РУП “Осиповичский завод “Коммаш”.
С учетом вносимой корректировки указанное задание в целом по году должно быть выполнено в обязательном порядке. В этой связи руководителям предприятий, допустившим отставание по сдаче лома черных и цветных металлов за 9 месяцев т.г., необходимо принять исчерпывающие меры по выполнению годового задания. Фактически сложившееся исполнение бюджета за 9 месяцев 2002 г. по организациям жилищно-коммунального хозяйства Минжилкомхоза в части выделения средств на покрытие убытков в целом по отрасли составляет 69,8%. Наибольшее поступление средств из бюджета на покрытие убытков имеют предприятия г. Минска — 75%, Гомельской области — 72,2%, Минской области — 71,5%, Витебской области — 71,4% и Гродненской области — 70,7%, а наименьшее — организации Могилевской и Брестской областей — 61,7 и 62,7%. На 69,7% выполнен бюджет по финансированию городского электротранспорта, на 58,3% — по капитальному ремонту жилищного фонда и на 77,3% — по благоустройству городов и других населенных пунктов.
Несмотря на выполнение в целом планов бюджетного финансирования организаций отрасли, фактические объемы жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, превышают объемы, предусмотренные планами бюджетных назначений. В результате сумма непокрытых убытков в целом по отрасли по состоянию на 1.10.2002 г. составила 121,6 млрд. руб. и не предполагается к возмещению за счет средств бюджета в текущем году.
Аналогичная ситуация складывается с проектом бюджета на 2003 год. Согласно расчетам областных и Минских городских отраслевых организаций жилищно-коммунального хозяйства, объем затрат на производство продукции работ и услуг для населения в 2003 г. должен составить 1590,3 млрд. руб., сумма субсидий из местных бюджетов на возмещение убытков организаций жилищно-коммунального хозяйства, связанных с оказанием услуг населению по фиксированным тарифам, должна равняться 258,5 млрд. руб., сумма средств целевого сбора, направляемого на эти же цели — 277,3 млрд. руб. Министерством финансов принята сумма в размере 1020,9 млрд. руб., что на 569,4 млрд. руб. меньше заявленной суммы. Это не позволяет обеспечить финансированием не только прогнозируемый объем текущих затрат, но и необходимые работы в объеме 104,8 млрд. руб. по приведению в надлежащее техническое состояние объектов жилищного фонда и коммунального назначения в сельской местности, принятых на баланс, и обслуживание жилищно-коммунальными организациями местных Советов.
Не удовлетворена заявка Минжилкомхоза по финансированию капитального ремонта жилищного фонда в объеме 160,0 млрд. руб., вместо которых Министерством финансов предусмотрено выделение 66,3 млрд. руб., что ограничивает возможности выполнения п. 17 протокола поручений Президента Республики Беларусь от 30.07.02 г. №28 об обеспечении в 2003 г. ввода площади жилых домов после капитального ремонта на уровне 1990 года в объеме 610 тыс. м2. В условиях острого дефицита бюджетных средств текущего года, а также проекта бюджета Республики Беларусь на 2003 г. организациям жилищно-коммунального хозяйства необходимо обеспечить строжайший режим экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, последовательно сокращать, вплоть до полного исключения, различного рода непроизводительные расходы и издержки. В складывающейся ситуации только реальная экономия способна приостановить ухудшение финансового состояния организаций отрасли и обеспечить надлежащее качество обслуживания населения и других потребителей.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 2002 год в рубрике жкх