Второй республиканский семинар по вопросам экспорта: передовой опыт и рекомендации



30 апреля состоялся республиканский семинар “Экспортная деятельность предприятий строительных материалов и конструкций Минстройархитектуры Республики Беларусь в 2001-2002 годах, тенденции ее развития, проблемы, постановочные вопросы”.
Участники семинара были приглашены на ОАО “Керамин” для обсуждения, и прежде всего для ознакомления с организацией работы одного из успешных предприятий белорусской стройиндустрии обмена опытом в налаживании экспорта.
Национальная программа развития экспорта в Беларуси предусматривает рост экспорта товаров по стране с 2000 по 2005 годы на 30,7 % и услуг — на 41 %.
Для промышленности строительных материалов и конструкций экспорт — это основной источник средств для модернизации технологии и обновления оборудования, освоения выпуска современной конкурентоспособной продукции, а также для оплаты за импортные топливно-энергетические и материальные ресурсы.
Многие белорусские материалы завоевали популярность и пользуются спросом на рынках России и других стран. Это — полированное стекло (ОАО "Гомельстекло"), керамическая плитка ("Керамин". Брестский КСМ, ''Березастройматериалы"), легкие металлоконструкции (Молодечненский ЗЛМК), керамический кирпич (ОАО "Керамика"), оконные и дверные блоки ("'Барановичидрев") и др. Продукция предприятий министерства находит сбыт в Московском, Санкт-Петербургском и других регионах. ОАО "Керамин" экспортирует свою продукцию во многие регионы России, вплоть до Владивостока. В 2001 году по ряду основных материалов доля экспорта превысила 30 %, в том числе по керамической плитке — 90 %; мягкой кровле — 61 %, гипсокартонным листам — 45 %, стеклу полированному — 40 % и др.
Лучшие показатели по экспортной деятельности у ОАО "Керамин", которое поставляет за рубеж свыше 80 % выпускаемой продукции. Поэтому не случайно это предприятие было выбрано базой проведения второго республиканского семинара по проблемам экспорта.
Путешествуя по цехам завода, — традиционным и модернизированным, — участники семинара ознакомились с организацией производства декоративной облицовочной плитки, плитки “Грэсс”, сантехнической керамики. Не меньше, чем четкость работы итальянских производственных роботов и конвейерных линий, в цехах завода обращает на себя внимание чистота рабочих мест и аккуратность калибровки и упаковки готовой продукции, продуманная система техники безопасности.
Небольшое количество людей в цехах, сосредоточенно трудящихся на своих рабочих местах, налаженная логистика готовой продукции завершают впечатление хорошо налаженного производства. Налицо функционирующая система управления качеством по международному стандарту ИСО 9000.
Принципы полной системы управления качеством лежат и в основе управленческих процессов “Керамина”, в работе финансовой и маркетинговой служб, служб главного технолога и энергетика.
Сегодня 74 % сбыта плитки “Керамина” составляет экспорт. Ориентация на экспорт помогла предприятию укрепить свое положение, но она же поднимает планку требований к организации производства и сбыта.
Руководство ОАО “Керамин” сегодня уже имеет опыт присутствия на динамичных рынках Российской Федерации, Украины, Казахстана, Прибалтики, где конкуренция постоянно усиливается. Секреты своей конкурентоспособности “Керамин” не держит в тайне. Главная цель предприятия сегодня: поддержка производства на высоком технологическом уровне.
Этому способствуют планомерная амортизационная политика, отказ от бартерных операций, активное использование банковских технологий факторинга и лизинга, льготирование реинвестированной прибыли, высокая мотивация труда работников, составляющих преобладающее большинство акционеров предприятия.
Значительную роль в обосновании и развитии стратегии предприятия играет маркетинг. Маркетинг ОАО “Керамин” отличается системностью, четкостью продвижения продукции и работы с дилерами.
Стержень маркетинга — не в агрессивности поведения, а в поддержании широкого ассортимента и сервиса у дилеров.
