«Храм Рока» Фрэнка Гери
Посвященный легендарному гитаристу Джимми Хендриксу Experience Music Project (опытный музыкальный центр) является пластическим размышлением о том, каким образом можно представить форму звука. Участок, где расположено здание, ранее относился к выставочному комплексу ЭКСПО-62, поэтому над основным корпусом возвышается панорамная башня, а сквозь здание проходит монорельсовая железная дорога. Шесть объемов разноцветного металла деформируются в соответствии со сложной игрой выпуклых и вогнутых кривых, их образующих. Внутренние пространства предлагают дизайнеру экспозиции относительную свободу экспонирования.
В 1969 кричащая передача "Star Spangled Banner" с Джимми Хендриксом громогласно возвестила об окончании "эры невинности". Его звучное и лирическое "А ты опытен?" часто ассоциируется с EMP (Allen's Experience Music Project), созданным миллиардером Полом Г. Алленом. Будь Хендрикс жив, он бы обязательно оценил конструкторский подход к новому музею поп-музыки в Сиэттле.
Архитектор Фрэнк О. Гери построил свою карьеру на плавно изогнутых вертикальных и горизонтальных линиях в конструкциях зданий, — вызывающих и иногда поэтических. Сиэтлский ЕМР, открывшийся всего за неделю до Дня Независимости, подарил Фрэнку Гери Пола Аллена — идеального клиента с его метафорическим видением рок-н-ролла. В результате в центре Сиэтла возник бросающийся в глаза, единственный в своем роде архитектурный объект в уникальном исполнении.
Новая металлическая обшивка здания выглядит как сияющая поверхность струи. Она свободно "волнуется" и покачивается, напоминая скульптурный занавес "Nike of Samothrace" Клауса Слатера, высеченный в 14 веке (фаворита Гери). Полупрозрачные ленты "скульптурного свода" подчеркивают волнообразность другого слоя.
По словам Гери, вдохновила его на этот проект груда хлама, собранного в магазине электрогитар рядом с его офисом в Санта-Монике. Действительно, формы и окончания ЕМР затрагивают в американском подсознании такие многозначительные вещи, как гитара, кузов автомобиля и смокинг напрокат.
Бросая вызов традициям архитектуры и скульптуры, EMP выполнен в очень резонирующих цветах, что вызывает ответную реакцию. Из пяти тонов, которыми окрашены различные части здания, наиболее впечатляющий — глубокий пастельно-голубой, покрытый устойчивой автомобильной краской, соперничающий с пульсирующим красным в другой части. А три остальных тона (золотой, серебряный и мерцающий "пурпурный иней") достигаются специальной обработкой поверхности металла.
Встречаясь со вчерашним будущим
Футуристические перегибы ЕМР явно ко двору в сиэтлском центре: совсем рядом находится "Космическая Игла", — достопримечательность, появившаяся после Всемирной выставки 1962 года. Поблизости расположены другие футуристические пережитки прошлого, включающие "Тихоокеанский научный центр", "Key Arena" (Старый Колизей) и обновленный Международный фонтан. Карнавальные огни на дорожках "Fun Forrest" вспыхивают и гаснут прямо за стенами.
"Это место породило много свободы", — признается Гери.
Индустриальный и одновременно монументальный, сюрреалистический и ироничный, ЕМР вызывает всплеск эмоций: в свое время его внешний вид бурно обсуждался критиками. Однако как только строительство было завершено, и ЕМР гостеприимно распахнул свои двери, гневные выкрики протеста утонули в великолепии реликтовых гитар, многоярусного интерьера и скульптурных эффектов.
Внутри "Храма Рока"
Два входа в здание площадью 140.000 квадратных футов (13.000 м2), один с улицы, другой со второго этажа, на ребре "Fun Forrest" соединены длинной лестницей.
Внутреннее убранство разделяется многоуровневой стеной-"змейкой", которая проходит над длинной лестницей и отделяет выставочную галерею и инфо-стенды от служебных помещений.
От входа на втором этаже посетители попадают в "Sky Church" (Небесную Церковь), театрального вида многоярусную залу, над которой проецируются фотографии. На дальней стороне коридор открывает экран и вход в зал "Путешествия артиста", в котором хранятся видеоматериалы и документы, касающиеся гастрольных поездок Хендрикса.
