Всемирная торговая организация (ВТО) — баланс прав и обязательств


Всемирная торговая организация — международный орган, который устанавливает правила торговли между странами не на основании своего устава или другого единого и единственного юридического документа, а на основании соглашений, подписанных государствами-участниками международной торговли.
К системе “многосторонней” торговли ВТО все ее участники присоединяются в результате переговоров. Таким образом, членство в ВТО означает баланс прав и обязательств. Члены ВТО пользуются льготами, которые им предоставляют другие страны-участницы, но в то же время и сами берут на себя обязательства открыть свои рынки и считаться с принятыми правилами. Основная задача ВТО — содействие беспрепятственной международной торговле, не допуская при этом злоупотреблений и отрицательных последствий, то есть без барьеров.
Система торговых отношений, принятая ВТО, появилась в 1948 г., когда Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГААТ) были установлены правила организации торговли. Для большинства государств — нынешних членов ВТО переговоры проходили еще в рамках старой системы ГААТ. Большинство этих стран стали автоматически членами-учредителями ВТО 1 января 1995 г., когда подписали Соглашение “уругвайского” раунда переговоров в Марракеше (в апреле 1994 года). Некоторые страны присоединились к ГААТ после апреля 1994 г., но до создания ВТО, и также автоматически стали членами-учредителями ВТО.
Республика Беларусь, ставшая наблюдателем в ГААТ в 1993 г., сохранила этот статус в ВТО. К январю 2002 г. в состав ВТО входили уже 144 государства-члена, а 30 государств заявили о желании вступить в ВТО (сейчас они являются наблюдателями). Любое государство или территория, имеющие полную автономию в осуществлении своей торговой политики, могут присоединиться к ВТО. При этом заявитель обязан пройти четыре этапа.
Первый этап: “расскажи о себе”. Правительство страны, претендующей на членство в ВТО, должно описать все аспекты своей торговой и экономической политики, которые имеют отношение к соглашениям ВТО. Эти сведения представляются в виде меморандума, который затем изучает рабочая группа, открытая для всех членов ВТО.
Второй этап: “изложи то, что ты предлагаешь”. Когда рабочая группа достигает определенного прогресса по принципиальным вопросам политики, начинаются параллельные двусторонние переговоры между вероятным новым членом и отдельными странами-членами ВТО. Эти переговоры охватывают тарифы и отдельные обязательства по допуску товаров и услуг на свои рынки, а также другие вопросы политики в области товаров и услуг. Основное обязательство нового члена ВТО — применять ко всем членам ВТО равные (не дискриминационные) правила, даже если проводятся двусторонние переговоры.
Третий этап: “составление проекта условий членства”. После завершения двух первых этапов рабочая группа придает окончательную форму условиям членства в ВТО. Это оформляется в виде отчета, проекта соглашения о членстве (“протокол о присоединении”) и “схем обязательств”.
Четвертый этап: “решение”. Пакет документов (в него входят отчет, протокол и схемы) представляется на Генеральный Совет ВТО или в Министерскую Конференцию. Если 2/3 членов ВТО голосуют “за”, заявитель может подписать протокол и присоединиться к организации.
В некоторых случаях, в соответствии с законодательством страны, ее парламент должен ратифицировать соглашение прежде, чем членство считается оформленным.
Соглашения ВТО — это объемные и сложные документы, однако в их основе лежит ряд простых исходных принципов, которые образуют фундамент системы международной торговли: открытость, гласность и предсказуемость.
О положении двух основополагающих документов Всемирной торговой организации. Соглашение по техническим барьерам в торговле (Соглашение по ТБТ) и Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам (Соглашение по СФС) предусматривают создание в стране системы взаимного обмена информацией, цели которой: преодолеть технические барьеры в торговле, предупредить повышение технических барьеров в торговле в будущем, оказывать влияние на содержание нормативных документов и иметь реальную возможность соответствовать требованиям будущих регламентов. Для осуществления этих целей в стране должен функционировать информационный центр, в обязанности которого входят: взаимный обмен уведомлениями и комментариями между Комитетами ВТО по ТБТ и СФС и органами государственного управления Республики Беларусь; предоставление проектов нормативных документов по запросам государств-членов ВТО; публикация информации о проектах, разрабатываемых в стране технических регламентов и стандартов; ответы на запросы.
Кстати, такой информационный орган существует в каждом государстве-члене ВТО. В свою очередь, ВТО публикует перечень этих информационных центров.
Республика Беларусь проинформировала ВТО о создании Национального информационного центра по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам, направив 13 сентября 2001 года в секретариат ВТО соответствующее уведомление. В декабре 1995 г. Республика Беларусь представила ВТО Меморандум о своем внешнеторговом режиме.
На очереди — раунды переговоров для достижения на основе баланса прав и обязательств таких условий, которые будут отвечать долговременным интересам нашей страны.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 2002 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость