О развитии стандартизации, метрологии и сертификации в СНГ


Что касается индивидуального развития государств-членов МГС в области стандартизации, метрологии и сертификации, то здесь следует учитывать множество национальных и экономических составляющих. Поэтому ключевые аспекты работ в области стандартизации, метрологии и сертификации руководители делегаций стран-участников 21 заседания МГС прокомментировали следующим образом.

Республика Армения проводит аккредитацию органов по сертификации аппаратуры. В соответствии с международными требованиями Армения вносит изменения в государственную законодательную базу в области стандартизации, метрологии и сертификации и приступила к разработке технических регламентов.
Грузия, вступив в ВТО, на 30 % сократила требования, заложенные в национальной нормативной базе стандартов, и начала проводить политику добровольной стандартизации. В данный момент грузинские коллеги разрабатывают Концепцию проведения оценки соответствия. При проработке ключевых позиций Концепции основное внимание уделяется строгому соблюдению последовательности процесса проведения процедур. Во главу угла поставлены четкая отработка процедур, техническое нормирование и адаптация национальной законодательной базы к законодательной базе ВТО.
В Казахстане на сегодняшний день действует около 80% межгосударственных стандартов. Создано около 40 технических комитетов. Недавно появились два новых технических комитета: по цветным и вторичным металлам. Активную работу проводят 2 республиканских института и 52 национальных центра по сертификации. К области интересных наработок можно отнести и то, что органы государственного надзора в Казахстане работают исключительно в сфере реализации продукции. Еще одно новшество — отменена проверка лицензионной деятельности. И наконец, введена аккредитация консалтинговых услуг.
В Российской Федерации на рассмотрение Госдумы вынесен проект Закона “О технических барьерах, санитарных и фитосанитарных условиях”. С нынешнего года стандартизация в России полностью становится добровольной, а технические регламенты будут приниматься на уровне региональных законов. Кроме того, вскоре принятию технических регламентов и стандартов будет предшествовать процедура их публичного обсуждения. В разработке этих нормативных документов будут задействованы 44 ведомства РФ. На такие нововведения Правительство России вынуждено было пойти, учитывая тот факт, что прежняя процедура создания нормативных документов на отраслевом уровне сдерживала темпы развития российского предпринимательства.
Подписан приказ о выделении региональных центров по стандартизации РФ с наделением их полномочиями контрольно-надзорных функций. В настоящее время россияне решают вопрос о разграничении ведомственной подчиненности органов госнадзора и органов по сертификации. Теперь деятельность органов контроля и надзора будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований. Регистрируется новая российская организация “Росиспытания”, которая будет работать в области аккредитации.
Учитывая то, что в последние годы в России ежегодно разрабатывалось всего 400 стандартов (для сравнения, в СССР разрабатывалось до 4 000 стандартов в год), РФ взяла курс на интенсификацию работ в области разработки стандартов. Особенно активно будут развиваться такие направления, как патентование и техническое регулирование, так как именно они оказывают непосредственное влияние на рост ВВП.
Внесены изменения в Закон РФ “О закупках продукции для государственных нужд”. Большая часть изменений касается импортной продукции. В соответствии с новым законом проверка импортной продукции будет сопровождаться предзакупочными инспекциями. Кроме того, в России вводится процедура ревизии сертификационных систем. Это нововведение вызвано ужесточением контроля над качеством продукции и в первую очередь затронет интересы 1 500 тысяч российских предприятий, которые уже получили сертификаты ИСО. Предполагается, что эти изменения прежде всего коснутся отраслей автомобилестроения и авиационной техники.
Украина готовится к вступлению в ЕС, в связи с чем реформирует область технического регулирования, минимизирует затраты на сертификацию экспорта, проводит политику добровольности стандартов, вовлекая в этот процесс структуры с негосударственной формой собственности.
На сегодняшний день национальная база стандартов Украины насчитывает 22 тысячи нормативных документов. В ближайшие 7 лет планируется гармонизировать еще 8,5 тысяч стандартов. Финансирование работ по гармонизации национальной нормативной базы осуществляется из государственного бюджета. Однако, по мнению руководителя делегации, основная сложность работ заключается в том, что даже несмотря на то, что все национальные технические регламенты разрабатываются на основании Европейских директив, Украина пока не готова к их внедрению. И все же, несмотря на множество существующих проблем, на рынках Европейских стран осуществляется сертификационная поддержка национальной продукции Украины.
В Беларуси приняты Закон “Об оценке соответствия продукции” и Закон “О единстве измерений”. Утверждено 12 национальных эталонов, действуют 5 региональных программ. Совместно с ведомствами разработан ряд новых стандартов. Проходит активное внедрение стандартов серии ИСО 17 005 и серии ИСО 9 000, что способствует планомерному развитию производства. Область аккредитации подчинена Правительству и Госстандарту РБ. Деятельность Госнадзора финансируется из государственного бюджета. В рамках системы управления окружающей средой (СУОС) создано 2 подсистемы: система экологической сертификации и система лесной сертификации. При Госстандарте РБ создан национальный информационный центр ВТО.

По материалам 21-го заседания Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации подготовилаМарина СОЛДАТЕНКО


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2002 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость