Дискуссионное предложение: новая градостроительная доминанта в Минске — 1,5-километровый вертикальный тротуар
Описание проблемы
Гость или турист, прибывающий с северо-востока (аэропорт, автомагистраль со стороны Москвы), попадает в Минск, как правило, через проспект Франциска Скорины. Подъезд к столице здесь хорошо благоустроен: не видно грязных промышленных зон, непривлекательной местности или отталкивающей архитектуры. Вместо этого замечаешь, что застройка от края города становится более компактной, осуществляется мягкий переход от природы к городу, который превосходно и привлекательно организован в градостроительном отношении.
Если двигаться дальше через город по проспекту Ф. Скорины на юго-запад, то по гармоничным фасадам видно, что застройка от въезда в город до площади Независимости выполнена как единый архитектурный ансамбль. Минск вдоль проспекта становится более плотным, столичным, представительным. От обелиска на площади Победы проспект без какого-либо оптического разрыва уходит прямо-таки в “в бесконечность”. На этот великолепный градостроительный эффект обращаешь внимание каждый раз, когда приезжаешь в Минск (это можно встретить только в крупных городах: например, в Берлине — улица 17 июня, или в Нью-Йорке — Манхэтенн, 5-я авеню).
Но возникает ряд вопросов. Есть ли в столице Беларуси центр города? Где он находится? Находится ли он на проспекте Машерова напротив Старого города? Является ли центром города район стадиона “Динамо” или улицы Немига? Находится ли центр у железнодорожного вокзала или в районе центрального рынка? Как определит гость города, где находится центр? Какое место является самым посещаемым в городе и где оно будет в будущем?
Издали за центр города скорее всего можно принять имеющий форму башни отель “Беларусь”.
Но ведь самым репрезентативным проспектом Минска является проспект Ф. Скорины! Здесь находятся самые важные культурные учреждения, органы власти, универмаги и т. д., тут самые красивые фасады. И центр политической жизни Минска размещается во внушительном здании Дворца Республики. Тем не менее, в городе нет объекта, который указывал бы на местонахождение главной улицы. Нет ни одного высотного сооружения, которое издали привлекало бы гостей города на этот фешенебельный бульвар, вызывало бы у них любопытство посетить центр города.
На главном бульваре отсутствуют особые выразительные архитектурные формы, кроме разве что угловой башни на ЦУМе или рекламных щитов на домах на углу проспекта Ф. Скорины и улицы Янки Купалы. Почти не видно каких-либо броских возвышающихся сооружений, которые позволили бы гостям города ориентироваться на проспекте Ф. Скорины. Обелиск на площади Победы — исключение. Ни одна из форм на этом проспекте не выходит за рамки своего пространственного значения.
Если едешь от площади Победы к площади Независимости, то не предполагаешь, где находится Дворец Республики. Ничто не предвещает, что сейчас появится значимое сооружение, издали не видно даже разрыва в застройке проспекта.
Сама площадь, на которой стоит Дворец Республики, представляет собой пустое, негостеприимное, слишком большое пространство, которое служит лишь для презентации Дворца и окружающих зданий. Там себя чувствуешь неуютно. Гость или житель города может в лучшем случае восхититься величественной, но мертвой архитектурой и затем в страхе убежать. Дворец отстоит на слишком большом расстоянии от проспекта. Хотя Дворец на своем постаменте представляет собой внушительное зрелище и великолепно выделяется глубиной предлежащей площади, эта оживленная площадь в центре города так же неуютна для пребывания, как и площадь Независимости. Октябрьская площадь производит запугивающее и отталкивающее действие. Это решение представляется устаревшим и ненужным в большом современном городе.
Предложение
Город, напротив, должен быть живым, представлять собой то, чем можно в хорошем смысле гордиться, быть местом, где люди с удовольствием проводили бы свое время, где они сумели бы почерпнуть новые идеи и отдохнуть. Я предлагаю устранить слабые места проспекта Ф. Скорины, для чего следует провести дополнительные работы, которые, по моему мнению, необходимы для улучшения центра города.
Площадь перед Дворцом Республики таит в себе огромный потенциал. Внеся несколько изменений (см. ситуационный план), можно слишком большое, неуютное и пустое пространство разделить на три площади вокруг Дворца. Это сделает данное место более уютным, создаст новые возможности для его использования и тем самым повысит привлекательность центра города.