Однако даже такое сильное предприятие не минуют трудности, общие для всех белорусских экспортеров строительных материалов. Цены на белорусские строительные материалы на рынках ближнего зарубежья продолжают расти, что делает нашу продукцию неконкурентоспособной.
Это происходит по нескольким причинам. И не в последнюю очередь из-за высоких темпов инфляции, неоправданно высоких цен на газ и электроэнергию, транспортных тарифов. У большинства белорусских предприятий, львиная доля производства которых еще каких-то 10 лет назад экспортировалась, к этим проблемам добавляется отсталая технология производства, нерешенные проблемы реструктуризации предприятий.
Участники Республиканского семинара выработали и одобрили следующие рекомендации для дальнейшей совместной работы:
1. Разработать перспективный комплексный план модернизации промышленности строительных материалов и конструкций Минстройархитектуры Республики Беларусь, предусмотрев постепенное поэтапное закрытие энергоёмких и экологически вредных производств, а также производств, требующих импорта дорогостоящего и экологически вредного сырья и перепрофилирование их на новые виды продукции.
Обеспечить в соответствии с разработанным Минстройархитектуры планом дальнейшее развитие приоритетных производств строительных материалов и изделий, успешно конкурирующих на международных рынках.
2. Продолжить работу по модернизации технологии производства строительных материалов с доведением их показателей до уровня передовых стран Европы. С этой целью активно использовать мощности Могилевского завода "Строммашина" и других машиностроительных предприятий Беларуси.
3. Обеспечить согласованность ценовой и тарифной политики Республики Беларусь и Российской Федерации в области установления тарифов на железнодорожные перевозки, стоимости энергоресурсов, предоставления налоговых льгот.
4. В целях координации экспортной и импортной деятельности, обеспечения высокого уровня интеграционных процессов, в частности смягчения проблемы демпинга, считать целесообразным создание Союза по защите товаропроизводителей совместно с Россией и Украиной.
5. Создать условия (в виде налоговых и других льгот) для привлечения иностранного капитала в отрасль строительных материалов и стройиндустрии (по примеру России и Украины), прежде всего в следующие подотрасли: цементная, деревообрабатывающая промышленность, промышленность керамических стеновых материалов, промышленность теплоизоляционных материалов.
6. Считать целесообразным создание подотраслевых некоммерческих объединений родственных предприятий, в первую очередь, Союза цементников РБ.
7. Продолжить работу по сертификации продукции на базе стандартов ИСО 9000, ИСО 9002.
8. Принять меры для сохранения позиций белорусских строительных материалов на рынках регионов Российской Федерации.
9. Целесообразно вернуться к существовавшему ранее порядку исчисления НДС от выручки за вычетом стоимости материальных затрат. Изучить и предложить внедрить опыт Литовской Республики, в которой НДС не взимается с выручки за экспортируемые товары.
10. Считать необходимым отказаться от требования перечислять налог и другие обязательные платежи предприятиями-экспортерами авансом до поступления на их счета выручки от реализации продукции (налог на недвижимость, чрезвычайный и экологический налог, платежи в фонд социальной защиты и др.).
11. Считать необходимым повышение квалификации работников маркетинговых служб. Эти службы должны более активно определять основные направления развития предприятий, принимать участие в решении вопросов освоения новой продукции и стратегии сбыта.
12. Создать эффективный механизм защиты внутреннего рынка РБ от попыток импорта в нашу страну строительных материалов и изделий по демпинговым ценам.
Как видно из программы предложенных мероприятий, Минстройархитектуры необходимо понимание и поддержка других министерств и ведомств.
Поэтому принять участие в работе семинара были приглашены представители министерства экономики, министерства иностранных дел, таможенного комитета, Белорусской железной дороги. Однако представители перечисленных ведомств, кроме МИДа, не проявили интереса к совместному обсуждению существующих проблем экспорта стройматериалов.

Подготовила Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2002 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость