Нет специальных полномочий летать на вертолете и выявлять незарегистрированное строительство


Продолжение. Начало в СиН №36 от 27 августа 2002 г.

О приемке объектов
Квинтэссенцией всей деятельности органов Госстройнадзора, осуществления его функций на стадии реализации, на стадии строительства объекта является выдача заключения о готовности объекта к эксплуатации (в соответствии с правилами приемки завершенного строительством объекта, содержащими все основные требования к готовому объекту).
Существует установленный соответствующим постановлением Совмина Беларуси порядок приемки объектов в эксплуатацию. В развитие этого порядка подготовлены СНБ "Правила приемки завершенного строительством объекта". Все основные требования, которым должен соответствовать объект на стадии приемки его в эксплуатацию, изложены в этих нормах.
Документ регламентирует подход к анализу всей исполнительской документации, в частности, актов на скрытые работы. Но в процессе осуществления надзорной функции часто приходится сталкиваться с целым рядом вопросов, на первый взгляд представляющихся незначительными. Например, с вопросом толщины швов кирпичной кладки.
Опыт рассмотрения конфликтных ситуаций подсказывает: даже аналогичный брак, допущенный разными исполнителями, бывает разным. Даже при панельном строительстве разных объектов не бывает абсолютно одинаковых типовых проблем. Поэтому важен глобальный подход со стороны работников органов Госстройнадзора.
Например, кривая кирпичная кладка приводит к перерасходу штукатурного раствора, отделочных материалов. Но если она армирована, если соблюдены основные прочностные характеристики, то можно просто, отметив факт данного нарушения, применить соответствующую экономическую санкцию. Если несущая способность конструкции, всего здания обеспечивается, то речь может идти лишь о будущих отклонениях эксплутационной надежности от нормативной. В заключении может быть отмечено, что тот или иной факт имел место, чтобы в случае, если в процессе эксплуатации внезапно проявятся его негативные последствия, была понятной их подоплека.
Возникают такие ситуации конфликтного характера как, например, следующая: заказчик не дает подрядчику возможности устранить брак (лишняя работа). На самом же деле брак, разумеется, должен быть обязательно устранен, при этом сторонам следует точно рассчитаться друг с другом, может быть, снять какой-то объем работ с процентовки и оговорить это каким-то актом некачественного выполнения работ. Всегда необходимо искать выход из каждой такой ситуации.
Работник Госстройнадзора, выдавая заключение о готовности объекта, должен удостовериться, что все основные требования соблюдены, а если есть какие-то нюансы, то он должен на них указать. Если замеченные недочеты исправимы, то определяется срок их устранения.
Общеизвестно, что существуют определенные отступления от правил приемки объектов в эксплуатацию, в частности, объектов жилищного строительства. Следует отдавать себе отчет в том, что есть объекты, строительство которых осуществляется за счет госбюджета, и есть объекты, возводимые за счет частных инвесторов. В любом случае инспектор обязан отчитаться органам Госкомстата о принятом в эксплуатацию объекте. Если объект не готов к эксплуатации, то рекомендуется процедура передачи его подрядчиком заказчику, который и будет отчитываться этим органам, когда объект будет сдаваться им в эксплуатацию.

Лицензия — важный элемент экономики
В ходе проверки органы Госстройнадзора проверяют наличие лицензий у субъектов хозяйствования, проверяют возможность осуществления тех видов деятельности, которые указаны в перечне, прилагаемом к лицензии.
Известны следующие ситуации: работник надзора в ходе проверке пытается приостановить лицензию на осуществление работ по тепловой санации и реабилитации здания, и тогда выясняется, что такой лицензии нет вообще, — серьезное нарушение! Наличие лицензии — это категория экономическая.
Ведь одна из главных задач государства состоит в том, чтобы включить в производительный труд как можно большую массу населения, поэтому "Белстройлицензия" сегодня пытается осуществлять гибкую политику. Ведь многие граждане страны, имея дипломы о высшем и специальном среднем образовании, хотели бы заниматься именно производительной деятельностью. С другой стороны, они, трудясь в строительно-монтажной сфере, реализуют свое желание и право.

Когда лицензия перестает быть действительной
Есть порядок временного распоряжения лицензирования, там определен порядок приостановки действия лицензий и их аннулирования. В настоящее время решения по аннулированию принимает Минстройархитектуры Беларуси, вопросы же аннулирования рассматриваются с участием министра.
Что касается приостановки действия лицензии, то такое право предоставлено инспекции и департаменту Госстройнадзора.
Разумеется, это крайние меры. В любом случае, лучше вести конструктивный диалог, чтобы все понимали, что от них требуется. Полицейские же меры дают результат чисто внешний.
Исходя из того, что Госстройнадзор осуществляет надзор за лицензированием, он же имеет право вносить представление в органы Госпроматомнадзора, а также еще в ряд органов по лицензированию по приостановке действия лицензий этих органов.

