Госстройнадзор разрешает...
В июне этого года при поддержке Минстройархитектуры Беларуси, "Белстройлицензии" и редакции газеты "Инженер-консультант в строительстве" прошел семинар "Организация инспекционного контроля органами государственного строительного надзора при реализации инвестиционного проекта в строительстве. Порядок приемки объектов в эксплуатацию". О порядке выдачи органами Госстройнадзора разрешений на производство строительно-монтажных работ на объектах строительства, реконструкции, расширения, реставрации, капитального ремонта и регистрации объектов рассказал начальник инспекции Госстройнадзора Владимир Мательский.
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Беларусь №1860 от 29 ноября 1999 г. об органах Госстройнадзора в Республике Беларусь и положением о Госстройнадзоре Республики Беларусь органы Госстройнадзора выдают в установленном порядке заказчикам-застройщикам разрешения на производство строительно-монтажных работ, регистрируют объекты строительства и ведут их учет.
В целях совершенствования порядка выдачи органами Госстройнадзора разрешения на производство строительно-монтажных работ на объектах строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и регистрации объектов Министерством архитектуры и строительства Беларуси было принято измененное постановление (были добавлены реставрация, капремонт и регистрация объектов).
Настоящее положение обязательно для всех юридических лиц независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физических лиц, осуществляющих строительную деятельность в соответствии с Законом Беларуси об основах архитектурной и градостроительной деятельности.
В соответствии с этим законом выдачу разрешения на производство строительно-монтажных работ на объектах строительства независимо от их назначения и форм собственности, а также регистрацию объектов осуществляет инспекция комитета Госстройнадзора по областям Беларуси и городу Минску.
На таких объектах, где не требуется разрешения органов Госстройнадзора, г-н Мательский остановился более подробно.
Это объекты, предназначенные для временного использования инвестором (заказчиком-застройщиком, подрядчиком) в период производства строительных работ, расположенные на территории строительства площадью не более 100 м2, а также передвижные инвентарные вагончики.
Это памятники и скульптуры, гробницы, часовни, кресты и фигуры, устанавливаемые на территории кладбищ, находящиеся в ведении церковной администрации.
Это военные строительные объекты, являющиеся исключительно выставочными экземплярами, не выполняющие никаких потребительских функций и расположенные на специально отведенных для этих целей территориях.
Это триангуляционные объекты и геодезические знаки, расположенные вне территорий парков и природных заповедников.
Это хозяйственные одноэтажные постройки, пристройки площадью до 30 м2, связанные с сельскохозяйственным производством и дополняющие усадебную застройку в сельской местности.
Это садовые домики, хозяйственные строения на садовых и дачных участках. (Здесь каждый сам себе хозяин — застройщик и архитектор.)
Это ограждения, исключая прилегающие к дорогам, улицам, площадям и другим общественным местам. Это индивидуальные жилые дома высотой до 2-х этажей до 10 м включительно.
Это хозяйственные строения, строительство которых осуществлялось собственными силами застройщика. Это отдельно стоящие одноэтажные гаражи, строительство которых осуществлялось физическими лицами (в частности, во дворах).
Не требуется разрешения при демонтаже одноэтажных зданий и строений высотой менее 8 м, если они расположены на расстоянии не больше их высоты от линии разграничения общественного пользования и если они не являются историческими памятниками. При монтаже киосков, комплектных павильонов заводского изготовления. (Если киоск с фундаментом, с благоустройством, с подведением инженерной сети, то тогда уже необходимо получать разрешение органов Госстройнадзора.)
В пристройках тамбурного типа площадью до 5 м2 к существующим зданиям производственного и социального назначения.
На объектах ремонта зданий и сооружений и благоустройства.
На объектах, на которых выполняются работы согласно разработанной проектно-сметной документации, не подлежащей обязательной экспертизе (в соответствии с положением о проведении планового предупредительного ремонта данная деятельность отнесена к работам по текущему ремонту и техническому обслуживанию зданий и объектов).
А также на объектах ремонта автомобильных дорог. Это объекты, на которых выполняются работы, отнесенные руководящим документом — классификатором работ, утвержденным указом Комитета по автомобильным дорогам, к ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденным указом комитета по автомобильным дорогам. Разрешение на производство строительно-монтажных работ требуется при производстве среднего ремонта, когда он финансируется при помощи республиканских валютных инвестиций. В частности, на шоссе "Минск-Брест" был средний ремонт, и инспекция Госстройнадзора контролировала этот процесс.
Г-н Мательский упомянул, что был одним из тех, кто готовил письмо за подписью первого заместителя министра архитектуры и строительства Беларуси Сергея Филиппова, завизированное председателем Госстройнадзора. В письме, адресованном министру транспорта и коммуникаций Беларуси, идет речь об отозвании ряда согласованных рекомендаций, и связано это с тем, что в классификаторе "Виды экономической деятельности", утвержденном постановлением Совета Министров Беларуси, уже нет дорожно-строительного ремонта как вида такой деятельности. Это положение было выгодно заказчику, который разбивал дорогу на ремонтируемые участки и не получал разрешения органов Госстройнадзора.
Специализированная инспекция занимается в основном дорожным строительством, что же касается железных дорог, то они впервые поступили в ведение инспекции как поднадзорные объекты (а ведь никто не контролировал объекты белорусской железной дороги целых 120 лет!).
Виды разрешений и сроки их действия
Разрешения на выполнение строительно-монтажных работ на объектах строительства бывают двух видов. Это разрешение на выполнение всех видов строительно-монтажных работ на объекте строительства и разрешение на выполнение отдельных этапов строительно-монтажных работ с последующей выдачей разрешения на производство работ в полном объеме. Для получения первого вида разрешения существует обязательный перечень документов, представляемых заказчиком (застройщиком) в органы Госстройнадзора.
Что касается отдельных этапов, то по той же МКАД таких разрешений выдано на 16 из 23 объектов только на виды работ, но обязательно в сопровождении экспертизы. И инспекция заставляет проектировщиков ГИПа подписывать акты освидетельствования работ с их участием. Им этого не хочется (лишний раз ходить на стройку и смотреть), но инспекция вправе их заставлять.
Несмотря на то, что в положении зафиксировано два вида разрешений, инспекции приходиться давать и разрешение на подготовительные работы, хотя пока соответствующего положения нет. Речь идет об организации стройплощадки, выносе сетей, демонтаже (если это предусмотрено ППР) различных конструкций, уборке мусора. Эти мероприятия сокращают инвестиционный цикл строительства. Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается на срок до конца календарного года, в котором ввод объекта в эксплуатацию запланирован определенным договором строительного подряда, если такой срок не ограничен требованиями других документов. Это может быть государственный акт на определенный период времени, удостоверение на право пользования земельным участком, договор на авторский надзор, заключение государственной экспертизы или решение органа исполнительной власти. Либо, если объекты строительства сдаются в эксплуатацию в неблагоприятный период года, данное разрешение выдается на срок до 1-го июля следующего года — для выполнения отдельных видов работ. Это касается благоустройства, озеленения и покраски фасадов. В таком случае заказчик направляет в инспекцию Госстройнадзора необходимое письмо, после чего согласовываются все сроки. Далее все эти работы принимаются с предоставлением соответствующего акта.
Порядок выдачи разрешения
Для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ на объектах строительства заказчик-застройщик обращается в органы Госстройнадзора с заявлением и предоставляет документы согласно обязательному перечню.
1. Заявление заказчика-застройщика с указанием сведений о регистрации в ИГНК Беларуси, в котором он зарегистрирован.
2. Решение (распоряжение) местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении существующим землепользователям, землевладельцам и собственникам земельных участков строительства, реконструкции, реставрации объектов на отведенных им земельных участках.
3. Копия государственного акта на земельный участок или удостоверение на право временного пользования участком либо договора аренды земельного участка.
4. Приказ (распоряжение) заказчика-застройщика об утверждении проектно-сметной документации.
5. Положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы по проектно-сметной документации (в установленных законодательством случаях).
6. Приказы заказчика, подрядчика о назначении на строительство объекта лиц, осуществляющих технический надзор, ответственного производителя работ, имеющих право на осуществление данного вида работ.
7. Договор (контракт) стройподотряда.
8. Договор на ведение авторского надзора с приказом проектной организации о прикреплении работников, ответственных за ведение авторского надзора, графиком проведения проверок авторским надзором и перечнем видов работ, подлежащих освидетельствованию представителем авторского надзора.
