Польша поможет Беларуси интегрироваться в европейскую транспортную инфраструктуру


Сегодня в Польше, как и во всей Европе, время — больше, чем деньги. Поэтому развивать транспортную инфраструктуру очень выгодно. Беларусь же пока плохо справляется с ролью транспортного коридора: сегодня по трассе “Брест — Москва” можно ехать со скоростью 120 км/час и проехать всю Беларусь за 8 часов, но эти же 8 часов можно потерять при пересечении границы.

В ближайший четверг в Варшаве состоится встреча министров Польши и Беларуси. Одной из важных тем обсуждения станет строительство нового транспортного терминала между Польшей и Беларусью “Тересполь–Малашавиче–Брест”, инициатором которого выступает польско-белорусская ТПП. Этот терминал, обслуживающий как железнодорожные, так и автомобильные пути, станет одним из лучших в Европе. “Его архитектура, отражающая с одной стороны польские, а с другой — белорусские культурные традиции, позволит превратить будущий терминал не только в явление европейской логистики, но и в настоящий памятник сотрудничества”, — полагает г-н Юзеф Лоховский, председатель польско-белорусской ТПП. Однако главное предназначение терминала — как можно больше сэкономить времени при прохождении границы. А это вопрос современных технологий логистики. И такая технология есть. Ее представило на “Добрососедстве-2002” Бюро стратегии и развития Польских железных дорог (PKP CARGO, SA) в лице директора г-на Марьяна Лукасяка.
Корень транспортных проблем Польши и Беларуси лежит в том, что в Западной Европе железнодорожная колея уже, чем в странах бывшего СССР. Поэтому любому поезду, пересекающему границу между Польшей и Беларусью, требуется время для смены транспортных тележек, пересадки пассажиров, перевалки грузов. А эти операции очень трудоемки и дороги. Транспортный коридор Роттердам–Берлин–Варшава–Минск–Москва–Нижний Новгород является частью транспортного моста ЕВРАЗИЯ, — участком, где поток грузоперевозок и пассажирских перевозок наиболее интенсивен. Если удастся разрешить проблему скорости смены колеи, то железнодорожный транспортный мост ЕВРАЗИЯ станет конкурировать с морским транспортом.

В октябре 2000 года на польских железных дорогах произошло историческое событие: впервые скорый поезд сообщения Варшава–Вильнюс, составленный из вагонов, оснащенных раздвижными колесными парами, проехал пункт автоматического изменения ширины колеи на польско-литовском пограничном переходе “Тракишки–Моцкава”. Время проезда пассажиров через государственную границу с учетом проведения таможенного досмотра уменьшилось со 146 до 60 минут.
Система СУВ2000 (SUW2000) состоит в автоматическом приспособлении колесных пар к путям разной ширины в движении и в использовании для этих целей путевых переставных приспособлений. Время, необходимое для изменения расстояния между колесами, составляет всего 5-10 секунд. Конструкция может быть установлена на всех типовых грузовых и пассажирских вагонах. Особенно перспективна система для перевозки опасных и скоропортящихся грузов, товаров, которые могут быть повреждены при перегрузке или сами могут загрязнить окружающую среду, повагонных грузов за пломбами и товаров с дорогой упаковкой и креплением.

Нетрудно предвидеть, что введение системы приведет к стандартизации железнодорожного сообщения. Граница перестанет быть “естественным” барьером. Время перевозки сократится не только за счет избавления от вынужденных стоянок (на границе Польша — Беларусь оно составляет 3 часа), но и за счет синхронизации движения поездов Польши, Беларуси, Германии и России. Так, транспортное обслуживание можно будет осуществить одним составом. В целом экономия времени на пути Варшава — Минск может составить 8 часов!
Система автоматического изменения ширины колеи СУВ2000 была полностью разработана сотрудником ПКП КАРГО АО, доктором технических наук, инженером Ришардом Мария Сувальским и названа в честь его имени. Осенью 2001 года система была представлена в Париже на суд Международного Союза железных дорог и вызвала живой интерес. Эта система уже нашла коммерческое применение в грузовом сообщении между Польшей и Литвой по маршруту Мелец — Казлу Руда. Литовцы первыми оценили экономические, качественные, экологические и технологические преимущества новой системы.
В настоящее время польская и украинская администрации железных дорог работают над применением системы в двухстороннем пассажирском сообщении по маршрутам “Краков–Львов” и “Краков–Киев”. Немецкие железные дороги, которые осуществляют со странами СНГ грузовые перевозки в большом объеме, заинтересованы в применении СУВ2000 на границе Польши и Беларуси.

Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 2002 год в рубрике экономика

©1995-2022 Строительство и недвижимость