Об одном из примеров внедрения теплонасосов


Теплоснабжение с помощью тепловых насосов относится к области энергосберегающих экологически чистых технологий и получает все большее распространение во всем мире.

Впервые теплонасосная система была предложена в 1852 г. лордом Кельвином, но реальное применение этих систем началось только в ХХ в. Практическое воплощение теплонасосных установок (ТНУ) осуществлялось параллельно с развитием холодильной техники, близкой по техническим решениям к ТНУ: повышалась надежность машин, снижалась стоимость, отрабатывалась технология эксплуатации систем с применением ТНУ.
Энергетический кризис семидесятых годов дал мощный толчок развитию ТНУ. В США в этот период объем производства тепловых насосов утроился и достиг уровня 300 тыс. единиц в год, а общее число действующих ТНУ насчитывало миллионы единиц. В восьмидесятых годах XX в уровень производства и применения ТНУ стабилизировался, а затем вновь начал расти на волне энергосберегающих и экологических тенденций дальнейшего развития мировой энергетики.
В России сегодня эксплуатируются пока лишь единичные объекты, оснащенные теплонасосными системами теплоснабжения (ТСТ). Одним из таких объектов является сельская школа, введенная в эксплуатацию в сентябре 1998 г. в деревне Филиппово (Ярославская область). Фактически это первая в России сельская школа, оборудованная теплонасосной системой теплоснабжения, использующей низкопотенциальное тепло грунта поверхностных слоев Земли.
Технология теплоснабжения школы была разработана ОАО "Инсолар-инвест", теплонасосное оборудование изготовлено и смонтировано ФГУП "Рыбинский завод приборостроения", проектирование школы осуществлено ОАО "Ярославгражданпроект".
Здание школы представляет собой двухэтажное кирпичное строение из силикатного кирпича площадью 950 м2 и объемом 6 900 м3. Толщина стен составляет от 640 до 680 мм, площадь оконных и дверных проемов — соответственно 230 и 20 м2. Здание имеет техническое подполье и двускатную крышу с чердачным перекрытием.

Школа расположена примерно в 100 км от Ярославля и рассчитана на 162 учащихся и 20 преподавателей.
Основным фактором, фактически определившим технологию теплоснабжения и конфигурацию ТСТ школы, был значительный дефицит свободной электрической мощности в дневное время суток. При проектировании в качестве альтернативы ТСТ рассматривалось прямое электроотопление, сопоставимое с тепловыми насосами по экологическим параметрам. Однако электроотопление не могло быть применено в связи с дефицитом подведенной электрической мощности (40 кВт). В итоге была создана аккумуляционная теплонасосная система теплоснабжения, максимально вписанная в суточный график электропотребления школы и использующая высвобождающиеся ночью электрические мощности и ночной тариф на электроэнергию для аккумулирования тепловой энергии в водяных баках-аккумуляторах.
В качестве источника тепловой энергии низкого потенциала для испарителей тепловых насосов используется грунт поверхностных слоев Земли.
Грунт поверхностных слоев Земли фактически представляет собой тепловой аккумулятор неограниченной емкости, тепловой режим которого формируется под воздействием двух основных факторов: солнечной радиации и потока радиогенного тепла, поступающего из земных недр. Падающая на земную поверхность солнечная радиация и сезонные изменения ее интенсивности оказывают влияние на температурный режим слоев грунта, залегающих на глубинах, не превышающих, как правило, 10-20 м, ниже которых находятся слои, не подверженные сезонным колебаниям температуры. Глубина проникновения суточных колебаний температуры наружного воздуха и интенсивности падающей солнечной радиации в зависимости от конкретных почвенно-климатических условий колеблется в пределах от нескольких десятков сантиметров до полутора метров. Температурный режим слоев грунта, расположенных ниже глубин проникновения тепла солнечной радиации, формируется только под воздействием тепловой энергии, поступающей из недр Земли, и практически не зависит от сезонных, а тем более суточных изменений параметров наружного климата. Таким образом, на сравнительно небольшой глубине от поверхности имеются слои грунта, температурный потенциал которых в холодное время года значительно выше, чем у наружного воздуха. Характерным является факт запаздывания во времени колебаний температуры грунта относительно колебаний температуры воздуха, в связи с чем на некоторой глубине от поверхности максимальные температуры наблюдаются в наиболее холодный период года.
При устройстве в грунте вертикальных или горизонтальных регистров труб (системы сбора низкопотенциального тепла грунта) с циркулирующим по ним теплоносителем, имеющим пониженную относительно окружающего грунтового массива температуру, происходит отбор тепловой энергии от грунта и отвод ее в испаритель теплонасосной установки.

