Тарифная политика в энергосбережении
Основным тезисом тарифной политики является обеспечение условий стимулирования энергосбережения на всех стадиях производства, транспорта и потребления энергоносителей, поступательного развития и амортизации объектов ТЭК, соблюдения баланса интересов всех производителей и потребителей энергии.
В республике продолжает действовать практика, когда электрическая энергия реализуется потребителям по регулируемым Минэкономики одно- и двухставочным тарифам, единым на территории республики и дифференцированным по группам потребителей.
Тепловая энергия отпускается по одноставочным тарифам, дифференцированным по областям и группам потребителей, а регулирование осуществляется также Минэкономики. Следовательно, в организационном и методическом плане никаких изменений в тарифной политике не происходит, за исключением внедрения экономического метода распределения затрат на топливо между тепловой и электрической энергией на ТЭЦ.
Существующая система тарифообразования на тепловую и электрическую энергию, включающая перекрестное субсидирование, отрицательно сказывается на функционировании всего народного хозяйства, т.к. уход значительной части предприятий от централизованного теплоснабжения на базе комбинированной выработки тепловой и электрической энергии дает годовой перерасход топлива около 810 тыс. т у.т.
Необходимо неотложно осуществить запланированные решения по сведению до обоснованного минимума величины перекрестного субсидирования, установить другую базу удельных расходов топлива для формирования тарифов на тепло- и электроэнергию и ввести экономически обоснованный налог на топливо, исключая источники электроэнергетики.
При этом должен быть обеспечен более высокий уровень дифференции тарифов на тепловую энергию в зависимости от ее энергоценности.
Еще одним шагом к возврату более полного использования теплофикационных мощностей ТЭЦ должно стать введение предельно низких тарифов на дополнительное потребление их тепла предприятиями по отношению к уровню базового года.
Учитывая, что в большинстве случаев у потребителей сохранились теплотрассы и запорно-регулирующая арматура, восстановление потребления тепла от ТЭЦ не потребует капительных вложений.
Таким образом, при восстановлении только 50% прежнего количества тепла от ТЭЦ будет обеспечена экономия топлива около 400 тыс. т у.т. в год.
В связи с частым изменением нагрузки, режимов работы оборудования, цен на топливо, материалы и комплектующие, высоким уровнем инфляции изменяются как отдельные составляющие, так и в целом себестоимость продукции, а тарифы пересматриваются значительно реже, чем этого требуют объективные экономические условия.
В этой связи необходимо изменить организационную форму утверждения и корректировки тарифов.
Целесообразно разработать такую методику формирования и условия корректировки тарифов и утвердить ее в соответствующих ведомствах (Минэкономики, Госкомэнергосбережения), а право оперативной корректировки на основании утвержденных положений предоставить непосредственно концерну “Белэнерго” и Минжилкоммунхозу.
В свою очередь, Минэкономики и Энергетические комиссии должны осуществлять периодическую проверку правильности принятых исходных данных и расчетов.
Чтобы усилить ответственность потребителей за заявленную тепловую мощность и обеспечить нормальное содержание действующих и своевременный ввод новых мощностей необходимо проработать вопрос перехода к двухставочным тарифам и по тепловой энергии. В этом же направлении требуется совершенствование ценовой политики и на природный газ.
Суть основных принципов тарифной политики с точки зрения энергосбережения формулируется следующим образом:
1. Уровень тарифов на электро- и теплоэнергию, а также цен на топливо должен создать экономические условия, обеспечивающие развитие энергосберегающих технологий в производственных процессах производителей и потребителей ТЭР.
2. Тарифы на все виды энергоносителей должны обеспечивать сбалансированность социально-экономических интересов производителей и общества, имея в виду, в первую очередь, сведения к минимуму перекрестного субсидирования льготируемых групп потребителей с принятием адекватных мер по защите малоимущих слоев населения.
3. Обеспечение для заинтересованных лиц открытости и доступности материалов по рассмотрению и утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также цен на топливо.
4. Ответственность органов, занимающихся государственным регулированием тарифов и цен, за экономическую обоснованность тарифов, за своевременность их внедрения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
5. Основным движущим механизмом снижения затрат должна стать конкуренция производителей и поставщиков энергии.
6. Устанавливать и оперативно корректировать тарифы на все виды энергоносителей по утвержденным методикам должны энергоснабжающие организации под контролем энергетических комиссий, Минэкономики, Госкомэнергосбережения и облисполкомов.
Стандартизация
В период 2001–2005 гг. необходимо осуществить систему мер по реализации положений, изложенных в статьях 4 и 11 Закона “Об энергосбережении” в части разработки национальных стандартов по энергоэффективности продукции, работ и услуг и их соответствия международным стандартам и нормам.
На первом этапе следует разработать национальный стандарт маркировки по показателям энергоэффективности производимого в республике бытового оборудования в соответствии с международными нормами, а также механизм ограничения импорта в республику энергопотребляющего оборудования, не соответствующего международным нормам энергоэффективности.
Для практической реализации этого направления деятельности целесообразно проведение сертификации всего импортного оборудования на его соответствие энергетической и экологической эффективности.
Учитывая, что в странах мирового сообщества существуют различные стандарты, нормы и правила в части энергоэффективности оборудования, приборов и материалов, особое внимание следует уделить созданию соответствующего банка данных, при наличии которого можно осуществлять выбор наиболее приемлемых для республики направлений стандартизации с учетом реальных технических и экономических возможностей.
