Тарифная политика на энергоресурсы Министерства энергетики


Проводимая Минэнерго совместно с Минэкономики Республики Беларусь тарифная политика ставила и ставит своей задачей существенное снижение тарифов на энергоресурсы для реального сектора экономики республики, постепенное выравнивание их с тарифами для потребителей Российской Федерации.

По состоянию на 10 июня 2002 г. реализовано снижение следующих тарифов:
1) с 1 марта 2002 г. снижен с 3,6 до 2,6 цента США за кВтч тариф на электроэнергию для сельскохозяйственных потребителей, что практически уравняло его с тарифом для сельскохозяйственных потребителей России.
2) с 1 мая 2002 г. снижен с 3,3 до 2,6 цента США за кВтч тариф на электроэнергию для бюджетных организаций.
3) с 1 мая 2002 г. снижен с 20,0 до 11,2 долларов США за Гкал тариф на тепловую энергию для всех регулируемых потребителей Республики Беларусь, что соответствует уровню тарифа для регулируемых потребителей России.
В течение текущего 2002 года для тринадцати наиболее энергоемких предприятий установлены наиболее льготные тарифы на потребляемый природный газ со снижением от уровня 56,7 до 40,8 — 46,5 долларов США за тысячу куб. метров.
В результате предпринятых экономических мер с реального сектора экономики через тарифы на энергию в годовом исчислении снята финансовая нагрузка в 162,1 млрд. рублей, а для тринадцати предприятий, через льготные тарифы на природный газ — 16,7 млрд. рублей.
Во исполнение Соглашения между правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании равных условий в области ценовой политики подготовлено и принято соответствующее решение по точечному снижению тарифов на электроэнергию для сорока предприятий до уровня 3,0 цента США за кВтч, по дополнительному снижению на 20 процентов к ранее произведенному на тепловую энергию для БШК “Белшина” и Могилевского “Химволокно” до уровня ниже себестоимости ее производства концерном “Белэнерго”, общему снижению для промышленных групп потребителей цены на газ с 56,76 до 47,93 долларов США за тысячу куб. метров и тарифа на электроэнергию с 3,98 до 3,82 цента США за кВтч.
В результате этих мер с реального сектора экономики дополнительно будет снята до конца 2002 года финансовая нагрузка в 156,0 млрд. рублей.

Установление контроля за денежными потоками по электроэнергии
В прошедшем 2001 году республикой было потреблено 33,2 млрд. кВтч электроэнергии, из них 25 млрд. кВтч выработано на электростанциях республики, и 8,2 млрд. кВтч закуплено по импорту (6,2 млрд. кВтч из России и 2 млрд. кВтч из Литвы). Электроэнергия из России и Литвы закупалась соответственно по 1,25 и 1,18 цента США за кВтч (без НДС).
РАО “ЕЭС России” 13 марта 2002 года со ссылкой на положения действовавшего договора и на то, что с 1 марта 2002 года постановлением Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) России на 20 процентов были увеличены тарифы на электроэнергию, отпускаемую с Федерального оптового рынка энергии и мощности (ФОРЭМ), потребовало от белорусской стороны согласовать повышение цен с 1 апреля 2002 года до уровня 1,55 цента США за кВтч. В результате проведенной работы удалось добиться снижения цены с 1,55 до 1,3608 цента США кВтч, что в год даст эффект примерно в 12 млн. долларов США и определит сегодня и на будущее принцип формирования цены на поставку электроэнергии из России в Республику Беларусь в привязке к цене ФОРЭМа для покупателей регионов Северо-Запада и Центра Российской Федерации. По состоянию на 1 июня 2002 года тариф 1,3608 цента США полностью соответствует тарифу для АО “Смоленскэнерго”. С 20 мая 2002 г. возобновлена поставка электроэнергии из России по указанной цене.
Аналогично развивается и ситуация с поставками электроэнергии из Литвы. Синхронно с попыткой подъема цены на поставку электроэнергии из России была предпринята попытка подъема цены на поставку электроэнергии из Литвы с 1,18 до 1,36 цента США за кВтч. Проводимая Минэнерго работа позволила пролонгировать действующий договор, и с 5 июня 2002 электроэнергия из Литвы поставляется по цене 1,18 цента США за кВтч.

