Добрососедство-2002: в поисках взаимного доверия


В восьмой раз собрался в Минске польско-белорусский торгово-экономический форум — семинар “Добрососедство-2002”. 15 октября заседание началось выступлениями официальных лиц — сопредседателей польско-белорусской смешанной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, представителей посольств РП в РБ и РБ в РП, министерств и торгово-промышленных палат. Во второй половине дня прозвучали выступления представителей СЭЗ, банков и страховых и организаций, представителей польских и белорусских таможенных служб, органов сертификации и стандартизации. Состоялась дискуссия по проблемам делового сотрудничества двух стран.

Второй день, 16 октября, был посвящен бизнес-контактам польских и белорусских предпринимателей. Особое значение стороны придают состоявшейся встрече представителей инфраструктуры Польши, ПКП АО с представителями Белорусской железной дороги по поводу внедрения системы СУВ 2000, способной революционно изменить всю логистику международных перевозок не только между Республикой Беларусь и Западной Европой, но и между Европой и Азией.

Польша: Экспорт как способ решения экономических проблем
Темой нынешнего семинара стали актуальные аспекты польско-белорусских экономических отношений, поиск возможностей интенсифицировать прямые двусторонние контакты. Известно, что Польша и Беларусь придерживаются разных политических стратегий: Польша — член НАТО и стремится стать членом ЕС, Беларусь нацелена на союз с Россией. Но в силу исторической общности корней народов обеих стран, границ и транспортных путей государств они должны, могут и хотят жить как добрые соседи, осуществляя взаимовыгодное сотрудничество. Контактам “на равных” способствует отмечаемый специалистами экономический рост обеих стран.
Двигателем польского экономического роста на протяжении десяти лет был хороший уровень малого и среднего частного бизнеса, активизация иностранных инвестиций. Но с 2001 года в РП происходит замедление экономического роста, особенно в таких ведущих отраслях как транспорт и строительство. Рост ВВП составил только один процент, уровень безработицы составил более 18%. Чтобы исправить ситуацию, польское правительство приняло новую экономическую программу “Предпринимательство. Развитие. Труд”, нацеленную на обеспечение 3%-го роста ВВП через 2 года.
Особенная роль в активизации общественной инициативы отводится предпринимательству, развитие которого создаст новые рабочие места. Пакет “Развитие” программы содержит комплекс мер по реструктуризации отдельных отраслей польской промышленности и интенсивному развитию инфраструктуры. Пакет “Труд” нацелен в первую очередь на обеспечение выпускников польских ВУЗов первым местом работы.
Значительное место в оживлении экономики Польша отводит экспорту, особенно в отношении своих восточных соседей.

Старый друг лучше новых двух?
Важной предпосылкой интенсификации экспорта в Беларусь польские аналитики считает позитивную направленность и успешность белорусской экономики. Значение кооперации с Беларусью возрастает на фоне медленного восстановления желаемого уровня сотрудничества с Россией после финансового кризиса 1998 года: отмечается 7-процентное падение торгового оборота между двумя странами по сравнению с 1997 годом. Заместитель министра экономики РП Анджей Шараварский считает, что, хотя в связи с вступлением Польши в ЕС в ближайшие годы правовая база взаимоотношений с восточными соседями изменится, это изменение произойдет в благоприятную сторону. Корреляция стратегии в отношении Украины, России и Беларуси закреплена в новой Программе сотрудничества с восточными рынками, принятой польским правительством в текущем году. Важнейшей составляющей этой программы является создание единого таможенного пространства между Польшей и Беларусью, которое преследует не только интересы польского экспорта, но и создаст благоприятные условия для дистрибуции белорусских товаров в ЕС.
Современное состояние белорусско-польского сотрудничества поляки оценивают как весьма скромное, не соответствующее своему потенциалу. Это вынуждает польских бизнесменов и исполнительную власть искать новые инструменты для поддержки экспорта, таких как кредитование экспорта, страхование экспортных рисков. Такая политика предполагает сотрудничество на уровне польской и белорусской банковской систем, прямое сотрудничество между отдельными банками. Действенность данных инструментов польские бизнесмены осознали из своего опыта работы на рынках ЕС, когда зачастую предлагаемые по умеренной цене польские товары высокого качества проигрывали товарам европейских поставщиков, кредитовавших свой экспорт. Поэтому создаваемый ныне в Польше Фонд продвижения и поддержки экспорта будет поддерживаться на уровне правительства РП. Информационная и маркетинговая помощь польским экспортерам, включая исследования рынка, вменена в обязанность работникам торгово-экономических отделов посольств.
С другой стороны, понимая, что для макроэкономического равновесия важ-на торговля взаимовыгодная, Польша заинтересована в белорусском экспорте. Заинтересована она и в том, чтобы белорусский капитал инвестировался в польскую экономику, а польский — в белорусскую. Г-н Шараварский заверил участников семинара в том, что польское правительство предпримет активные действия для устранения барьеров во взаимных инвестициях.

