Нет специальных полномочий летать на вертолете и выявлять незарегистрированное строительство
Окончание. Начало в СиН №№36 и 39
Об экономической ответственности
Существуют 3 вида экономических правонарушений. Что это за правонарушения? При строительстве объектов по проектам, не прошедшим обязательную государственную экспертизу, уплачивается штраф до 10% сметной стоимости объекта. При допущении нарушений в процессе сдачи и приемки работ, выполненных с нарушением — 5% сметной стоимости. Платится штраф и при некачественной разработке проектной документации. Критерием качественности разработки проектной документации является решение экспертизы. Если такие случаи возникают, то, как правило, следуют консультации с Главэкспертизой (как эта некачественная проектная документация прошла экспертизу?), и согласовывается эта ПСД по внесении определенных изменений и выплачивании определенных процентов от сметной стоимости.
В 1994 г. в условиях лихорадочного поведения цен в Беларуси правительством было принято решение измерять экономическую ответственность в минимальных заработных платах. Мера была крайняя, вынужденная, но таковая экономическая ответственность осталась и на сегодняшний день. Это регламентировано и соответствующим постановлением Совета министров Беларуси, и Законом об основах архитектурно-градостроительной деятельности. После принятия этого закона окончательно упорядочено было и постановление. За нарушение обязательных требований к нормативной документации взимается штраф в размере от 100 до 300 МЗП, за самовольное строительство — от 200 до 500 МЗП, за несоблюдение проектных решений, утвержденных в проектной документации — от 100 до 200 МЗП, за нарушение правил приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений. Таким образом, самовольное строительство и нарушение правил приемки объектов в эксплуатацию являются серьезными правонарушениями. Можно сказать, что в данном случае инвестиционный процесс регулируют не столько органы Госстройнадзора, сколько экономические категории. Инвестор должен экономически обеспечить надлежащий уровень надзора за объектом с тем, чтобы он впоследствии (если данный объект строился самовольно с нарушением норм) не принес беды тому, кто его перекупит. Способствует регулированию инвестиционного процесса и существующий порядок регистрации объектов недвижимости.
Органы Госстройнадзора — это не какая-то служба контроля качества, которой заплатили 0,15% сметной стоимости объекта. Это государственный орган, который обязан обеспечивать стабильное положение дел в строительстве, эксплутационную надежность и безопасность зданий и сооружений.
О содержании инвесторами органов Госстройнадзора
Существует специальный порядок применения экономических санкций в строительстве, а также есть порядок опротестования этих штрафных экономических санкций. Существует также принятое в соответствии с указом Президента Беларуси постановление Совета министров Беларуси, которое разрешает действовать в процессе проверки. Если субъектами хозяйствования принимаются меры по своевременному устранению правонарушения, то можно никаких санкций не применять. Все это должно подвигнуть любого хозяйствующего субъекта к мысли о том, что самое главное — это создание застройки в конструктивной, доверительной обстановке. Ведь для органов Госстройнадзора не имеет значения, дорогой проект или нет. Но есть нормативные сроки сдачи объекта в эксплуатацию, и Госстройнадзор обязан обеспечить в пределах всех нормативно-технических требований соответствие объекта всем основным проектным параметрам. Если произошло нарушение, должно быть решено, как свести его последствия к минимуму.
В постановлении Совета министров Беларуси было предусмотрено, что застройщик, заказывая проектировщику проектно-сметную документацию, обязан учесть расходование средств в объеме 0,15% сметной стоимости объекта — на содержание органов Госстройнадзора. Но на сегодняшний день есть ряд строек, которые освобождены от обязанности содержать Госстройнадзор. Хотя эти 0,15% на фоне тех отчислений, которые используются в странах ближнего зарубежья, — самый минимальный процент. Куда расходуются эти 0,15%? Это и зарплата работникам Госстройнадзора, и содержание транспорта, и содержание лабораторий, это проведение необходимых обследований, экспертиз в процессе ведения строительно-монтажных работ, то есть это тот минимум, который призван обеспечить функционирование органов Госстройнадзора.
Что же касается проблем, решаемых Госстройнадзором, то в целом можно сказать так — органы Госстройнадзора в той или иной степени стабилизируют положение с возникновением на строящихся объектах аварийных ситуаций.
Какими качествами должен обладать инспектор Госстройнадзора
Идеальный инспектор — это человек, регулярно занимающийся спортом, постоянно совершенствующий уровень боевой, моральной и политической подготовки. Перед сном читает строительные нормы и правила и владеет всеми нюансами современной международной экономической ситуации. Так хотелось бы.
В Госстройнадзоре существуют курсы повышения квалификации, где предполагается доводить до сведения всех работников департамента все основные требования к персоналу. Хорошо, когда инспектор опытен, то есть имеет опыт работы не менее пяти лет работы. Потому что какие бы учебники, методические материалы, справочники ни придумывали, всех ситуаций в них все равно не уложить. Того, до чего иногда может додуматься бракодел, и во сне не увидишь.
Г-н Жижель видит решение проблемы за счет использования внештатных инспекторов. Но это не напрямую зависит от сотрудников Госстройнадзора, так как есть Минфин Беларуси, есть такое понятие как нормы расценки и правила торгов.
В любом случае, когда ваш инспектор — человек опытный, человек, который может подсказать решение той или иной проблемы, считайте, вам повезло.
Государство считает необходимым дальнейшее развитие органов Госстройнадзора. Но для этого значимость, необходимость и целесообразность своего существования самим этим органам нужно доказывать ежедневно.
Подготовила Таисия ЗОЛОТОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 40 за 2002 год в рубрике надзор