Международные стандарты и торговля
Хотя международные экологические стандарты серии ИСО 14 000 носят добровольный характер, они способны оказать существенное воздействие на торговые отношения.
Некоторые страны рассматривают сертификацию в соответствии с международными стандартами как средство повышения конкурентоспособности на внешнем рынке и укрепления рыночных позиций.
Например, в Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО включены международные стандарты в качестве основы для согласования национальных стандартов.
То есть страны, которые принимают схему экомаркировки типа I, расходящуюся со стандартом ИСО (ИСО 14 024), могут столкнуться с необходимостью обосновать любое отклонение от стандарта, который принят на международном уровне.
В проведенном недавно исследовании изучался вопрос о том, каким образом наличие разнообразных экологических ярлыков влияет на торговлю. 20% опрошенных сочли, что экомаркировка оказывает большое воздействие на экспортные возможности, а 46% ответили, что наличие международно признанного ярлыка существенно отражается на экспортных возможностях.
Проведенные исследования показали, что главными стимулами к применению СЭМ относятся соблюдение экологического законодательства, выполнение экспортных требований, соответствие обязательным промышленным стандартам и удовлетворение требований международных договоренностей в области природоохранной деятельности.
Еще одним стимулом является желание сохранить конкурентоспособность на общем рынке в сочетании с необходимостью увеличения рыночной доли.
В 1998 году ООН по промышленному развитию завершила исследование, которое показало, что 70% компаний в развивающихся странах и странах, которые находятся на переходном этапе считают, что соблюдение стандарта ИСО 14 001 может открыть возможности в области торговли и укрепить положение страны на мировом рынке.
Рост числа международных стандартов также отразится на мелких и средних предприятиях (МСП).
Поскольку более крупные объединения просят своих поставщиков применять стандарт ИСО 14 001, то МСП будут вынуждены удовлетворять этому требованию, чтобы оставаться конкурентоспособными.
В одном из исследований, на которое ссылается газета “International Environmental Systems Update” содержатся результаты в разбивке по 100 ведущим компаниям, вошедшим в перечень журнала “Форчун”.
Результаты исследования показывают, что 10 первых компаний учитывают в своей деятельности экологические проблемы, как и компании, которые имеют собственную экологическую политику.
По материалам11-ой сессии рабочей группы по политике в области технического согласования и стандартизации ЕЭК ООН
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 2002 год в рубрике экономика