«КамАЗ» сегодня и завтра
ОАО "КамАЗ" начинает осваивать ускоренный метод разработки новых грузовиков, когда весь производственный цикл от начала проектирования нового автомобиля на основе базовых моделей и до введения его в серию, обычно длящийся несколько лет, занимал бы не более полугода, сообщает пресс-служба Камского автозавода. Сейчас отрабатываются процессы взаимодействия заводов при экстренном изготовлении коммерческих грузовиков по срочным заказам потребителей. Создание документации и весь комплекс работ по подготовке производства будут производиться параллельно.
Кроме того, Украина будет собирать "КамАЗы". Сейчас ОАО "КАМАЗ" ведет подготовку первой партии сборочных комплектов деталей (СКД) автомобилей "КамАЗ" для Киевского авторемонтного завода.
На базе этого предприятия Министерством обороны Украины при участии государственных коммерческих структур в этом году было создано первое в этой стране сборочное производство камских грузовиков. Украинским партнерам предоставлено право лицензионной сборки. В октябре, после завершения наладки производства, завод сертифицировал опытные модели "КамАЗов".
Предполагается, что на Киевском авторемонтном заводе ежегодно будут собирать не менее 200 большегрузов.
Регулярные поставки СКД из Набережных Челнов начнутся уже в ноябре. Пока решено изготавливать большегрузы четырех наиболее популярных в стране моделей: бортовых автомобилей "КамАЗ-53215", седельных тягачей "КамАЗ-54115" и самосвалов "КамАЗ-55111" и "КамАЗ-65115".
В настоящее время кроме украинского предприятия сборку камских машин ведут также ООО "Искер" (Алма-Аты, Казахстан) и "Аз-моторс" (Баку, Азербайджан).
15 ноября 2002 года совет директоров ОАО КамАЗ примет решение о созыве внеочередного собрания акционеров.
Совет директоров ОАО "КамАЗ" 15 ноября принял решение о созыве внеочередного собрания акционеров, сообщили в пресс-службе Камского автозавода. По предварительной информации стало известно, что на этом собрании должен быть переизбран совет директоров предприятия. Также на совете директоров будут рассмотрены формы и условия стимулирования членов совета директоров, ревизионной комиссии, членов коллегиального исполнительного органа и единоличного исполнительного органа ОАО "КамАЗ". Кроме того, предполагалось рассмотреть вопросы, связанные со вступлением ОАО "КамАЗ" в Межгосударственную финансово-промышленную группу "БелРусАвто" и участием предприятия в рамках МФПГ в программе развития дизельного машиностроения Союзного государства России и Беларуси.
На совете директоров был заслушан доклад замгендиректора ОАО "КамАЗ" по экономике и финансам Ильдара Халикова об исполнении бизнес-плана организаций ОАО "КамАЗ" на 2002 год за 9 месяцев сего года и прогноз по исполнению до конца года.
Существующий состав совета директоров ОАО "КамАЗ" был избран на годовом собрании акционеров предприятия 28 июня с.г. В совет директоров входят: руководитель департамента инвестиционной политики Минэкономразвития и торговли РФ Сергей Баев, руководитель департамента имущества промышленности, строительства, транспорта и связи Министерства имущественных отношений РФ Александр Бородин, главный федеральный инспектор по Республике Татарстан Марсел Галимарданов, замминистра имущественных отношений РФ Николай Гусев, начальник управления проектного финансирования ОАО "Внешторгбанк" Сергей Дульщиков, министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов, гендиректор ОАО "КамАЗ" Сергей Когогин, зампредседателя правления ЗАО "АКБ "Международная финансовая компания" Олег Лазаренков, замминистра промышленности, науки и технологий РФ Сергей Митин, председатель профкома ОАО "КамАЗ" Гумер Нуретдинов, начальник кредитного управления ОАО "Банк внешней торговли" Владимир Панич, замминистра финансов Российской Федерации Андрей Петров, независимый консультант Элан Спенсер, директор KAMAZ International Management Company, L.P., партнер ККР Майкл Теодор Токарз, глава администрации г. Набережные Челны Рашит Хамадеев, зампрезидента — председатель правления ОАО "Банк внешней торговли" Анатолий Чернышов, гендиректор ООО "Центр реструктуризации и развития предприятий" Андрей Шаповальянц.
Совсем недавно ОАО "КамАЗ" вошло в состав акционеров МФПГ "БелРусАвто", объединяющей производителей большегрузного транспорта России и Беларуси. Это произошло 29 октября. Тогда же была утверждена программа Союзного государства России и Беларуси "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 г.". По предварительным оценкам, объем инвестиций на реализацию программы составит порядка 35 миллиардов российских рублей.
За 9 месяцев 2002 г. ОАО "КамАЗ" произвело 14 864 грузовых (из них 4 980 — на экспорт) и 29 500 легковых автомобилей, 18 732 двигателя и силовых агрегата. Всего товарной продукции было выпущено на сумму свыше 13 миллиардов российских рублей.
Ко всему прочему, ОАО "КамАЗ" стало причиной интересного вопроса. Счетная палата обнаружила, что АО "КамАЗ" прокатилось за государственный счет. Сначала без спроса израсходовало имущество "Росрезерва", а затем при попустительстве федеральных ведомств списало долг, не уплатив пеню и штраф. Причем в ходе реструктуризации задолженности был размыт федеральный пакет акций. Правительство молчит, вся надежда госаудиторов на Генпрокуратуру.
В 1998 г. "КамАЗ" самовольно взял хранившиеся на его площадях материальные ценности "Росрезерва" — металл и комплектующие. Такое самоуправство, по словам бывшего замдиректора федеральной службы по банкротству Петра Карпова, не было чем-то чрезвычайным для прежнего менеджмента предприятия. "КамАЗ по уши увяз в долгах и представлял из себя большую "воровайку", — сказал Карпов, до мая 2000 года входивший в совет директоров "КамАЗа".