Природный газ
В 2002 году предусмотрено поставить в республику 16,5 млрд. куб. метров природного газа, в т.ч. 10,2 млрд. от ОАО “Газпром” и 6,3 млрд. от МЭК “ИТЕРА”. Во исполнение Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании равных условий в области ценовой политики с ОАО “Газпром” 29 апреля 2002 подписано Дополнение к рамочному контракту, устанавливающее с 1 мая 2002 г. цену на поставляемый природный газ в 660 российских рублей (21,11 доллара США по курсу на 1 июня 2002 г.) за тысячу куб. метров с учетом НДС. Впервые в договорных отношениях с ОАО “Газпром” расчетной денежной единицей контракта установлен российский рубль, что на больших объемах поставок позволяет иметь существенный выигрыш на девальвации рубля — около 4 млн. долларов США до конца 2002 года.
К сожалению, до настоящего времени не удается решить вопрос использования упомянутого соглашения с МЭК “ИТЕРА”, т.е. о поставках с 1 мая 2002 г. их объемов природного газа в республику по цене 21,11 доллара США за тысячу куб. метров. В связи с этим для изменения данной ситуации Министерством энергетики предприняты следующие меры:
1) подписан 17 мая 2002 г. с Председателем Правления ОАО “Газпром” А. Б. Миллером протокол, предусматривающий увеличение поставок природного газа в 2002 году на 1,5 млрд. куб. метров от ОАО “Газпром” по цене более низкой, чем предлагаемая МЭК “ИТЕРА”;
2) ведутся переговоры с тремя независимыми импортерами о поставках каждым из них в 2002 году до 1 млрд. куб. метров природного газа.
Понимая, что неплатежи за потребленные в республике энергоносители порождены неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием некоторых субъектов хозяйствования и отсутствием должной ответственности некоторых руководителей, Минэнерго в январе текущего года был разработан комплекс экономических и административных мероприятий, направленных на повышение уровня сбора платежей.
За период январь-май 2002 года реализованы следующие административные мероприятия:
1. Протоколом поручений Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2002 г. №5 (пункт 2) предписано всем потребителям энергоресурсов до начала отопительного периода 2002/2003 года принять меры по ликвидации образовавшейся по состоянию на 1 января 2002 г. задолженности по оплате потребленного природного газа, электрической и тепловой энергии, топливных брикетов при осуществлении полной оплаты их текущего потребления.
2. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2002 г. № 358 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию” ужесточены требования к потребителям-неплательщикам в части их ограничения и отключения от энергоносителей, выставлено требование обязательной 100-процентной оплаты текущего потребления и предписано принять меры по ликвидации образовавшейся на 1 января 2002 г. задолженности за потребленные энергоресурсы.
3. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2002 г. № 599 “Об отсрочке погашения задолженности за природный газ, электрическую и тепловую энергию” сельскохозяйственным потребителям проведена реструктуризация ранее накопленных долгов на сумму более 400 млрд. руб. и предписано с 1 апреля 2002 г. обеспечить 100-процентную оплату текущего потребления энергоресурсов.
4. Постановлением Совета Министров от 8 мая 2002 г. № 602 “Об утверждении предельных нормативов использования неденежной формы прекращения обязательств по расчетам за природный газ, электрическую и тепловую энергию” практически в 2 раза по сравнению с ранее действовавшими уменьшены нормативы неденежной формы для потребителей энергоресурсов. Денежная форма должна составить 70 процентов оплаты за потребленные энергоресурсы.
5. Подготовлен, согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами и находится на рассмотрении в Совете Министров Республики Беларусь проект Указа Президента Республики Беларусь “О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 года № 314”, который ужесточит требования по денежной составляющей в платежах за потребленные энергоресурсы и обяжет потребителей обеспечить 100-процентную оплату текущего потребления энергоресурсов.
6. Подготовлен и находится на согласовании в заинтересованных министерствах и ведомствах проект постановления Совета Министров Республики Беларусь “Об утверждении Положения о порядке сокращения (лимитирования) отпуска потребителям природного газа, электрической и тепловой энергии”, который систематизирует, ужесточит порядок ограничения и отключения потребителей-неплательщиков и повысит ответственность руководителей субъектов хозяйствования за последствия ограничений и отключений.
7. Систематически, один раз в месяц, во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 314 “О расчетах за природный газ, электрическую и тепловую энергию”, направляются в Комитет государственного контроля Республики Беларусь предложения по депремированию и привлечению к дисциплинарной ответственности руководителей предприятий-неплательщиков за потребленные энергоносители. За период с 1 января 2002 г. по 1 мая 2002 г. привлечены к ответственности 394 руководителя.
8. Систематически заместители председателей облисполкомов, заместители министров и руководители предприятий заслушиваются на заседаниях республиканской Комиссии по контролю над осуществлением расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию при Совете Министров Республики Беларусь.
В результате уже предпринятых и предпринимаемых Минэнерго мер несколько улучшается дисциплина внутренних платежей, что очевидно из приведенных ниже данных.