Для этого требуется лишь поставить перед Дворцом слева и справа две новые стенки. Кроме того, потребуется дополнительное озеленение, подобающие столице водные архитектурные сооружения, зонирование площади на малые архитектурные формы: например, крытые тротуары и тому подобные сооружения. Этих целей можно достичь без какого-либо значительного ограничения видимости Дворца и принижения его архитектурного значения.
По минимуму можно было бы сделать следующее: например, на юго-западной стороне построить дополнительное сооружение, а на юго-восточной стороне посадить парами дополнительные деревья (см. ситуационный план). Это позволит из одной пустой площади сделать три связанных друг с другом площади меньшего размера, каждая из которых будет иметь свою атмосферу.
Сооружение же на юго-западной стороне должно стать отсутствующей в настоящее время градостроительной доминантой, которая обозначит и оживит репрезентативный центр Минска.
Достойно похвалы то, что сохранена послевоенная архитектура проспекта Ф. Скорины. Однако вдоль этого многокилометрового бульвара нет современных строений. Нет архитектурных сооружений, которые показали бы прогресс строительной культуры за последние 50 лет. По этой причине нужно сознательно разорвать на Октябрьской площади гармоничную развертку фасадов. В виде исключения нужно разрешить здесь превысить высоту застройки, которая одинакова в других местах.
Новая башня-доминанта не может не стать олицетворением новой архитектуры большого города и будет тем символом Минска, который невозможно ни с чем спутать. Это легкое и современное, открытое и всегда доступное для пешеходов здание соединится с находящимся напротив сквером посредством пешеходного моста, украшенного зеленью. Филигранная, технически изящная и функциональная архитектура здания-башни не создаст конкуренции Дворцу Республики, а свяжет его с современной и многообразной культурной средой ХХI века.
Я представляю себе не высотный дом в стиле небоскреба, а башню в 12 этажей. Это та высота, которая лучше всего подходит для символа в данном месте. По соединенному с сооружением так называемому вертикальному тротуару и спиралеобразной платформе с удобным уклоном в 4,5%, можно пешком без проблем попасть на любой этаж здания-башни и на пешеходный мост, ведущий к скверу. Вдоль спиралеобразного “вертикального тротуара” располагаются все достопримечательности здания-башни: зимние сады, магазины, рестораны, кинозалы и т. п. Спираль шириной 5 м удлиняет дорожку для гуляния и ведет гуляющих на вершину башни, с которой открывается уникальный вид на белорусскую столицу.
Маленький сквер между Дворцом Республики и музеем Великой Отечественной войны, так же, как и новый “вертикальный тротуар” с западной стороны, по-новому делит пространство. Скверик дает тень и создает психологическую защиту возле открытой площади перед Дворцом Республики и объединяет площадь, широкий фешенебельный бульвар проспекта и сквер на юге в единое целое. Украшенный зеленью пешеходный мост над проспектом Ф. Скорины соединяет сквер с площадью. А новые водные архитектурные сооружения на площади могут создать дополнительную привлекательность этому месту и улучшить его внутренний климат.
“Вертикальный тротуар” содержит следующие элементы архитектуры:
Леонидов: НКТН; Мельников: Русаков-клуб; Татлин: монумент 3-го Интернационала, все в Москве; Фостер: Коммерцбанк, Франкфурт-на-Майне; MVRDV: павильон Expo-2000, Ганновер и др.
Возможности эксплуатации сооружения:
— торговые пассажи или/и многофункциональный кинотеатр, центр станции метро, офисы, гастрономические магазины, центр средств массовой информации, конференц-центр.
Проблемы, которые следует и можно решить:
— устройство фундамента этого сооружения над станцией метро;
— обеспечение необходимых мер безопасности в зависимости от видов эксплуатации;
— достижение требуемой архитектурной легкости/прозрачности пешеходного моста;
— создание места стоянки автомашин над подземным гаражом Дворца Республики.
Рихард ПИРШКЕ (Richard PIERSCHKE), дипломированный инженер-архитектор, член Союза немецких архитекторов(Мюнстер, Германия)
Подготовил к печати Д. ЖУКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2002 год в рубрике архитектура