Существующие проблемы экспорта преодолимы
Положение дел
В 2001 году объем экспорта белорусских строительных материалов по сравнению с 2000 годом вырос на 32,8 %, причем экспорт в страны дальнего зарубежья вырос почти в полтора раза, а в страны ближнего зарубежья — на 30 %. Происходит переориентация экспорта отдельных материалов с российского и украинского рынков на рынки стран дальнего зарубежья.
В 2001 году впервые за последние 4 года был превышен максимальный объем экспорта белорусских стройматериалов, достигнутый в 1997 году. Стоимость экспорта стройматериалов и изделий в 1997 году по министерству составила 120,3 млн. долларов. В 2001 году — 149,9 млн. долл. — на 24,6 % больше.
Объем экспортных поставок стройматериалов и изделий в большой степени зависит от уровня производства этой продукции. В 2001 году выросли объемы производства: цемента на 31,8 %; строительных металлоконструкций на 13,5 %; плитки керамической напольной на 40%; плитки для внутренней облицовки — на 20 % и ряда других материалов. Однако снизились объемы производства рулонных кровельных материалов, сборного железобетона, шифера, стеновых материалов, линолеума, столярных изделий.
Падение производства основных строительных материалов не может не тревожить, так как тем самым снижается экспортный потенциал отрасли. При этом запасы готовой продукции на многих предприятиях министерства превышают месячный выпуск.
В I квартале 2002 г темп роста экспорта несколько снизился. Объем экспорта в I квартале 2002 г составил 114 % к уровню I квартала прошлого года (для сравнения: объем экспорта за 2001 г составил 132,8 % от уровня предыдущего, 2000 г.). Однако в I квартале 2002 г по сравнению с тем же периодом 2001 г возрос экспорт: цемента в 6,4 раза, плитки керамической в 1,4 раза, строительных металлоконструкций в 1,4 раза, стеновых материалов в 1,7 раза, стекла полированного на 15 %, оконных блоков в 2 раза. Значительно снизился объем экспорта мягкой кровли, сборного железобетона, керамзита, шифера и ряда других.
Уменьшился объем экспорта Брестского КСМ, ПП "Березастройматериалы", ОАО "Кровля", Барановичского завода ЖБИ, Оршанского комбината СЖБИиК, Новолукомльского завода керамзитового гравия и других. За счет этих предприятий снизились темпы роста экспорта по отрасли в целом.
Новинки предприятий стройндустрии
Тем не менее, в 2001 году предприятия министерства много работали над совершенствованием производства, освоением новой продукции. На ОАО “Гомельстекло” проведена реконструкция, налажен выпуск прямого стекла для автомобильной и тракторной промышленности на новой линии с французским оборудованием. Намечена организация выпуска новых стеклопакетов, которые в два раза дешевле импортных аналогов. На Минском заводе стройматериалов получен керамический кирпич с морозостойкостью 150. Уже начат его серийный выпуск. На ПРУП “Кричевцементношифер” осваивается выпуск шифера с полимерным цветным покрытием. К концу года намечено ввести в действие вторую очередь цементного производства на ОАО "Красносельскстройматериалы". В июле будет введена в эксплуатацию новая линия по производству кубовидного щебня на РУП "Гранит".
Отраслевой программой энергосбережения предусмотрено более 260 мероприятий, реализация которых позволит сэкономить в текущем году около 70 тыс. тонн условного топлива. Среди крупных энергосберегающих мероприятий, намечаемых к выполнению 2002–2005 годах, — ввод в действие газотурбинных установок на белорусском цементном заводе и стеклозаводе "Неман"; энергосберегающих печей на ОАО "Керамин"; замена пневмотранспорта готовой продукции на механический на АО "Доломит"; внедрение комплекса для утилизации и очистки газов на ОАО "Гомельстекло" и другие.
Изменение конъюнктуры на внешних рынках
Официальные данные за I квартал показали, что объем экспорта за 1 квартал 2002 года по сравнению с тем же периодом 2001 года вырос всего на 14,0 % при годовом задании 16 %. По мнению ряда экономистов, для нормального функционирования промышленного предприятия необходимо, чтобы оно экспортировало не менее 30 % выпускаемой продукции. Проведенное сравнение объемов производства и экспорта строительных материалов и изделий в 2001 году на отдельных предприятиях показывает, что многие производители основных стройматериалов экспортирует больше 30 % выпускаемой продукции, в том числе ОАО “Керамин”, Брестский КСМ, ОАО “Гомельстекло”, ОАО “Кровля”, ОАО “Гомельстройматериалы” и ряд других.