По материалам Комитета по энергонадзору и энергосбережению
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
В республике продолжает действовать практика, когда электрическая энергия реализуется потребителям по регулируемым Минэкономики одно- и двухставочным тарифам, единым на территории республики и дифференцированным по группам потребителей.
Тепловая энергия отпускается по одноставочным тарифам, дифференцированным по областям и группам потребителей, а регулирование осуществляется также Минэкономики. Следовательно, в организационном и методическом плане никаких изменений в тарифной политике не происходит, за исключением внедрения экономического метода распределения затрат на топливо между тепловой и электрической энергией на ТЭЦ.
Существующая система тарифообразования на тепловую и электрическую энергию, включающая перекрестное субсидирование, отрицательно сказывается на функционировании всего народного хозяйства, т.к. уход значительной части предприятий от централизованного теплоснабжения на базе комбинированной выработки тепловой и электрической энергии дает годовой перерасход топлива около 810 тыс. т у.т.
Необходимо неотложно осуществить запланированные решения по сведению до обоснованного минимума величины перекрестного субсидирования, установить другую базу удельных расходов топлива для формирования тарифов на тепло- и электроэнергию и ввести экономически обоснованный налог на топливо, исключая источники электроэнергетики.
При этом должен быть обеспечен более высокий уровень дифференции тарифов на тепловую энергию в зависимости от ее энергоценности.
Еще одним шагом к возврату более полного использования теплофикационных мощностей ТЭЦ должно стать введение предельно низких тарифов на дополнительное потребление их тепла предприятиями по отношению к уровню базового года.
Учитывая, что в большинстве случаев у потребителей сохранились теплотрассы и запорно-регулирующая арматура, восстановление потребления тепла от ТЭЦ не потребует капительных вложений.
Таким образом, при восстановлении только 50% прежнего количества тепла от ТЭЦ будет обеспечена экономия топлива около 400 тыс. т у.т. в год.
В связи с частым изменением нагрузки, режимов работы оборудования, цен на топливо, материалы и комплектующие, высоким уровнем инфляции изменяются как отдельные составляющие, так и в целом себестоимость продукции, а тарифы пересматриваются значительно реже, чем этого требуют объективные экономические условия.
В этой связи необходимо изменить организационную форму утверждения и корректировки тарифов.
Целесообразно разработать такую методику формирования и условия корректировки тарифов и утвердить ее в соответствующих ведомствах (Минэкономики, Госкомэнергосбережения), а право оперативной корректировки на основании утвержденных положений предоставить непосредственно концерну “Белэнерго” и Минжилкоммунхозу.
В свою очередь, Минэкономики и Энергетические комиссии должны осуществлять периодическую проверку правильности принятых исходных данных и расчетов.
Чтобы усилить ответственность потребителей за заявленную тепловую мощность и обеспечить нормальное содержание действующих и своевременный ввод новых мощностей необходимо проработать вопрос перехода к двухставочным тарифам и по тепловой энергии. В этом же направлении требуется совершенствование ценовой политики и на природный газ.
Суть основных принципов тарифной политики с точки зрения энергосбережения формулируется следующим образом:
1. Уровень тарифов на электро- и теплоэнергию, а также цен на топливо должен создать экономические условия, обеспечивающие развитие энергосберегающих технологий в производственных процессах производителей и потребителей ТЭР.
2. Тарифы на все виды энергоносителей должны обеспечивать сбалансированность социально-экономических интересов производителей и общества, имея в виду, в первую очередь, сведения к минимуму перекрестного субсидирования льготируемых групп потребителей с принятием адекватных мер по защите малоимущих слоев населения.
3. Обеспечение для заинтересованных лиц открытости и доступности материалов по рассмотрению и утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также цен на топливо.
4. Ответственность органов, занимающихся государственным регулированием тарифов и цен, за экономическую обоснованность тарифов, за своевременность их внедрения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
5. Основным движущим механизмом снижения затрат должна стать конкуренция производителей и поставщиков энергии.
6. Устанавливать и оперативно корректировать тарифы на все виды энергоносителей по утвержденным методикам должны энергоснабжающие организации под контролем энергетических комиссий, Минэкономики, Госкомэнергосбережения и облисполкомов.
Стандартизация
В период 2001–2005 гг. необходимо осуществить систему мер по реализации положений, изложенных в статьях 4 и 11 Закона “Об энергосбережении” в части разработки национальных стандартов по энергоэффективности продукции, работ и услуг и их соответствия международным стандартам и нормам.
На первом этапе следует разработать национальный стандарт маркировки по показателям энергоэффективности производимого в республике бытового оборудования в соответствии с международными нормами, а также механизм ограничения импорта в республику энергопотребляющего оборудования, не соответствующего международным нормам энергоэффективности.
Для практической реализации этого направления деятельности целесообразно проведение сертификации всего импортного оборудования на его соответствие энергетической и экологической эффективности.
Учитывая, что в странах мирового сообщества существуют различные стандарты, нормы и правила в части энергоэффективности оборудования, приборов и материалов, особое внимание следует уделить созданию соответствующего банка данных, при наличии которого можно осуществлять выбор наиболее приемлемых для республики направлений стандартизации с учетом реальных технических и экономических возможностей.
По материалам Комитета по энергонадзору и энергосбережению
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2002 год в рубрике энергетика