Аврал!
Существует такая очень важная функция органов надзора как участие в технических комиссиях при расследовании причин аварий, разрушений зданий и сооружений, частей конструктивных элементов.
В целом количество аварий по Беларуси не увеличивается. На строящихся объектах по возможности сразу принимаются меры, исключающие возникновение аварийных ситуаций. В 2001 г. четыре аварии произошло в Брестской области, причем только одна из них — на строящемся объекте сельхозстроительства.
Г-н Жижель отметил, что, к сожалению, на объектах, возведенных в 60-е, а также в начале 70-х гг., если и происходят аварии, то чаще всего из-за некачественного изготовления строительных конструкций. В данной связи памятен случай, имевший место на Барановичском станкостроительном заводе (сорвало консоль колонны, — с точки зрения требований проектной документации конструкция была недоармирована, а в процессе эксплуатации на консоли стали возводить дополнительную кирпичную перегородку).
На сегодняшний день есть утвержденное положение о порядке расследования аварий, согласованное с Минюстом Беларуси. Основные требования документа гласят: когда происходит авария, самое главное — проинформировать местную власть и органы Госстройнадзора. На аварию специалисты Госстройнадзора выезжают вместе с представителями МЧС. Создается техническая комиссия, включающая специалистов Госстройнадзора, которая устанавливает причины вызвавшие аварию. В целях безопасности комиссия распространяет эту информацию, чтобы не допустить ничего подобного в будущем.
Органы Госстройнадзора осуществляют контроль соблюдения установленного порядка (порядок утвержден и согласован с Минюстом) и обобщение причин, вызвавших аварии и разрушения.
Во взаимодействии с другими надзорными органами у Госстройнадзора есть соглашение об ограничении полномочий. К сожалению, на ряде объектов, находящихся на подработанных территориях, расположенных над солигорскими шахтами (несмотря на мероприятия по укреплению оснований, там имеют место просадки и обрушения грунта), все еще руководствуются положением Госпроматомнадзора, органы которого регистрируют данные происшествия и санкционируют реконструкцию и капитальный ремонт соответствующих зданий и сооружений.

Нормотворчество и не только
Госстройнадзор участвует в разработке нормативно-методических документов отрасли, а также рассматривает обращения юридических и физических лиц, отнесенные к компетенции Госстройнадзора.

О правах и обязанностях
Поскольку органы Госстройнадзора имеют свои функции, следовательно, они имеют определенные права и обязанности.
К правам органов Госстройнадзора относится право беспрепятственного доступа на все подконтрольные объекты строительства независимо от их назначения и формы собственности с точки зрения финансирования. Факт проведения проверки фиксируется актом проверки. Если при этом не присутствовали заказчик и подрядчик, возможно назначение повторной проверки.
Факт подконтрольности объекта определяется соответствующим соглашением. Подписано такое соглашение и с МО Беларуси. В соответствии с этим документом есть объекты специальные, сверхсекретные, а есть и жилые (например, казармы). Подобные соглашения есть и с пограничными войсками.
Госстройнадзор имеет право получать бесплатно и без каких-либо ограничений проектно-сметную, технологическую, исполнительную документацию, необходимую для выполнения возложенных на органы Госстройнадзора функций. Это в интересах и заказчика, и подрядчика.
Органы Госстройнадзора имеют право выдавать для обязательного выполнения предписаний об устранении нарушений при производстве строительно-монтажных работ.
В какой-то степени здесь помогают классификаторы, содержащие, помимо всего прочего, ссылки на нужные СНиП. Грамотный подход помогает отличить дефект от нарушения. И, конечно, желательно постоянное общение подрядчика, проектировщика, заказчика и строительного инспектора.
Должен быть оговорен перечень этапов, которые непременно следует предъявить инспектору в ходе строительно-монтажных работ. Инспектор имеет право при необходимости выдавать обязательные для заказчиков и подрядчиков предписания о проведении за их счет выборочных вскрытий для осмотра, но допустимый объем этих работ весьма ограничен. Понятно, что всего вскрывать нельзя, чтобы не снизить несущей способности конструкции (сооружения), но убедиться в исправном состоянии тех или иных узлов бывает целесообразно. Стоит оговорить, что действительно можно вскрыть. И если вскрытие показывает, что все выполнено нормально, то можно просто удовлетвориться этим.
Стремясь исключить в дальнейшем применение каких-то более серьезных санкций, Госстройнадзор имеет право приостанавливать производство работ на объекте при выявлении дефектов и нарушений, создающих угрозу деформации, разрушения здания или сооружения, а также при самовольном строительстве. (Самовольным считается строительство, начатое без выполнения обязательных процедур, связанных с регистрацией строительных объектов).
Госстройнадзор имеет право производить отбор образцов материалов и изделий для проведения лабораторных испытаний и экспертизы.
Госстройнадзор имеет право сообщать заказчикам, застройщикам, проектировщикам о привлечении к ответственности должностного лица, нарушающего законодательство в области строительства, не выполняющего предписаний органов Госстройнадзора, об отстранении от работы должностных лиц подрядной организации за систематическое необеспечение выполнения требований нормативно-технической и проектно-сметной документации, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих контроль качества работ, авторский и технический надзор. Госстройнадзор имеет право вносить представление предприятиям, выпускающим строительную продукцию, не соответствующую требованиям нормативно-технической документации.
Проверки качества выпускаемой продукции целесообразно проводить с участием представителей региональных центров Госстандарта, потому что сегодня у них есть право привлекать к ответственности за нарушение обязательных требований норм и стандартов (как известно, есть еще и рекомендательные).
Госстройнадзор имеет право в установленном порядке в пределах полномочий применять к участникам инвестиционного процесса, осуществляющим строительство, предусмотренные законодательством экономические и административные санкции за правонарушения в строительстве.
Административная ответственность предусмотрена Административным кодексом Республики Беларусь. В настоящее время головными органами страны совершенствуется ее законодательная база. Предполагается, что в дальнейшем привлечение к административной ответственности будет осуществляться административными судьями. Это положение будет распространяться на все органы, которые имеют право принять административные санкции.
Существующим кодексом предусмотрено (глава 11) "применение административных санкций за самовольное строительство, за нарушение обязательных требований проектной или нормативной документации в выполненных строительно-монтажных работах, за подписание документов, содержащих сведения, не соответствующие фактическому состоянию и качеству строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий и конструкций, за нарушения приемки в эксплуатацию объектов строительства, за эксплуатацию объектов без их приемки, за невыполнение предписаний органов Государственного строительного надзора, за нарушение установленного порядка представления донесений об авариях зданий и сооружений, а также расследования причин этих аварий, за неудовлетворительное содержание строительной площадки и мест проведения раскопок". Кроме того, предусмотрена ответственность за нарушение Закона об основах архитектурно-градостроительной деятельности. Если по первым семи пунктам данного закона штрафные санкции применяют органы Госстройнадзора, то по следующим — органы архитектурного, градостроительного и территориального развития.
Закон об инвестиционной деятельности регламентирует организационно-правовой порядок в строительстве и деятельности органов Госстройнадзора, а порядок применения административных санкций за правонарушения в строительстве регламентирован Кодексом административных правонарушений.

О наложении взысканий
Порядок применения штрафных административных санкций изложен, сделана даже необходимая выборка из Административного кодекса — специальный документ "Обратный порядок применения административной ответственности за правонарушения в строительстве".
Решая вопрос о целесообразности применения административных либо экономических санкций, всегда следует принимать во внимание форму собственности представляемого нарушителем предприятия. В любом случае не стоит забывать, что административная ответственность — это не только моральное наказание. Ведь административное наказание может повлечь за собой и уголовное. Например, чье-то дело рассматривается в суде, и в ходе рассмотрения выясняется, что субъект в течение, скажем, полугода неоднократно привлекался к административной ответственности.
Поэтому и существует два вида ответственности, так что таковая должна варьироваться в зависимости от ситуации.
При применении административных санкций учитываются материальное и семейное положение нарушителя, то есть предполагается проведение встречи и беседы с этим человеком. Более того, если у него есть какие-то возражения, он вправе опротестовать применение административных санкций. Обратившись в департамент Госстройнадзора, он вправе потребовать проведения расследования всех обстоятельств происшествия. Чаще всего работники Госстройнадзора приходят к соглашению по штрафным административным санкциям, а иногда бывает, что и отменяют данные санкции. Поэтому целесообразно всеобщее ознакомление с порядком привлечения к административной ответственности.

Когда бюрократия в помощь
В основе любой системы управления качеством (той же ISO 9000) лежит тезис, гласящий: качественная работа бюрократов заменяет хорошую работу профессионалов. Отечественной строительной отрасли такая бюрократизация строительной площадки пока не грозит. Но составление форм, отчетов, ведомостей, рапортов — это основа любой службы по управлению качеством строительно-монтажных работ. В равной степени это относится и к надзорным органам при выполнении их функций.

Подготовила Таисия ЗОЛОТОВА
Окончание следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2002 год в рубрике надзор

©1995-2024 Строительство и недвижимость