Однако значительная часть продукции этих предприятий поставляется в Россию и на Украину, в то время как в этих странах ускоренными темпами возводятся новые и модернизируются действующие заводы стройматериалов. Например, во Фряново Московской области в конце 2001 г введен в действие новый крупнейший в России завод по выпуску керамической плитки. Решение о строительстве было принято в конце 1999 г. Менее чем через два года дал первую продукцию оборудованный по последнему слову техники завод стоимостью 16 млн. долларов США. Такие темпы ввода новых мощностей в России и Украине подстегивают руководителей отечественных предприятий интенсивнее работать над конкурентоспособностью своих изделий. Беларусь постепенно сворачивает экспорт продукции своих предприятий в Российскую Федерацию, в том числе и стройматериалов. Российские предприятия стали активнее повышать качество продукции, снижать себестоимость, повышать конкурентоспособность.
Обострение конкурентной борьбы выражается в антидемпинговых расследованиях со стороны потребителей нашей продукции в Литве, Латвии, Украине. Ряд литовских и латвийских производителей инициировали антидемпинговые расследования в отношении шифера, извести и цемента, поставляемого белорусскими предприятиями. Это резко сказалось на объемах нашего экспорта в Литву и Латвию.
В свою очередь, анализ показал, что объемы импорта строительных материалов в Беларусь постоянно растут, а цены на них на белорусском рынке снижаются. В результате импортные строительные материалы, в первую очередь теплоизоляционные, занимают уже значительную долю белорусского внутреннего рынка.
Что касается рынков дальнего зарубежья, то конкуренция на них еще жестче. Она заставляет белорусских производителей продавать свою продукцию по ценам ниже мировых. При этом стоимость импортного оборудования, необходимого нашим предприятиям для производства и технического перевооружения, сырья, материалов и комплектующих продолжает расти. Усугубляет эту проблему административное регулирование цен, не учитывающее реальную инфляцию.
Положение с экспортом цемента
Белорусским предприятиям становится всё труднее конкурировать с соседями.
Например, белорусский цемент вытесняется на внешних рынках более дешевыми цементами российских предприятий. Если нашим производителям не удастся в ближайшее время существенно снизить себестоимость отечественного цемента, российские цементники могут вытеснить его и с внутреннего белорусского рынка.
Основные причины, повышающие себестоимость нашего цемента — высокая энергоёмкость и неполное использование мощностей. Эти два фактора связаны между собой. Чтобы снизить энергоёмкость, необходимо модернизировать производство, нужны инвестиции. В то же время экономические расчеты показывают, что инвестиции будут эффективны только в том случае, если загрузка мощностей будет не меньше 50 %.
Нас ожидают совсем не простые времена. Литовское правительство утвердило перечень стран с нерыночной экономикой, к которым будет применяться специальный режим во внешней торговле. Наша страна попала в этот перечень из 16 стран наряду с Северной Кореей, Китаем, Россией и Украиной. Главное, что цена на импортируемую из этих стран в Литву продукцию будет устанавливаться в соответствии с ценой на аналогичную продукцию, произведенную в странах с рыночной экономикой. Средняя цена на цемент в Европе составляет 65 долларов за 1 тонну. Литовский завод в Акмяне продает свой цемент за 35 — 40 долларов за тонну. Нас хотят вынудить продавать цемент за 65 долларов за тонну, т.е. сделать его в Литве неконкурентоспособным.
По официальным данным, в 2001 году экспорт белорусского цемента вырос на 4,3 % от уровня 2000 г в натуральном выражении и упал на 16,3 % в долларовом исчислении. Но даже этот мизерный рост (в натуральном выражении) достигнут только за счет применения системы взаимозачетов.
На практике белорусские цементные заводы отстранены от прямой маркетинговой работы по сбыту своей продукции в российские регионы.
Как Россия решает проблему защиты интересов промышленников
Конечно, в таких условиях значительного роста производства и экспорта ожидать не приходится. Российская цементная промышленность, стремясь защитить свой внутренний рынок и укрепиться на внешних рынках, использует интеграционное движение внутри отрасли: идет по пути создания союзов, ассоциаций, концернов, финансово-промышленных групп. Такие объединения в состоянии противостоять давлению мировых производителей цемента, которые в начале 90-х годов вышли на российский рынок. Кроме того, они оказались в состоянии выйти со своим цементом на европейские рынки и на рынки стран Азии.
К примеру, АО "Штерн-Цемент" — корпорация со 100 % российским капиталом — кроме того, что имеет представительства в 14 регионах России, открывает представительство в Риге, откуда собирается выходить в Скандинавские страны, Северную Германию и дальше по морю в Испанию, Португалию. "Штерн-Цемент" уже вышел на венгерский рынок, откуда готовит прорыв на рынки Австрии, Чехии, Польши, Италии.