Задняя стена "Sky Church" выходит на широкий проспект между временной и постоянной выставками, которые притягивают взгляд, как витрины магазинов. В конце улицы находится ряд экспозиций, называемых "Северо-западный пассаж", который посвящен традициям и персоналиям северо-западных музыкальных течений. Вверх по лестнице, на третьем ярусе ЕМР, расположена коллекция инструментов и снимков "Вехи", отражающая наиболее важные моменты поп-музыки. Там же находятся комнаты интерактивных экспозиций.
В галереях малой стороны, образовательного и кураторского разделов проекта, представлены десятки тысяч экспонатов, — от рекламных листовок до картинок, одежда и гитары, возможно, самое большое количество гитар, собранных в одно время и в одном месте. Там же воспроизводятся аудио и видеозаписи, некоторые довольно плохого качества, некоторые воссозданы в форме интервью с малоизвестными мастерами.
ЕМР насквозь пронизан духом Джимми Хендрикса, полубога ритм-энд-блюза, фанка и психоделической музыки, уроженца Сиэтла, чья мистическая персона и надрывные соло на гитаре до сих пор будоражат мир.
Аллен вместе с создателями ЕМР видел тесную связь между рок-н-роллом и электроникой, связь, которую проект поднял на новый уровень. В глубине ЕМР находится площадка, заполненная кабинками, будками и павильонами всех размеров и калибров, моделирующими реальную студию звукозаписи, в которой каждый желающий может попробовать себя в роли заправского шоумена. Там же находится кабинка, в которой имитируется акустика стадиона или концертного зала.
Работа для компьютера космического века.
Хотя при проектировании было создано более сотни физических моделей, ЕМР смог появиться на свет только благодаря прогрессу компьютерных программ. Формирование наружного дизайна стало направлением работы фирмы Гэри. Его инженеры разработали уникальные методики, использовав одну из наиболее тяжелых профессиональных 3D систем — CATIA. CATIA была разработана французской компанией "Dessault Systems" для проектирования истребителей "Мираж" и широко используется в аэрокосмической и автомобильной отраслях, где качество проектирования зависит от точности и скорости расчетов. Гэри, один из немногих архитекторов, использующих в работе данную системой, использовал ее по максимуму для ЕМР.
При разработке ЕМР компьютерное моделирование использовалось настолько широко, что бумажную стадию работы удалось исключить вообще. 21 000 листов металла эксцентрической формы, образующих наружную обшивку, были вырезаны лазером, управляемым компьютерной программой.
Легко понять неприятие дизайна ЕМР проезжающими мимо. Конструкция была одновременно поэтическая и уродливая в зависимости от времени суток и угла зрения. Переплетения стальной арматуры сформировали базу для слоя бетона, на который была положена влагостойкая краска. Уложенные внахлест панели наружной обшивки поддерживаются короткими трубами, находящимися поверх конструкции.
Также нелегко было обеспечить гармонирующие акустику и звукоизоляцию. Открытая структура хорошо отражает звук внутри здания и множество его отдельных источников, которые могли бы перекрывать друг друга, не будь покрытия. Коллекция из 80.000 экспонатов, из них 1.200 выставленных одновременно, требуют постоянного климатического режима. В то же время открытость интерьера не позволяет спрятать механические системы. Экстраординарный дизайн и детализация позволили реализовать идею.
"Никто никогда не говорил, что это невозможно" — признался Дэйв Арнольд, один из архитекторов проекта ЕМР.
Одна волна посетителей сменяет другую, но уже сейчас отчетливо ясно, что "Храм Рока" стал живым растущим организмом, достоянием будущего. В летних сумерках подсвеченные стены ЕМР напоминают гигантский гриб. Монорельс проходит через здание, подвесная дорога ныряет и петляет, а "Космическая игла" парит над всем этим великолепием.
Глядя на ЕМР, легко поверить, что невинность и опыт могут уживаться вместе в Сиэтле.
Материал подготовила Ольга КЛИНДЮК.
Фото Стэна СМИТА и Лары СВИММЕР
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 2002 год в рубрике архитектура