Уровень оплаты потребителями за отпущенную им электрическую и тепловую энергию:

Январь

Февраль

Январь-февраль

Март

Январь-март

Апрель

Январь-апрель

Май

Январь-май

2001г.

80,5

82,5

81,5

84,8

82,6

84,8

83,1

88,0

83,9

2002г.

76,3

87,3

83,0

92,6

86,0

91,8

87,3

105,1

90,1

Это позволило за период январь-май 2002 г. вместе с другими мероприятиями снизить долги за импортированную из России и Литвы электроэнергию на 47,7 млн. долларов США (с 87,6 млн. до 39,9 млн. долларов США).
Однако долги за газ перед ОАО “Газпром” и, в меньшей степени, перед МЭК “ИТЕРА” продолжают нарастать прежними темпами: за январь-май текущего года выросли в сумме на 70 млн. долларов США и составляют по состоянию на 1 июня 2002 года 296,1 млн. долларов США.
С целью снижения себестоимости выработки и передачи энергии Минэнерго предпринимаются следующие действия:
1.Решением коллегии и приказом Минэнерго концернам “Белэнерго”, “Белтопгаз”, и предприятию “Белтрансгаз” доведено задание до конца 2002 года на 20% снизить внутренние издержки, в том числе за счет сокращения на 10% численности персонала, прежде всего административно-управленческого. Решением этой же коллегии и приказом предписано до конца 2002 года заморозить рост заработной платы.
2.Принято и реализуется решение об увеличении в текущем году выработки собственной электроэнергии и уменьшении, соответственно, закупки ее по импорту. В 2001 году было закуплено 8,2 млрд. кВтч, в текущем планируется закупить 4-4,5 млрд. кВтч. Это должно дать снижение себестоимости порядка 36 млрд. рублей, в бюджет республики дополнительно поступит порядка 9 млрд. рублей.
3.В текущем году будет изменена структура закупки электроэнергии по импорту. В 2001 году она была экономически неоправданной: при общем объеме закупки в 8,2 млрд. кВтч в России было закуплено 6 млрд. кВтч, а в Литве 2,2 млрд. кВтч. В то время как цена покупки электроэнергии из России была 1,25 цента США за кВтч, а из Литвы — 1,18 цента за кВтч, и никаких ограничений со стороны “Лиетувос энергия” по объему закупки не было. В этом году приоритет будет отдан покупке энергии из Литвы.
4.Предпринимаются меры по уменьшению объемов бартерных зачетных операций. При оплате электроэнергии, например, в прошлом году РАО ЕЭС России в денежной форме цена покупки одного кВтч составляла 1,25 цента США, а при зачетных операциях вводился коэффициент 1,5, и цена составляла 1,875 цента США. Из всей закупленной в 2001 году электроэнергии из России и Литвы только 7,1 процента поставок было оплачено деньгами. Упущенная выгода составила 37,19 млн. долларов США.
5.Ведутся переговоры с независимыми поставщиками газа, которые в альтернативу МЭК “ИТЕРА” заявляют о готовности уже в этом году поставлять в республику газ по цене не выше цены ОАО “Газпром”.
6.В срок до 31 июля 2002 г. с ФЭКом России должна быть отработана методика расчета стоимости тарифа транзита российского газа в Европу по газотранспортной системе Республике Беларусь, и тариф должен быть увеличен с 0,26 по меньшей мере до 0,4 цента США за прокачку тысячи куб. метров газа на расстояние 100 км, что даст годовой экономический эффект порядка 20 млн. долларов США.
7.При составлении “Балансов топливно-энергетических ресурсов Союзного государства России и Беларуси на 2003 год” стоит задача добиться от российской стороны увеличения квоты на поставки от ОАО “Газпром” как гарантии покупки более дешевого газа.

При подготовке материала использовалась информация Минэнергетики.
Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 2002 год в рубрике энергетика

©1995-2022 Строительство и недвижимость