О дальнейшем совершенствовании жилищной политики


В Совете Министров Республики Беларусь рассмотрены разработанные Минжилкомхозом и Минстройархитектуры мероприятия по выполнению постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 13 июня 2002 года № 483-П2/IV “О рекомендациях по итогам парламентских слушаний на тему “Государственная жилищная политика Республики Беларусь: реализация и перспективы”.

Указанные Рекомендации включают комплекс вопросов, связанных с разработкой и реализацией жилищной политики, в частности, по следующим направлениям:
— совершенствование механизма финансирования жилищного строительства и снижение его стоимости;
— развитие института государственной поддержки граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений;
— упорядочение налогообложения и льгот по налогам в жилищном строительстве;
— повышение энергоэффективности в жилищной сфере, снижение затрат при оказании жилищно-коммунальных услуг;
— продолжение работы по переводу жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования;
— совершенствование земельных правоотношений при жилищном строительстве, обновление и благоустройство сельских населенных пунктов, малых и средних городов республики.

Разработанные с участием облисполкомов, Минского горисполкома, республиканских органов государственного управления мероприятия предусматривают поэтапную реализацию практических мер по решению проблем, связанных с реализацией жилищной политики.
Так, до конца текущего года Минстатом и Минжилкомхозом будут отработаны предложения по введению с 1 января 2003 года в статотчетность показателя о количестве семей, снятых с квартирного учета в результате строительства новых, реконструкции существующих жилых помещений, а также их покупки и обмена.
В сентябре текущего года после проведения местными исполнительными и распорядительными органами комиссионного обследования незаселенных жилых помещений и уточнения количества пустующего жилья Минжилкомхоз и Минсельхозпрод с участием заинтересованных организаций утвердят мероприятия по максимальному вовлечению в оборот пока еще не используемых жилых помещений. По данным на 1 января 2002 г. в республике насчитывалось более 120 тысяч пустующих индивидуальных домов и квартир. Определенная часть таких жилищ (в зонах радиоактивного загрязнения, ветхие и другие) вряд ли может быть использована по целевому назначению, в то же время другие после их ремонта и реконструкции могут быть заселены семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Комзему, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено разработать и внести в Совет Министров в IV квартале 2002 года предложения по внедрению преимущественно конкурентных процедур предоставления прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Внеконкурсное предоставление участка под жилищное строительство может быть только при отсутствии заявок для участия в торгах. В то же время должны соблюдаться и требования ст. 14 Жилищного кодекса о том, что граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют преимущественное право на индивидуальное жилищное строительство.
До 1 января 2003 года Минжилкомхозу с участием Минэкономики, Минфина, облисполкомов и Минского горисполкома предстоит завершить разработку и обеспечить реализацию мер по улучшению финансового состояния организаций жилищно-коммунального хозяйства, в частности, по усилению стимулирования перехода на приборный учет потребляемых энергоресурсов, совершенствованию организации капитального ремонта и созданию конкурентной среды при эксплуатации жилищного фонда.
Особо важной задачей при реализации государственной жилищной политики является совершенствование механизма финансирования строительства (реконструкции) и ремонта жилых помещений. Прежде всего, речь идет о более широком использовании внебюджетных источников финансирования, введении в практику новых финансово-кредитных механизмов. В этих целях в первом полугодии 2003 года Минфином, Минэкономики, Минстройархитектуры совместно с Национальным банком и Минюстом будут проработаны вопросы практического применения систем строительных сбережений и ипотечного кредитования, а также образования сети страховых компаний по страхованию долгосрочных ссуд, инвестиционных рисков с введением страховых взносов по жилищному строительству.

По итогам работы за 2002 год намечено провести анализ льготного кредитования и субсидирования граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений. Дальнейшее совершенствование государственной поддержки жилищного строительства должно осуществляться с учетом необходимости дифференцированного подхода по обеспечению жильем различных категорий граждан (молодые семьи, военнослужащие, сельские жители и т.д.). При оказании господдержки в дальнейшем должно обеспечиваться стимулирование строительных сбережений граждан для приобретения жилья в собственность, а также защита их от инфляции.
Важное место в совершенствовании государственной поддержки жилищного строительства занимает упорядочение налоговых льгот. Они также должны предоставляться не всем в равной мере, а дифференцированно в зависимости от доходов семей, осуществляющих жилищное строительство.
По мнению профессора Александра Сидоренко, порядок предоставления налоговых льгот нельзя назвать социально справедливым. Условия предоставления налоговой поддержки позволяют использовать ее для накопления капитала в виде жилищной собственности и извлечения доходов путем сдачи жилья в аренду и отчуждения. Поэтому должна быть устранена возможность получения дополнительных доходов путем отчуждения жилых помещений, приобретенных с помощью государственной поддержки, в том числе и налоговых льгот.
С учетом изложенного должны рассматриваться и предложения по внесению изменений и дополнений в Закон “О подоходном налоге с физических лиц” в части освобождения от налогообложения доходов граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые получены от повторной продажи в течение пяти лет своего жилого помещения в целях последующего улучшения жилищных условий.
Конкретные предложения по внесению изменений в законодательство по совершенствованию системы налоговых льгот поручено подготовить Минфину, Министерству по налогам и сборам, Минэкономики, Минстройархитектуры с участием облисполкомов и Минского горисполкома в первом полугодии 2003 года.

На парламентских слушаниях рассматривалась и такая тема как упрощение административных процедур согласования новых строительных проектов и получения разрешительной документации с тем, чтобы они стали более прозрачными, фиксированными по срокам, понятными для частных застройщиков и не носили по существу запретительного характера. В этих целях Минстройархитектуры в будущем году будут подготовлены изменения и дополнения в СНБ 1.02.03-96 “Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве”.
В конечном счете, детальный и всесторонний анализ вопросов, поднятых на парламентских слушаниях, выработка практических предложений по совершенствованию государственной политики будут способствовать более качественной доработке новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь (с учетом преобразований, произошедших в жилищной сфере, развития рынка жилья и необходимости перехода жилищно-коммунальной отрасли в режим безубыточного функционирования), которая должна рассматриваться во втором чтении на предстоящей сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2002 год в рубрике жилищное строительство

©1995-2022 Строительство и недвижимость