Национальная градостроительная доктрина в системе управления процессами градостроительного развития
Окончание. Начало в СиН №26
Реформирование правовой и нормативной базы градорегулирования
Современный период формирования градостроительного законодательства и градостроительных нормативов связан с наполнением их новым содержанием, обусловленным реформированием системы управления процессами градостроительного развития.
Реформирование градостроительного законодательства должно быть направлено на решение следующих задач:
— законодательное закрепление предмета, объектов и субъектов градостроительного права;
— законодательное закрепление принципов градостроительной политики и механизма реализации градостроительной политики на разных уровнях управления;
— определение порядка установления стандартов, определяющих качество и безопасность среды жизнедеятельности населения;
— определение порядка установления правового статуса поселений и территорий, регламентов и режимов использования территорий градостроительного освоения;
— определение состава, порядка разработки и законодательного закрепления градостроительной проектной документации;
— закрепление в законодательном порядке процедур градорегулирования;
— закрепление в законодательном порядке прогнозирования, программирования, планирования в качестве важнейших методов управления процессами градостроительного развития;
— определение порядка организационного и финансового обеспечения градостроительной деятельности;
— определение порядка информационного и научного обеспечения градостроительной деятельности;
— установление прав и обязанностей субъектов градостроительной деятельности — органов управления всех уровней, включая местное самоуправление, юридических и физических лиц, общественных организаций;
— закрепление в законодательном порядке процедур контроля, разрешения споров, ответственности за нарушение градостроительного законодательства.
Реформирование проектно-планировочной деятельности
Регулирование градостроительной деятельности осуществляется на основании и в соответствии с проектно-планировочной документацией, каждый вид которой имеет свое место и значение в системе актов градорегулирования.
Проектно-планировочная документация пока не разрабатывается в соответствии с требованиями времени. Генеральные и детальные планы должны давать четкую правовую информацию для инвесторов и владельцев недвижимости и быть полезны не только органам местного управления, но и всем потенциальным собственникам.
Проектно-планировочная документация должна стать инструментом управления и привлечения инвестиций. Новым видом обязательной градостроительной документации должен стать генеральный зональный план городов и сельских поселений, устанавливающий правовой, экономический и функциональный статус территорий поселений и их частей.
Демократизация процедур принятия решений
Управление процессами градостроительного развития должно осуществляться, обеспечивая баланс общественных и частных интересов. Для этого важно использование демократических институтов, расширение форм участия населения, общественных организаций в разработке, принятии и реализации градостроительных решений. Демократизация процедур управления процессами градостроительного развития является способом утверждения гуманных ценностей, более полного учета интересов людей, живущих на данной территории.
Процедуры градорегулирования должны обеспечивать уважение к правам личности, разных социальных групп, учитывать их потребности, предпочтения, культурные традиции. Такой подход направлен на сохранение исторически сложившихся особенностей поселений, накопленных культурных ценностей.
Участие населения в принятии решений по развитию своей территории имеет большое значение для активизации процессов градостроительного развития.
Откровенные и всесторонние обсуждения проблем и путей развития жителями и разработчиками проектов создают обстановку взаимного доверия, позволяют выработать концепцию развития, поддерживаемую населением, проживающим на данной территории. Этим обеспечивается принятие решений, в наибольшей степени отвечающих местным потребностям и учитывающих местные интересы.
Местные инициативы, направленные на привлечение инвесторов, способствуют активизации экономического развития, повышению занятости и росту доходов местных жителей.
Однако при этом нередко рождаются гипертрофированные проектные предложения.
Кроме того, решение таких задач, как развитие транспортных коммуникаций, энергообеспечение, удаление отходов и др., требует учета интересов многих пользователей и должно предусматриваться для относительно больших территорий.
Развитие локальных территорий должно подчиняться требованиям, установленным для более крупных территориальных образований, в состав которых они входят, но при определении этих требований должны учитываться условия и особенности локальных территорий.
Процедура согласования обеспечивает безопасность процессов градостроительного развития и является базой для принятия решений органами власти.
Однако она имеет и существенные недостатки — длительность сроков, многоступенчатость и сложность, высокая степень ответственности согласовывающих инстанций, из-за чего принятие решений затягивается.
Обеспечение реализации положений Национальной градостроительной доктрины и контроль их выполнения
Реализация положений Национальной градостроительной доктрины связана с интеграцией и сотрудничеством всех заинтересованных структур государственной власти и управления, органов местного самоуправления, профессиональных институтов, общественных объединений и граждан. Согласование государственных, общественных и частных интересов в области градостроительной деятельности обеспечивается посредством выполнения требований государственных градостроительных правовых и нормативных документов, градостроительной проектной документации в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, а также посредством осуществления контроля над их выполнением.
Создание, использование, реконструкция и любые иные изменения недвижимости должны соответствовать утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам застройки.
Споры, возникающие при осуществлении градостроительной деятельности, рассматриваются республиканскими органами государственного управления, исполнительными и распорядительными органами, судом в пределах их компетенции.
Одним из средств реализации и контроля выполнения положений Национальной градостроительной доктрины является создание и развитие системы информационного обеспечения градостроительной и инвестиционно-строительной деятельности на основе ведения градостроительных кадастров различных уровней, технического учета и инвентаризации объектов недвижимости.
Г. А. ПОТАЕВ,заведующий кафедрой “Градостроительство” Белорусского национального технического университета, доктор архитектуры (Минск)
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 2002 год в рубрике архитектура