Российские специалисты считают, что мировой цементный рынок сегодня очень ёмкий. Во многих странах имеет место экономический подъем, который влечет за собой строительный бум и резкий рост потребности в цементе, так как на Западе широко развито монолитное домостроение. Цены на цемент довольно высокие — энергоресурсы дороги и экологи ставят жесткие ограничения. Стоимость 1 тонны цемента — не ниже 65 долларов. Поэтому Россия может с выгодой продавать свой цемент на западных рынках. Такое развитие экспортной деятельности российских цементников стало возможным в результате создания мощных корпоративных объединений.
У нас же цементные предприятия на внешних рынках, даже на российском, действуют разобщенно. Кроме того, они еще слабо владеют современными методами управления производством, осуществления маркетинговой деятельности.
Белорусским цементным предприятиям целесообразно было бы также объединиться на коммерческой или некоммерческой основе, для защиты своих интересов.
То же предложение относится и к ряду других подотраслей промышленности стройматериалов республики, выпускающих керамический кирпич, силикатные и ячеистобетонные изделия, теплоизоляционные материалы. В России, Литве и в ряде других стран успешно работают Союзы и Ассоциации кирпичников и тому подобные объединения.
Какие возможности увеличения экспорта существуют
И все же в существующих условиях предприятия Минстройархитектуры имеют возможность увеличить экспорт в Российскую Федерацию. Речь идет в первую очередь о Калининградской области. Когда Польша и Литва станут членами Европейского Союза, Калининградский регион окажется отрезанным от России. Тогда на калининградский рынок хлынут товары польских и литовских фирм, не выдержавших конкуренции с европейскими производителями и переориентировавшими свой экспорт на Калининград. Это может привести к потере для белорусских стройматериалов калининградского рынка. Хотя возможность его сохранения еще имеется.
Дело в том, что Калининградская администрация понимает необходимость создания в своём анклаве удовлетворительных социальных условий и рассчитывает на импорт недорогих и качественных белорусских товаров, в том числе строительных материалов. Отношение калининградских властей к Беларуси самое благоприятное. Нужно воспользоваться этим и закрепиться в этом регионе, как это сделало руководство Гродненского КСМ. Директор комбината Лучина А.А. провел большую работу с потенциальными потребителями продукции предприятия. В результате Гродненский КСМ экспортирует сегодня в калининградский регион почти половину выпускаемой продукции.
Предприятия Калининградской области, выпускающие сборный железобетон, могут ежегодно приобретать до 20 тыс. тонн белорусского цемента каждое. Однако до сих пор с ними никто из белорусских цементников не работал, поэтому они покупают российский и литовский цемент.
Конечно, предприятия нашей отрасли работают в трудных условиях. Они испытывают сложности с экспортом продукции по многим причинам, которые всем известны.
Успешный экспорт — заслуга руководителей предприятий
Неудачи в производственной и экономической деятельности у нас принято списывать на что угодно, начиная от дороговизны сырья и энергии и кончая происками торговых партнеров. К сожалению, руководители производственных коллективов менее всего склонны винить себя.
Тем более заслуживают уважения руководители многих предприятий, которые и в этих условиях смогли приспособиться к требованиям рынка. В первую очередь нужно сказать об ОАО "Керамин". Это предприятие по праву называют флагманом нашей стройиндустрии. "Керамин" дает министерству до одной трети объемов экспорта. Представляет интерес также опыт работы Минского завода строительных материалов. Новое руководство завода за два года смогло вывести предприятие из тяжелого положения, найти его нишу на рынке. Были пересмотрены основные параметры производства, номенклатура продукции. Произведена модернизация производства, освоена новая технология, проведен ряд структурных и организационных преобразований. Сокращен аппарат управления, линейный персонал, а также некоторое количество рабочих. Это позволило заводу существенно снизить издержки производства и увеличить в 2001 году объем экспорта на 12,4 %.
По договоренности между правительствами России и Беларуси цены на газ для белорусских предприятий должны быть снижены. Но даже в лучшем случае цена газа будет не ниже 30-35 долларов за 1000 м З. Расчеты, выполненные специалистами отечественных цементных заводов, показывают, что такое удешевление газа позволит снизить цену цемента лишь на 12-14 % и не сделает наш цемент конкурентоспособным. Таким образом, белорусским цементным заводам, как и всем предприятиям промышленности стройматериалов, для восстановления своих позиций на рынках России необходимо целенаправленно вести работу по снижению себестоимости цемента — сокращать расход топлива и энергии, совершенствовать технологию, снизить численность работающих. Видимо, пора провести настоящую приватизацию всех цементных предприятий с возможным их объединением. Опыт "Керамина" и Минского ЗСМ показывает, что от руководителей в первую очередь зависит, как организовано дело, имеет ли предприятие выход на рынок и приносит ли оно прибыль.
По информации отдела экспорта Минстройархитектуры подготовила Светлана ГЛАЗКОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2002 год в рубрике экономика