Узнав о пропаже, "Росрезерв" выставил счет "КамАЗу" на 960 миллионов российских рублей. Но, взыскав 0,15% от суммы, неожиданно отозвал требования. Федеральные власти решили реструктурировать задолженность, увеличив свою долю в капитале АО. В бюджете 2001 г. появилась ст. 18, которая предписывала правительству разработать порядок эмиссии облигаций КамАЗа и конвертации их в акции. Правда, реструктуризации подлежали только 370,2 миллиона российских рублей основного долга, а размер пени и штрафов из-за спора "Росрезерва" с КамАЗом подлежал новой сверке.
В результате реструктуризации доля РФ в капитале предприятия сократилась с 35,84% до 34,01%. Такой парадокс Минимущество объясняет тем, что "КамАЗ" одновременно урегулировал задолженность на $100 млн. по кредиту ЕБРР. После двух эмиссий ЕБРР стал акционером завода с долей 6,79% , зато федеральный пакет похудел на 1,83%.
СП усмотрела в этом нарушение бюджета 2001 г., который предписывал, чтобы реструктуризация долга перед "Росрезервом" сопровождалась "соответствующим увеличением доли государства в уставном капитале ОАО "КамАЗ". Аудиторы указывают, что это произошло из-за целой вереницы нарушений, совершенных федеральными чиновниками. Началось все с того, что ряд ключевых решений о реструктуризации совет директоров КамАЗа принимал до выхода постановления правительства о порядке ее проведения. Затем, премьер Михаил Касьянов утвердил правила, а не порядок реструктуризации, как того требовал закон. В отличие от порядка правила не регистрируются Минюстом и не фиксируют орган, отвечающий за реструктуризацию. Тут настала очередь ФКЦБ. Комиссия, полагает СП, не имела права регистрировать эмиссию, так как налог на выпуск ценных бумаг оплатил не эмитент, а дочернее предприятие "КамАЗа" — ОАО "ТФК "КамАЗ". А это прямо противоречит Налоговому кодексу. "Если это и нарушение, то оно не отразилось на бюджете, а потому не являлось основанием для отказа в регистрации проспекта эмиссии", — возражает замначальника управления ФКЦБ Павел Филимошин.
Минимущество было настолько возмущено актом СП, что не подписало его. От разговора руководители министерства уклонились, прислав в редакцию копию возражений, направленных ранее СП. Минимущество настаивает на том, что госпредставители в совете директоров КамАЗа действовали строго по правилам реструктуризации, и федеральная доля выросла на 370,2 млн. руб. Пожертвовать же общей величиной федеральной собственности в капитале АО, как пишет замминистра Николай Гусев, обязывало постановление правительства от 27 декабря 2000 года, которым РФ гарантировала ЕБРР выполнение всех обязательств "КамАЗа".
На это СП возражает, что концепция управления госимуществом от 9 сентября 1999 г. предписывает Минимуществу следить за тем, чтобы госпакет при допэмиссии не разбавлялся. А постановление, на которое ссылается Гусев, предусматривает, что кредит ЕБРР должен погашаться средствами "КамАЗа", а не долей федеральной собственности.
Аудитор СП Владислав Игнатов не находит оправдания действиям госпредставителей в совете директоров. "Государство надули трижды, — говорит он. — Сперва увели и списали с баланса "Росрезерва" ресурсы на 370,2 млн. руб. Потом оплатили эмиссию по номиналу (50 руб. за акцию), хотя котировались они тогда в РТС по 28 центов — в шесть раз дешевле. А напоследок отхватили часть федеральной собственности". Впрочем, и ЕБРР оплачивал эмиссию по номиналу.
Благосклонность правительства к "КамАЗу" чиновник Белого дома объясняет тем, что интересы одного из крупнейших предприятий Татарстана лоббировал глава Минимущества Фарид Газизуллин, который переехал шесть лет назад в Москву с руководящих постов в Татарии, и влиятельный президент республики Минтимер Шаймиев.
Симпатия кабинета к "КамАЗу" не идет на убыль: в проекте бюджета 2003 года предлагается освободить предприятие от уплаты пеней и штрафов, которых "Росрезерв" насчитал почти на 1 миллиард российских рублей. Замминистра финансов Андрей Петров, входящий в совет директоров АО, отказался ответить на запрос газеты. Замдиректора "Росрезерва" Владислав Гасумянов прислал в редакцию пояснения. Из них следует, что решение облегчить ношу "КамАЗа" правительство приняло с подачи Минпромнауки. Необходимость господдержки министерство обосновало нуждами отечественного автопрома и "нереальностью взысканий пеней и штрафов". Получить комментарии Минпрома и членов совета директоров не удалось. А зампред правления "КамАЗа" Виктор Жидилин при словах "Счетная палата" трижды бросал трубку. "Забудьте про потерю 1,83%, — это слезы, — сказал один из руководителей КамАЗа. — По балансу за первое полугодие 2002 г. у АО 1,5 млрд. рублей убытков. Государству надо готовиться к очередной реструктуризации".
В Белом доме говорят, что в 2000-2001 гг. правительство закрыло глаза на прегрешения КамАЗа ради великой цели — возвращения Татарстана к общефедеральным порядкам. "Лишая республику множества привилегий (полученных при Ельцине), мы старались не ломать Казань через колено и шли на отдельные уступки, — говорит чиновник правительства. — КамАЗ попал в число разменов".
Подготовил Антон ИГОНИН
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2002 год в рубрике техника