Основным теплообменным элементом системы теплосбора являются вертикальные грунтовые теплообменники коаксиального типа.
ТСТ расположена в отдельно стоящем здании теплового пункта, которое ранее планировалось для размещения угольной котельной. В этом же здании в цокольном этаже размещена холодильная камера для школьной столовой, охлаждаемая от теплонасосных установок.
Теплонасосная система теплоснабжения школы включает теплонасосные установки АТНУ-15, баки-аккумуляторы АКВА-3000, в каждом из которых установлено три ТЭНа по 9 кВт с таймерами, систему сбора низкопотенциального тепла грунта (8 вертикальных грунтовых теплообменников-термоскважин глубиной 40 м каждая), циркуляционные насосы, а также контрольно-измерительную аппаратуру.
Основное оборудование ТСТ расположено в здании теплового пункта. Восемь термоскважин расположены снаружи вокруг здания теплового пункта на расстоянии 3 м от стен.
Теплонасосная система теплоснабжения школы эксплуатируется уже в течение четырех отопительных сезонов. Ежегодно перед началом отопительного сезона специалистами ФГУП "Рыбинский завод приборостроения" проводятся регламентные работы, а ежемесячно в течение отопительного периода — контрольные осмотры работающего оборудования. Кроме того, тепловой узел оснащен контрольно-измерительной аппаратурой (тепловыми и электрическими счетчиками), с помощью которой ведется постоянный мониторинг эксплуатационных режимов ТСТ школы.

Данные мониторинга показывают, что теплонасосная система теплоснабжения школы обеспечивает экономию энергии от 30 до 45%, что позволило за 4 года эксплуатации сэкономить около 60 т у. т.
Сегодня проблема рационального использования ТЭР является одной из важнейших для всего постсоветского пространства. Введение элементов рыночной экономики и последовавшее повышение цен на традиционное топливо в значительной мере обострили проблемы теплоснабжения — в первую очередь децентрализованных потребителей тепловой энергии в сельской местности. Решение этой проблемы путем расширения применения традиционных для стран бывшего СССР технологий теплоснабжения связано с необходимостью огромных инвестиций либо в реконструкцию существующих сельских электрических сетей, либо в развитие добывающих отраслей и создание инфраструктуры обеспечения населения традиционным ископаемым топливом. Наиболее экономичным представляется комплексное решение этой проблемы за счет широкого внедрения новых энергосберегающих технологий теплоснабжения, максимально использующих возможности существующей инфраструктуры и инженерных сетей.

В качестве основной концепции экологически чистого и энергоэффективного теплоснабжения децентрализованных потребителей тепловой энергии наиболее целесообразным представляется широкое применение аккумуляционных теплонасосных систем теплоснабжения (АТСТ), использующих в качестве источника тепла низкий потенциал грунта поверхностных слоев Земли. В тех регионах, где, подобно Ярославской области, значительная часть потребляемой электроэнергии вырабатывается на гидроэлектростанции, широкое применение АТСТ в перспективе может позволить в значительной мере сократить, а может быть, и совсем отказаться от сжигания органического топлива для целей теплоснабжения.

По материалам АВОК (Россия)


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 2002 год в рубрике энергетика

©1995-2022 Строительство и недвижимость