9. Разрешение Комитета по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры Беларуси на выполнение работ, которые имеют отношение к историко-культурным материальным ценностям.
10. Копии лицензий подрядных организаций на право выполнения специальных работ и копии лицензии генподрядчика на право осуществления технического надзора.
11. Копия платежного поручения, подтверждающая перечисление средств на осуществление Госстройнадзора и график перечисления средств на осуществление Госстройнадзора по объекту.
12. Копия отчета о результатах проведения торгов в строительстве (форма №1 "Тендер").
Для продления срока действия разрешения на производство строительно-монтажных работ на объекте строительства заказчик (застройщик) предоставляет в органы Госстройнадзора следующие документы: заявление с объяснением причин нарушения нормативных сроков строительства; то разрешение, которое было выдано Госстройнадзором; справка о фактически выполненных объемах строительно-монтажных работ в базовых и текущих ценах. Могут быть потребованы и другие документы, связанные с процессом строительства и надзора. Может потребоваться внесение изменений в ПСД, сопровождение экспертизы.
Для получения разрешения на объект, находящийся в состоянии консервации, заказчик должен представить заявление и акт о техническом состоянии законсервированного объекта с выводами о необходимости каких-то технических мероприятий.
В случае принятия заказчиком (застройщиком) решения о поэтапном строительстве или о строительстве с параллельным проектированием при экспертном сопровождении органы Госстройнадзора выдают разрешение на производство строительно-монтажных работ поэтапно и на отдельные виды работ в установленном порядке.
Документы, предоставленные заказчиком (застройщиком) для получения разрешения, и копия разрешения хранятся в деле объекта строительства органов Госстройнадзора.
Продление или отказ выдачи разрешения на производство строительно-монтажных работ регистрируется в книге регистрации строительства органов Госстройнадзора. В течение 20 дней после подачи заявления органы Госстройнадзора обязаны выдать разрешение или отказ. Отказ должен быть мотивирован.
Разрешение заказчик получает в недельный срок, и в недельный же срок он должен проинформировать органы Госстройнадзора о том, что работы на данном объекте начаты. При непредоставлении данной информации выданное разрешение уже через неделю считается недействительным.
В процессе строительства заказчик в месячный срок письменно информирует органы Госстройнадзора об изменении условий, при которых производилась выдача разрешения. Это может быть замена руководителя работ, лиц, осуществляющих технический, авторский надзор за объектом, окончание срока действия лицензии, окончание экспертизы, приостановление работ или консервация объекта.
При передаче прав на строительство объекта другому инвестору, изменении организационно-правовой формы заказчика или при передаче подряда на строительство другой подрядной организации заказчик должен проинформировать об этом Госстройнадзор в двухнедельный срок. При передаче прав другому заказчику необходимо решение местных исполнительных органов.
При производстве строительно-монтажных работ копия разрешения должна находится на объекте у производителя работ, назначенного приказом подрядчика. И при необходимости должна предъявляться строительному инспектору по его требованию.
Когда разрешения утрачивают силу
Разрешение является недействительным в следующих случаях:
— если строительство не начато в течение 6 месяцев с даты выдачи разрешения;
— если строительство было приостановлено на срок более 1 года;
— если установлены факты фальсификации предоставленных в органы Госстройнадзора документов;
— если имеет место невыполнение заказчиком (застройщиком) требования о недельном сроке информирования;
— если разрешение органов Госстройнадзора не переоформлено в установленном порядке;
— если ежемесячно и ежеквартально не предоставляются сведения о фактическом выполнении объема строительно-монтажных работ и не перечисляются средства на осуществление стройнадзора за данным объектом.
Ответственность за несоблюдение настоящего положения
За ненадлежащее выполнение обязанностей, причинение ущерба неправомерными действиями работники органов Госстройнадзора привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. Пока по данной статье никого не наказали.
Выполнение строительно-монтажных работ на объекте строительства без разрешения, а также выполнение не указанных в разрешении видов работ является самовольным и влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством РБ. Это применение административного кодекса РБ.
ПодготовилаТаисия ЗОЛОТОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 40 за 2002 год в рубрике надзор