Беларусь — за взаимность в экспортных отношениях
В свою очередь Александр Михневич, замминистра иностранных дел РБ, в своем выступлении отметил, что Беларусь “почувствовала” активизацию контактов с Польшей, начиная с декабря прошлого года. Отмечается устойчивый рост товарооборота, оживление активности польских инвесторов на территории Беларуси. Сегодня на территории РБ зарегистрировано 502 предприятия с участием польского капитала. Локомотивом подвижек выступает торгово-промышленная Палата РБ и РП. “Мы всегда рассматривали Польшу как стратегического экономического партнера”, — заявил г-н Михневич.
Изменилась структура белорусского экспорта в Польшу: наряду с нефтью, калийными солями и другой традиционной продукцией растет экспорт сложно-технической продукции — средств транспорта, машин.
Для Беларуси, так же как и для Польши, растет значение экспорта, на сегодняшний день составляющего 60% ВВП. Более того, Беларусь занимает 30 место в мире по экспортной квоте. Такая открытость экономики вынуждает гибко корректировать таможенные тарифы. Так, в 2002 году снижены пошлины на сырье и товары, не производимые в РБ, на близкородственные группы товаров установлены одинаковые пошлины. Меняется политика поддержки экспорта — чиновники министерства “уходят от точечной поддержки в сторону развития инфраструктуры”. Все большее внимание уделяется механизмам страхования внешнеторговых операций; в этом вопросе, а также в сфере поддержки предпринимательства, по мнению г-на Михневича, очень мог бы помочь опыт Польши. Особую актуальность означенная сфера интересов приобретает в свете процесса присоединения Беларуси к ВТО, который будет обсуждаться совсем скоро, в ноябре, на рабочем заседании в Женеве.
Но даже усилия нашей республики по вступлению в ВТО не снимают озабоченность Беларуси по поводу присоединения Польши к ЕС. “Мы стараемся предвидеть последствия этого шага, — говорит г-н Михневич. — И мы оцениваем его неоднозначно. Например, таможенный тариф станет более льготным для Беларуси, но одновременно появятся ограничения на поставки наших товаров. Это принесет ущерб не только белорусским экспортерам, но и польским импортерам”. Остаются открытыми вопросы, какая правовая база экономических отношений будет сформирована между странами-соседками; как будет обеспечена взаимная сертификация по 100 позициям.

Рост торгового оборота — производная от маркетинга
Выступление г-на Марека Буцько, Временного Поверенного в делах РП в РБ, носило отнюдь не радужный характер. Используя официальные данные за 2001 год, он отметил, что торговый оборот с Беларусью составил примерно 0,5% от всего внешнеторгового оборота Польши. Это очень скромный результат для стран, находящихся в центре Европы и связанных между собой транспортным коридором евразийского значения. С Литвой торговый оборот Польши за указанный период был в два раза больше, с Украиной — больше чем в три раза, с Чехией — в 8 раз, с Россией — в 18 раз и с Германией — в 60 раз! Конечно, трудно сравнивать размер рынка и внешнеторговую активность Беларуси с Россией или Германией, но прогноз на 2002 год, по мнению г-на Буцько, еще хуже.
Главной препоной остаются неадекватные условия для ведения бизнеса в Беларуси. “Любой чиновник, каким бы хорошим работником он ни был, не заменит собой эффективную маркетинговую систему, инвестиции в рекламу и сервис, — считает г-н Буцько и подчеркивает. — Речь не идет о префереренциях полякам на белорусском рынке, нарушающим принцип свободной конкуренции. Да и белорусские власти на это не пойдут. Важно, чтобы чиновники облегчили сотрудничество для обеих сторон”.

Утрата взаимного доверия или просто закон рыночной выгоды?
Г-н Франц Довнар, торговый советник Посольства РБ в Варшаве, отсутствие роста товарооборота объясняет не столько плохой работой белорусских чиновников и несовершенством законодательства, — белорусское законодательство, в частности, Инвестиционный Кодекс, сегодня вполне соответствует европейским нормам, — сколько утерей взаимного доверия между бизнесменами обеих стран. Отсутствие этого доверия в немалой степени объясняется отсутствием государственных контактов на высшем уровне.
Отсутствие доверия ведет к одностороннему взгляду на возникающую проблему, что часто ведет к ее неразрешимости впоследствии. Например, как заметил г-н Довнар, Польша проводит переговоры о входе в ЕС, но не обсуждает вопрос белорусских калийных удобрений, опасаясь антидемпинговых санкций. Беларусь, чтобы не терять 50 млн. долл. экспорта в год, вынуждена осваивать новые рынки. Польша в результате должна покупать удобрения в Германии, но по более высокой цене. Сельскохозяйственная продукция Польши станет дороже, в результате поляки потеряют белорусский рынок сбыта. Или другой пример, более близкий нашим читателям. В 2003 году Польша планирует развернуть масштабное строительство дорог. Беларусь ведет переговоры, заранее подготавливает запасы цемента, ведь его поставки должны вырасти в 6,8 раз. И вдруг на прошлой неделе становится известно, что Беларусь планирует поднять цены на цемент. Результат: по наработанным каналам в Польшу пойдет российский цемент, конкурирующий с белорусским по цене в области транспортных затрат. С 2000 года тянется тяжба по поводу белорусских химических волокон. Исход ее уже не важен, так как польский рынок заняла немецкая и российская продукция. Однако многие проблемы можно решить на среднем и даже первичном уровне. Известный конфликт по поводу фирмы “Терравита”, раздутый польскими СМИ в “историю обманутого инвестора”, мог быть вовремя улажен, если бы стороны поступили согласно условиям, записанными ими же в контракте.
И все же, несмотря на все отрицательные примеры, привлекательность белорусского рынка для поляков растет. “Как в науке великие открытия происходят на стыке дисциплин, так и хороший бизнес можно делать на стыке стран”, — считает г-н Довнар.

Достижим ли годовой товарооборот в 1 миллиард долларов между Польшей и Беларусью?
В отношении прогноза взаимного товарооборота за 2002 год г-н Довнар не согласен с г-ном Буцько. По имеющейся у него статистике, в первом квартале текущего года действительно наблюдалось падение торгового оборота на 16,8%, но за полугодие в целом отмечен рост в 2%. Таким образом, в 2002 году существует реальная возможность достигнуть желанных 500 млн. долларов (такой показатель был в 1997 году и с тех пор не был больше достигнут). Взаимный товарооборот может составлять в будущем до 1 млрд. долларов, а по оптимистическим оценкам — 2-3 млрд. долларов.
Заместитель министра экономики РБ, г-н Андрей Тур рассказал о мерах либерализации экономики в республике, которые могут заинтересовать потенциальных инвесторов. Так, последовательно сокращаются товарные группы, для которых проводится прямое государственное регулирование цен. Подготовлен проект декрета о сокращении видов лицензируемой деятельности: из 196 существующих сегодня видов должно остаться 10-12. С уменьшением количества лицензий легче будет осуществляться регистрация субъектов хозяйствования. Готовится закон, где будет заложен заявительный принцип регистрации. Эти и другие меры сопутствуют активизации процесса разгосударствления в 2002 году.

Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 2002 год в рубрике новости

©1995-2022 Строительство и недвижимость