О состоянии и перспективах развития водопроводно-канализационного хозяйства Беларуси


По материалам сообщения замминистра ЖКХ РБ Валерия Новака на российско-белорусском научно-практическом семинаре “Проблемы водоснабжения и водоотведения”, прошедшем в Смоленске 23 апреля.
За последние десять лет мощность коммунального водопровода и канализации возросла соответственно на 46 и 57%, в том числе и за счёт приема на баланс местных советов сетей и сооружений ВКХ от предприятий других министерств и ведомств. Ежесуточно предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства подается потребителям свыше 3 млн. куб. м питьевой воды и отводится через коммунальные системы канализации более 2 млн. куб. м стоков. В целом 96,5 процента городского жилищного фонда местных Советов оборудовано водопроводом и 96,4 процента — канализацией. В сельской местности эти показатели в два-три раза ниже.
Правительством республики, министерством, местными исполнительными и распорядительными органами предпринят ряд мер, направленных на улучшение работы подотрасли. Разработан и принят Закон республики Беларусь “О питьевом водоснабжении”. В течение 1998–2000 годов в рамках подготовки к введению Закона осуществлялась реализация Республиканской программы первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой. В том числе частью организационных мер стало выделение из состава РПО и создание самостоятельных предприятий ВКХ, прежде всего на селе и в районах, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В области водопроводно-канализационного хозяйства одновременно проводится работа по совершенствованию нормативно-технической документации. Выполнена разработка ряда нормативных документов по проектированию, строительству, эксплуатации объектов ВКХ. В республике введены в действие санитарные нормы и правила “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 10-124 РБ 99”, стандарт Беларуси — СТБ “Питьевая вода. Методы контроля”. В свете требований Закона Республики Беларусь “О питьевом водоснабжении” осуществляется лицензирование деятельности по эксплуатации сетей сооружений и инженерного оборудования систем водоснабжения и водоотведения, ведутся работы по сертификации питьевой воды централизованных систем водоснабжения, осуществляется внедрение новой техники и технологий.
Предпринимаются шаги по привлечению в развитие водопроводно-канализационного хозяйства средств зарубежных инвесторов. За счет грантов Всемирного Банка и Европейского Банка Реконструкции и Развития выполнена разработка ТЭО водоснабжения и охраны окружающей среды в городах Минск, Гомель, Брест, Витебск, Гродно. По предложениям Минжилкомхоза и Минприроды Датским агентством по охране окружающей среды принято решение о выделении грантовых средств на реконструкцию очистных сооружений гг. Брест, Браслав, Витебск.
Задания программы направлены в первую очередь на мобилизацию всех существующих резервов систем водоснабжения и водоотведения с целью максимального использования их возможностей.
Наряду с Программой “Чистая вода” Минжилкомхоз является соисполнителем таких серьезных государственных документов, как разработанный Минздравом Национальный план действий по гигиене окружающей среды Беларуси на 2001–2005 годы, разработанный Минприроды Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001–2005 годы.
Вместе с тем, уровень развития объектов коммунального водопроводно-канализационного хозяйства пока еще остается на недостаточно высоком уровне и не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Сложная экономическая ситуация в республике негативно отражается на состоянии ВКХ. Недостаточное финансирование подотрасли на протяжении последних лет, неплатежи предприятий и организаций вследствие их тяжелого финансового положения привели к нарушению процесса воспроизводства основных фондов, систематическому недоремонту объектов и сооружений.
Показатель износа основных производственных фондов колеблется в пределах от 40 до 70 %, что приводит с одной стороны к ухудшению качества оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения, а с другой — к увеличению затрат на их производство и реализацию.
Несмотря на принимаемые меры исполнительных и распорядительных органов, Минжилкомхоза, Минздрава, Минприроды, около половины населения республики потребляет воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям.
Основным источником централизованного водоснабжения населения Беларуси являются подземные воды. В гг. Минск, Гомель, Гродно для хозяйственно-питьевого водоснабжения частично используется вода из поверхностных источников. Питьевое водоснабжение 2,8 млн. чел. сельского населения (около 90%) осуществляется из шахтных колодцев и базируется на использовании грунтовых вод, незащищенных от возможных загрязнений.
Приборным учетом не полностью охвачены забор, подача и распределение воды потребителями, что не позволяет объективно оценивать в действующих формах статистической отчетности как водопотребление, так и потери воды, которые могут достигать 20-40% общей подачи воды.
В Беларуси в последние годы наметилась тенденция ухудшения качества поверхностных и подземных вод. Наиболее остро эта проблема стоит в городах и районах с высокой концентрацией промышленных предприятий, а также в населенных пунктах, расположенных вблизи крупных животноводческих комплексов и ферм, складов минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов. Низкое качество выражается в увеличении общей минерализации, росте содержания соединений азота, хлоридов, тяжелых металлов в воде, появлении в воде нефтепродуктов, фенолов и др.
По отрасли ВКХ с перегрузкой или на пределе мощности работают до 30 процентов городских очистных сооружений, что приводит к сбросу в открытые водоемы недостаточно очищенных сточных вод (в истекшем году было сброшено около 5 млн. м. куб.).
В рамках выполнения Постановления Совета Министров “О дополнительных мерах по минимизации и преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС” в 21 районе Брестской, Гомельской и Могилевской областей предстоит создать предприятия водопроводно-канализационного хозяйства для эксплуатации существующих и намеченных к строительству систем водоснабжения и канализации. Для этого потребуется пробурить 74 артезианские скважины, построить 25 станций очистки воды, проложить 343 км водопроводных сетей.
Немало усилий во всех областях необходимо приложить для завершения строительства начатых строительством объектов ВКХ: водозаборов, городских очистных сооружений, сокращения и полного прекращения в водоемы сброса недостаточно очищенных сточных вод. Требует решения проблема снижения объемов осадков сточных вод.
Существующие тарифы на услуги водоснабжения и канализации для населения составляют менее 30 % от средней себестоимости и не покрывают всех затрат на производство, в то время как потребление воды жилищным сектором составляет около 80 процентов общего объема водопотребления.
У нас есть инженерные разработки по очистке воды, технологиям бурения и регенерации скважин, новым материалам, отвечающие мировому уровню, которые пока не востребованы. При широком внедрении они могли бы решить многие проблемы обеспечения населения питьевой водой, а также стать предметом экспорта как в страны СНГ, так и в дальнее зарубежье.
В условиях недофинансирования отрасли для развития и обеспечения устойчивой работы коммунального водопроводно-канализационного хозяйства необходимо изыскивать другие источники финансирования: внебюджетные фонды, средства промышленных предприятий, иностранные инвестиции и т.п.
Учитывая сложившуюся экологическую и экономическую обстановку в республике в рамках проводимой работы по совершенствованию нормативно-законодательной базы управления водными ресурсами и качеством вод Минжилкомхозом внесены предложения Минприроды по разработке “Концепции охраны водоемов Республики Беларусь по бассейновому признаку”.
Разработка и последующее внедрение бассейновой концепции позволит сконцентрировать усилия на укреплении существующих и внедрении новых подходов в управлении качеством вод и водными ресурсами. Концепция включает экономические стимулы. Она позволит определить приоритет проектов и программ, введения новых технологий, что, как свидетельствует международный опыт, экономически более эффективно, чем выделение больших средств при их дефиците на развитие дорогостоящей инфраструктуры.

К печати подготовила Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2002 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость